В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Дудородов
Исполнительный директор ассоциации "Уральские телевизионные сети", г. Екатеринбург
В связи с бурным развитием систем кабельного телевидения в последнее время в этой области заметно активизировались законотворческие процессы. Нормативные документы часто готовятся министерствами в очень сжатые сроки и в лучшем случае при участии лишь нескольких наиболее крупных кабельных операторов. При этом не всегда защищенными оказываются интересы небольших операторов, эксплуатирующих сети размером менее 20 тыс. абонентов. А ведь именно они составляют около 80% от общего количества кабельных операторов России. Поэтому предварительно необходимо определить позицию кабельного сообщества по концептуальным вопросам, чтобы в дальнейшем опираться на нее при обсуждении и разработке нормативных документов
Рассмотрим некоторые аспекты использования радиочастотного спектра.
Его специфика состоит в том, что сети кабельного телевидения являются закрытой средой распространения. При этом не используется общий (эфирный) радиочастотный ресурс. До момента строительства кабельной сети внутри нее не существует частотных каналов (они есть только в эфире). Возможность использования любых частотных каналов, по которым осуществляется телерадиовещание в сетях кабельного телевидения, да и сами эти каналы создаются кабельным оператором в процессе строительства. Так чьей же собственностью они являются?
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, "право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом".
Существуют ли какие-то законные ограничения права собственности на радиочастотные каналы? Да. Они установлены Федеральным законом РФ "О связи". Дословно: "Регулирование использования радиочастотного спектра и орби тальных позиций спутников связи является исключительным правом государства.
В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выделения радиочастот.
Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Как видим, ограничений, запрещающих иметь радиочастотные каналы в частной или какой-либо другой собственности, законом не установлено. Кабельные операторы могут являться собственниками частотных каналов, созданных в процессе строительства кабельных сетей, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Единственное законное ограничение заключается в том, что исключительное право на регулирование использования радиочастотного спектра принадлежит государству. При этом, как следует из второй части процитированной выше ст. 12 Федерального закона РФ "О свя зи", Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать порядок выделения радиочастот только в целях обеспечения электромагнитной совместимости. А регистрации в качестве радиоэлектронных средств подлежат только те средства, которые являются источниками электромагнитного излучения.
Принимая во внимание, что мощность сигналов радиочастоты в системах коллективного приема телевизионных программ не превышает 15 мВт, все сигналы распространяются внутри закрытой среды (коаксиальный кабель) с высокой экранировкой. Системы не содержат никаких элементов, предназначенных для работы в режиме излучения электромагнитных волн в окружающее пространство. Поэтому законность требований о согласовании частотных планов и о регистрации кабельных сетей в качестве радиоэлектронных средств вызывает серьезные сомнения.
В соответствии со ст. 35, 36 Конституции РФ, "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами... Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц". В Гражданском кодексе РФ эта норма раскрыта более подробно: "Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц".
Таким образом, любые ограниче ния прав кабельного оператора по использованию частотных каналов внутри сетей, являющихся его собственностью, могут рассматриваться как нарушение действующего законодательства, а также как нарушение конституционных прав человека.
Ограничения могут быть установлены только на внешние параметры кабельной сети, например в виде норм на допустимые электромагнитные излучения или требований о совместимости со стандартными телевизионными приемниками.
Недопустимость ограничения прав по использованию собственного радиочастотного спектра предполагает определенный набор последующих действий.
Во-первых, необходимо добиваться прекращения разрешительного порядка получения частотных присвоений в кабельных сетях и признания прав кабельных операторов на свободное использование радиочастот непосредственно с момента строительства сети. Это непростой процесс, требующий изменения существующего порядка лицензирования как в области связи, так и в области телерадиовещания. Ведь в настоящий момент без согласования с Радиочастотной службой РФ невозможно получить лицензию на использование радиочастот для осуществления деятельности в области кабельного телевидения.
Во-вторых, необходимо добиваться, чтобы лицензии на вещание в кабельных сетях выдавались без указания конкретного канала вещания, так как смысл лицензирования состоит в обеспечении контроля над программным наполнением распространяемой информации, а не над техническими характеристиками канала передачи, к числу которых относится частота несущей.
В связи с текущим обсуждением изменений к Закону "О средствах массовой информации" на этом вопросе хотелось бы остановиться чуть подробнее.
С одной стороны, бесконтрольное распространение продукции средств массовой информации (СМИ) недопустимо во избежание трансляции экстремистских, порнографических и тому подобных программ. С другой — сложился фактически двухшаговый порядок получения права на распространение телерадиопрограмм: во-первых, необходимо осуществлять их регистрацию, во-вторых, дополнительно к этому на телерадиовещание следует получить лицензию. Причем для распространения периодических печатных изданий и электронных СМИ (вещание в Интернете) получать лицензию на вещание не требуется. Зарегистрировав СМИ, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций уже получает возможность осуществлять контроль над распространяемой продукцией и при наличии нарушений действующего законодательства имеет право отозвать свидетельство о регистрации СМИ.
Нормативными документами Минсвязи РФ официально подтверждено существование технической возможности строительства нескольких параллельных сетей кабельного телевидения, в каждой из которых используется свой собственный частотный ресурс. Следовательно, количество частотных каналов телерадиовещания в сетях кабельного телевидения принципиально не ограничено. Учитывая вышесказанное, а также то, что ограничение конституционных прав кабельных операторов на использование собственных частотных каналов недопустимо, предлагаем в дальнейшем при подготовке изменений в Закон "О средствах массовой информации" по аналогии с распространением электронных изданий (вещанием в Интернете) отказаться от практики лицензирования телерадиовещания в сетях кабельного телевидения и ограничиться регистрацией СМИ.
Подводя итоги, сформулируем основные тезисы, на которые следует опираться при обсуждении новых нормативных документов.
Надеемся, что это позволит устранить излишние препоны в работе кабельных операторов, ускорит развитие этой сферы бизнеса и приведет к увеличению возможностей населения по доступу к источникам массовой информации.
Сергей Комаров, Генеральный директор ООО "Радиовещательные технологии"
Я согласен с автором статьи по поводу того, что частотные планы внутри кабельных сетей телевидения и распределение программ по каналам — это внутреннее дело оператора, а поэтому не должно подвергаться государственному лицензированию.
Однако отдавать эти вопросы на откуп операторам тоже нельзя. Причин тому несколько. В их числе как технические, так и экономические.
Во-первых, из-за не очень хорошей экранировки кабельных сетей (мягко говоря) и особенно абонентских отводов для каждого населенного пункта существует оптимальный частотный план, который следует разработать и рекомендовать операторам. Соблюдение этого частотного плана не должно быть обязательным, но каждый оператор прекрасно понимает, что несоблюдение рекомендаций чревато низким качеством вещания из-за возможных помех от эфирных радиосредств.
Во-вторых, это связано с экономикой. Развитие любого бизнеса идет по пути его укрупнения. При этом объединение нескольких мелких сетей в один холдинг при сохранении собственников не позволит оптимизировать технический комплекс, если используются разные частотные планы. Попытка же их изменения в уже функционирующих сетях значительно повлияет на количество зрительской и рекламной аудиторий, а также на доходы операторов. В результате этого операторы выгоду от укрупнения своего бизнеса не получат. Таким образом, развитие экономических структур в области кабельного телевидения может быть серьезно заторможено.
В качестве решения данного вопроса можно, обратившись к западному опыту, создать общественный координационный орган, представляющий интересы кабельных операторов (например, такой, как IEEE — Институт инженеров электронной техники, чьи рекомендации имеют силу стандартов, хотя и не обязательны для применения). Координацию подобных работ могла бы взять на себя Российская ассоциация кабельного телевидения.
Разумеется, при общественном и рекомендательном характере технических решений в области использования операторами радиочастотного спектра, разработки частотных планов должны проводиться централизованно, с использованием единой базы данных действующих радиосредств. Этот вопрос может быть решен Главным радиочастотным центром на основе взаимовыгодного сотрудничества с Ассоциацией кабельного телевидения России.
Остается продумать юридические и организационные вопросы, чтобы при сохранении необязательного характера данных разработок все же заинтересовать операторов использовать в своих сетях рекомендуемые частотные планы. С моей точки зрения, именно этот вопрос может оказаться наиболее сложным. И решение его всецело ложится на самих операторов. Организующая роль при этом, на мой взгляд, должна принадлежать Российской ассоциации кабельного телевидения.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2003
Посещений: 14887
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций