В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Татьяна Королева
ФГУП НИИР,
Центр анализа ЭМС, инженер
Дмитрий Тур
ФГУП НИИР,
Центр анализа ЭМС, инженер
Международный союз электросвязи (МСЭ) с 15 мая по 16 июня 2006 г. проводил вторую сессию Региональной конференции радиосвязи (РКР-06), посвященную планированию цифровой наземной радиовещательной службы
Выделение и присвоение
На РКР-06 было принято Региональное соглашение и связанные с ним резолюции по вопросам планирования цифровой наземной радиовещательной службы в Районе 1 (а точнее в частях этого района, расположенных к западу от меридиана 170 в.д. и к северу от параллели 40 ю.ш., за исключением территории Монголии) и в Исламской Республике Иран в полосах частот 17-230 МГц и 470-862 МГц. В приложение к этому соглашению входят частотные планы (цифровой и аналоговый), разработанные в ходе проведения конференции. Цифровой план (содержащий присвоения для T-DAB, выделения для T-DAB, присвоения для DVB-T, выделения для DVB-T) состоит из двух частей: для полосы частот 174-230 МГц и для полосы частот 470-862 МГц. Аналоговый план разработан для полос частот 174-230 МГц и 470-862 МГц.
Цифровое выделение - это запись в плане, описывающая некую географическую зону, на территории которой обеспечивается цифровое вещание в определенном частотном канале, причем местоположение и характеристики передатчиков, обеспечивающих это покрытие, неизвестны. На рис. 1 в качестве примера показано выделение "Курск" на 24-м телеканале.
Цифровое присвоение — это запись в плане, обозначающая передатчик с конкретными характеристиками (излучаемая мощность, высота антенны и т.п.) и известным местоположением, которому присваивается определенный частотный канал. В табл. 1 приведены технические параметры цифрового присвоения "Курск".
Предварительный план
При подготовке к РКР-06 был разработан предварительный план перехода на цифровое вещание. Планирование велось следующим образом: сначала была создана сетка выделений, охватывающая всю территорию Российской Федерации. Каналы распределялись по выделениям с учетом их электромагнитной совместимости, а потом в каждом выделении подбирались передатчики с определенными характеристиками для обеспечения покрытия зоны выделения цифровым частотным каналом. Преимущество такого способа планирования заключается в равномерном распределении каналов по отведенной территории, не осложненном подбором точных параметров передающих станций на начальном этапе планирования.
Стоит отметить, что частотные каналы для цифрового покрытия подбирались в первую очередь из числа тех, которые не заняты аналоговым вещанием. Использовать эти каналы можно в самом начале перехода от аналогового к цифровому вещанию, в период совместной работы. Далее рассматривались частотные каналы, которые используются аналоговым вещанием сейчас, но в течение переходного периода (или по окончании его) возможно применение этих каналов под цифровое вещание.
Системы T-DAB и DVB-T обеспечивают определенную степень свободы для реализации большого разнообразия вариантов обслуживания населения радиовещательными программами. В частности, для DVB-T можно предположить несколько тысяч конфигураций планирования (путем комбинирования различных возможных схем модуляции, скоростей кодирования, режимов быстрого преобразования Фурье (FFT), защитных интервалов, режимов приема, классов качества покрытия, подходов к организации сети и т. д.). Таким образом та или иная конфигурация планирования характеризует сумму всех подходящих технических аспектов реализации радиовещательной службы. Однако с точки зрения управления использованием спектра большое число этих теоретически возможных комбинаций мало применимы или неприменимы вообще. Кроме того, с точки зрения анализа совместимости (которая является основной проблемой при разработке частотного плана) большое число реалистичных и значимых конфигураций планирования могут рассматриваться как эквивалентные, поскольку они мало или совсем не отличаются друг от друга по аспектам совместимости. Для целей частотного планирования возможно сокращение количества так называемых эталонных конфигураций планирования (ЭКП), которые теперь абстрактны в том смысле, что больше не соответствуют конкретным конфигурациям реального планирования. Таким образом, эталонная конфигурация планирования характеризует реализацию T-DAB или DVB-T с параметрами типичной конфигурации планирования. В отношении DVB-T достижимо сокращение большого числа возможных конфигураций планирования до трех конфигураций ЭКП для каждой из двух эталонных частот (200 МГц и 650 МГц), что облегчает разработку частотного плана и определение координационных процедур. Эталонные конфигурации планирования для DVB-T сведены в табл. 2. В отношении системы T-DAB ситуация проще, поскольку большого разнообразия возможных конфигураций планирования не существует. Частотное планирование выполнялось для подвижного приема или приема на портативное оборудование внутри помещений со средней скоростью канального кодирования R = 0,5. Эталонные конфигурации планирования для системы T-DAB в III диапазоне сведены в табл. 3.
Для внедрения сетей DVB-T были разработаны четыре вида эталонных сетей. Различаются эталонные сети количеством передатчиков, расстояниями между передатчиками, размером зоны обслуживания и т.д.
Заявки в расчетный центр
Формирование финального плана происходило с помощью многократных пересчетов. Разработка плана проводилась в четыре итерации. Перед каждой итерацией администрация связи подавала заявки в расчетный центр Бюро радиосвязи.
Заявки могли быть четырех видов:
Приняв поданные заявки, МСЭ просчитывал возможность внесения данной заявки в план с учетом их электромагнитной совместимости. Таким образом, результатом каждой итерации было соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных заявок. Для сравнения ниже приведены данные по России (RUS) и Италии (I) по результатам 1-4 итераций для IV-V диапазонов.
Из табл. 4 видно, что количество удовлетворенных заявок России уже после первой итерации превышало 90%, притом, что у Италии она не составляла даже 15% при меньшем общем количестве поданных заявок. Так же видно, что общее число поданных Россией заявок к четвертой итерации увеличилось по сравнению с первой, то есть в план было включено более 100% поданных заявок.
Длительность переходного периода
Другой целью конференции было определение длительности переходного периода, после окончания которого цифровой план полностью заменит аналоговый. Целесообразность перехода от аналогового наземного телерадиовещания к цифровому уже давно не вызывает вопросов. Однако стоит упомянуть о главном преимуществе этого перехода. Как известно, частотный спектр ограничен и почти полностью использован, а один частотный телевизионный канал, в котором передается одна ТВ-программа, занимает довольно широкую полосу частот — 8 МГц. Поэтому встал вопрос о переходе на новые цифровые технологии, которые позволят более рационально использовать частотный спектр. Такой новой технологией и стал стандарт DVB-T. Он позволит в одном частотном канале транслировать до 5-6 телевизионных программ, которые передаются единым мультиплексированным потоком. Таким образом переход на цифровое вещание значительно "разгрузит" частотный спектр.
В ходе конференции было решено, что переходный период закончится в 2015 г. До 2015 г. на территории РФ будут действовать как аналоговые, так и цифровые вещательные станции. Причем защита от цифрового телевидения будет обеспечиваться только тем аналоговым станциям и станциям других первичных служб, которые вошли в Эталонную ситуацию. Эталонная ситуация включает в себя существующие и планируемые присвоения радиовещательной службы, а также существующие и планируемые присвоения других первичных служб, которые учитывались при разработке плана. Оставшиеся аналоговые присвоения при введении новых цифровых,учитываться не будут, а в случае создания помех должны быть отключены.
Непростая задача
На РКР-06 администрация связи каждой страны ставила определенные задачи для своей делегации. Для делегации Российской Федерации главной задачей было добиться включения в финальный цифровой план всех 100% заявок, которые Россия подготовила к началу конференции. Эти заявки (7031 для DVB-T, 59 для T-DAB) явились результатом кропотливой работы специалистов на этапе создания плана входных требований к РКР-06 в рамках региональной организации РСС. Учитывая потребности вещателей в частотах, Министерство связи РФ поставило задачу обеспечения семи "покрытиями" всей территории нашей страны, используя метровый и дециметровый диапазоны частот.
Это значит, что для каждого выделения, то есть территории ограниченной его контрольными точками, необходимо присвоить не менее семи частотных каналов, причем хотя бы один из них должен быть из метрового диапазона. Стоит отметить, что для так называемых проблемных районов (это территории вокруг крупных водоемов) было необходимо получение шести "покрытий". Основная работа на конференции, касающаяся непосредственно планирования, велась именно вокруг этих проблемных районов, где получение желаемого числа частот было непростой задачей. Предвидя такой сценарий работы на конференции, администрация связи России еще на этапе подготовки к РКР-06 грамотно организовала работы по подготовке и структуре делегации, поделив сотрудников, работающих в комитете по планированию, на 3 группы по территориальному признаку (три проблемных района -это территории, которые окружают бассейны Каспийского, Черного и Балтийского морей). Хорошая организация работ по подготовке российской делегации к РКР-06 сыграла важную роль в достижении поставленных задач.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2006
Посещений: 15094
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций