Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Кому принадлежит радиочастотный спектр в кабельных сетях?

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Кому принадлежит радиочастотный спектр в кабельных сетях?

Александр Дудородов
Исполнительный директор ассоциации "Уральские телевизионные сети", г. Екатеринбург

Александр Дудородов

В связи с бурным развитием систем кабельного телевидения в последнее время в этой области заметно активизировались законотворческие процессы. Нормативные документы часто готовятся министерствами в очень сжатые сроки и в лучшем случае при участии лишь нескольких наиболее крупных кабельных операторов. При этом не всегда защищенными оказываются интересы небольших операторов, эксплуатирующих сети размером менее 20 тыс. абонентов. А ведь именно они составляют около 80% от общего количества кабельных операторов России. Поэтому предварительно необходимо определить позицию кабельного сообщества по концептуальным вопросам, чтобы в дальнейшем опираться на нее при обсуждении и разработке нормативных документов

Рассмотрим некоторые аспекты использования радиочастотного спектра.

Его специфика состоит в том, что сети кабельного телевидения являются закрытой средой распространения. При этом не используется общий (эфирный) радиочастотный ресурс. До момента строительства кабельной сети внутри нее не существует частотных каналов (они есть только в эфире). Возможность использования любых частотных каналов, по которым осуществляется телерадиовещание в сетях кабельного телевидения, да и сами эти каналы создаются кабельным операто­ром в процессе строительства. Так чьей же собственностью они являются?

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, "право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом".

Существуют ли какие-то законные ограничения права собственности на радиочастотные каналы? Да. Они установлены Федеральным законом РФ "О связи". Дословно: "Регулирование использования радиочастотного спектра и орби­ тальных позиций спутников связи является исключительным правом государства.

В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выделения радиочастот.

Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

Как видим, ограничений, запрещающих иметь радиочастотные каналы в частной или какой-либо другой собственности, законом не установлено. Кабельные операторы могут являться собственниками частотных каналов, созданных в процессе строительства кабельных сетей, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Единственное законное ограничение заключается в том, что исключительное право на регулирование использования радиочастотного спектра принадлежит государству. При этом, как следует из второй части процитированной выше ст. 12 Федерального закона РФ "О свя­ зи", Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать порядок выделения радиочастот только в целях обеспечения электромагнитной совместимости. А регистрации в качестве радиоэлектронных средств подлежат только те средства, которые являются источниками электромагнитного излучения.

Принимая во внимание, что мощность сигналов радиочастоты в системах коллективного приема телевизионных программ не превышает 15 мВт, все сигналы распространяются внутри закрытой среды (коаксиальный кабель) с высокой экранировкой. Системы не содержат никаких элементов, предназначенных для работы в режиме излучения электромагнитных волн в окружающее пространство. Поэтому законность требований о согласовании частотных планов и о регистрации кабельных сетей в качестве радиоэлектронных средств вызывает серьезные сомнения.

В соответствии со ст. 35, 36 Конституции РФ, "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами... Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц". В Гражданском кодексе РФ эта норма раскрыта более подробно: "Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц".

Таким образом, любые ограниче ния прав кабельного оператора по использованию частотных каналов внутри сетей, являющихся его собственностью, могут рассматриваться как нарушение действующего законодательства, а также как нарушение конституционных прав человека.

Ограничения могут быть установлены только на внешние параметры кабельной сети, например в виде норм на допустимые электромагнитные излучения или требований о совместимости со стандартными телевизионными приемниками.

Недопустимость ограничения прав по использованию собственного радиочастотного спектра предполагает определенный набор последующих действий.

Во-первых, необходимо добиваться прекращения разрешительного порядка получения частотных присвоений в кабельных сетях и признания прав кабельных операторов на свободное использование радиочастот непосредственно с момента строительства сети. Это непростой процесс, требующий изменения существующего порядка лицензирования как в области связи, так и в области телерадиовещания. Ведь в настоящий момент без согласования с Радиочастотной службой РФ невозможно получить лицензию на использование радиочастот для осуществления деятельности в области кабельного телевидения.

Во-вторых, необходимо добиваться, чтобы лицензии на вещание в кабельных сетях выдавались без указания конкретного канала вещания, так как смысл лицензирования состоит в обеспечении контроля над программным наполнением распространяемой информации, а не над техническими характеристиками канала передачи, к числу которых относится частота несущей.

В связи с текущим обсуждением изменений к Закону "О средствах массовой информации" на этом вопросе хотелось бы остановиться чуть подробнее.

С одной стороны, бесконтрольное распространение продукции средств массовой информации (СМИ) недопустимо во избежание трансляции экстремистских, порнографических и тому подобных программ. С другой — сложился фактически двухшаговый порядок получения права на распространение телерадиопрограмм: во-первых, необходимо осуществлять их регистрацию, во-вторых, дополнительно к этому на телерадиовещание следует получить лицензию. Причем для распространения периодических печатных изданий и электронных СМИ (вещание в Интернете) получать лицензию на вещание не требуется. Зарегистрировав СМИ, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций уже получает возможность осуществлять контроль над распространяемой продукцией и при наличии нарушений действующего законодательства имеет право отозвать свидетельство о регистрации СМИ.

Нормативными документами Минсвязи РФ официально подтверждено существование технической возможности строительства нескольких параллельных сетей кабельного телевидения, в каждой из которых используется свой собственный частотный ресурс. Следовательно, количество частотных каналов телерадиовещания в сетях кабельного телевидения принципиально не ограничено. Учитывая вышесказанное, а также то, что ограничение конституционных прав кабельных операторов на использование собственных частотных каналов недопустимо, предлагаем в дальнейшем при подготовке изменений в Закон "О средствах массовой информации" по аналогии с распространением электронных изданий (вещанием в Интернете) отказаться от практики лицензирования телерадиовещания в сетях кабельного телевидения и ограничиться регистрацией СМИ.

Подводя итоги, сформулируем основные тезисы, на которые следует опираться при обсуждении новых нормативных документов.

  1. Частотный ресурс в кабельных сетях является собственностью кабельных операторов.
  2. Кабельные операторы имеют право свободно владеть и распоряжаться собственным частотным ресурсом в соответствии с действующим законодательством РФ.
  3. Государство вправе регулировать использование радиочастотного спектра в виде установки норм на излучения в целях обеспечения электромагнитной совместимости.
  4. До внесения изменений в Закон "О средствах массовой информации" лицензии на осуществление телерадиовещания в кабельных сетях должны выдаваться без указания частотного канала вещания.

Надеемся, что это позволит устранить излишние препоны в работе кабельных операторов, ускорит развитие этой сферы бизнеса и приведет к увеличению возможностей населения по доступу к источникам массовой информации.

Мнение по поводу...

Сергей Комаров, Генеральный директор ООО "Радиовещательные технологии"

Сергей Комаров

Я согласен с автором статьи по поводу того, что частотные планы внутри кабельных сетей телевидения и распределение программ по каналам — это внутреннее дело оператора, а поэтому не должно подвергаться го­сударственному лицензированию.

Однако отдавать эти вопросы на откуп операторам тоже нельзя. Причин тому несколько. В их числе как технические, так и экономические.

Во-первых, из-за не очень хорошей экранировки кабельных сетей (мягко говоря) и особенно абонентских отводов для каждого населенного пункта существует оптимальный частотный план, который следует разработать и рекомендовать операторам. Соблюдение этого частотного плана не должно быть обязательным, но каждый оператор прекрасно понимает, что несоблюдение рекомендаций чревато низким качеством вещания из-за возможных помех от эфирных радиосредств.

Во-вторых, это связано с экономикой. Развитие любого бизнеса идет по пути его укрупнения. При этом объединение нескольких мелких сетей в один холдинг при сохранении собственников не позволит оптимизировать технический комплекс, если используются разные частотные планы. Попытка же их изменения в уже функционирующих сетях значительно повлияет на количество зрительской и рекламной аудиторий, а также на доходы операторов. В результате этого операторы выгоду от укрупнения своего бизнеса не получат. Таким образом, развитие экономических структур в области кабельного телевидения может быть серьезно заторможено.

В качестве решения данного вопроса можно, обратившись к западному опыту, создать общественный координационный орган, представляющий интересы кабельных операторов (например, такой, как IEEE — Институт инженеров электронной техники, чьи рекомендации имеют силу стандартов, хотя и не обязательны для применения). Координацию подобных работ могла бы взять на себя Российская ассоциация кабельного телевидения.

Разумеется, при общественном и рекомендательном характере технических решений в области использования операторами радиочастотного спектра, разработки частотных планов должны проводиться централизованно, с использованием единой базы данных действующих радиосредств. Этот вопрос может быть решен Главным радиочастотным центром на основе взаимовыгодного сотрудничества с Ассоциацией кабельного телевидения России.

Остается продумать юридические и организационные вопросы, чтобы при сохранении необязательного характера данных разработок все же заинтересовать операторов использовать в своих сетях рекомендуемые частотные планы. С моей точки зрения, именно этот вопрос может оказаться наиболее сложным. И решение его всецело ложится на самих операторов. Организующая роль при этом, на мой взгляд, должна принадлежать Российской ассоциации кабельного телевидения.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2003
Посещений: 14887

  Автор

Александр Дудородов

Александр Дудородов

Исполнительный директор ассоциации "Уральские телевизионные сети", г. Екатеринбург

Всего статей:  2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций