В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Михаил Шубин
Генеральный директор ФГУП ТТЦ "Останкино"
В 1979 году Михаил Шубин окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева по специальности "Промышленное и гражданское строительство". За большой вклад в развитие информационной политики в 2004 году был награжден знаком "За заслуги в области сетевых информационных технологий". В 2007 году стал лауреатом Национальной премии "Медиа Менеджер России - 2007". В 1997 году занимал позицию заместителя директора по производству ООО "Информационное агентство "Д.Р. Ин-форм". С конца 1997 по 1999 год работал заместителем генерального директора, начальником экономического отдела Дирекции телевизионного вещания ВГТРК. С 1999 года занимал должность генерального директора ФГУП "Распорядительная дирекция МПТР России". С марта 2006 года является генеральным директором ФГУП "ТТЦ "Останкино"
- Что входит в понятие "рынок телерадиоуслуг"?
- Это рынок телевизионных технологических услуг, связанных с производством контента, включая затраты на финансирование всех бизнес-процессов, относящихся к оказанию данного вида услуг. Это и расходы на приобретение или аренду техники и производственных помещений, амортизацию, налоговые отчисления, зарплата, расходы по эксплуатации, на транспорт и другие постоянные и переменные расходы без учета затрат на распространение сигнала.
- Какой доход приносит этот рынок, в какую сумму можно его оценить и какую часть этого рынка занимают затраты на технические услуги?
- Если брать данные по рынку телерекламы и радиорекламы за первую половину 2007 г. и умножить их на два, то мы получим 4,2 млрд у.е. и 400 млн
у.е. соответственно. Эти цифры не
включают в себя всех доходов телерадиокомпаний, как производителей, так
и вещателей, таких как средства на развитие от акционеров и спонсоров, продажи прав, бюджетов всех уровней и
т.д. По нашим
оценкам, это увеличивает указанную сумму еще минимум на 30%. Таким образом, корректно будет говорить о цифре 6
млрд у.е. По мнению западных экспертов, на производство и закупку
контента телевещатель в среднем тратит 60-70% своего , причем часть этих средств уходит на покупку контента за рубежом (кинофильмы, трансляции мероприятий). Путем несложной арифметики мы получаем цифру в 4,2 млрд у.е. -это то, что теоретически должен тратить наш рынок на телерадиоуслуги. 30% от этой суммы расходуется на технические и телекоммуникационные услуги без учета затрат на распространение сигнала. То есть мы должны говорить о сегодняшнем годовом рынке в размере 1,3-1,5 млрд у.е. минимум. При том, что рынок телерадиоуслуг в России сильно недооценен по сравнению с зарубежным. Простой пример: стоимость аренды ПТС в Европе в 2-2,5 выше, чем в России. Вся емкость нашего рынка на сегодня ориентировочно составляет 500 млн у.е, то есть фактически она недооценена как минимум в два раза. Это совпадает с прямой оценкой наших рыночных услуг, которые мы предоставляем заказчикам.
- С чем связано такое различие в цене услуги?
- Первое - простая, исторически сложившаяся недооценка услуги, в результате чего мы фактически недобираем стоимость по рынку в целом. Второе - ценообразование. В настоящий момент рынок только начал свое движение в сторону корректного ценообразования, учитывающего целиком конъюнктуру, а также цепочку всех бизнес-процессов, влияющих на цену предоставления услуги телепроизводства. Это вопросы закупки и обслуживания оборудования, учета затрат на содержание штата и амортизацию, нормы прибыли, финансирования и целый ряд других важных моментов, многие из которых по исторически сложившимся обстоятельствам выпали из цепочки формирования цены. Большой массив технологического оборудования в силу определенных обстоятельств, таких как освоение бюджетов, закупки техники под конкретную программу или какую-либо локальную задачу, оказался в руках средних и мелких компаний. По факту эта техника уже устарела, но все еще предлагается и по серьезно заниженным ценам, не учитывающим нормальные организационные процессы.
- В чем отличие отечественного рынка телерадиовещания и что сейчас тормозит телерадиовещание РФ?
- Отсутствие структуры и прозрачности в России. Это основное отличие. Наш рынок достаточно молод по сравнению с западным. Он изначально строился под решение локальных задач, а не исходя из потребностей заказчиков в целом. То есть фактически отсутствовали рыночные механизмы при формировании конъюнктуры. Есть понимание того, из чего состоит наш рынок, кто основные игроки на нем, но при этом вопросы нормального, рыночного ценообразования, регламентации отношений поставщик услуг/заказчик и многие другие важные моменты только формируются. Неструктурированность в итоге приводит к сильному торможению развития рынка в целом.
- Что необходимо, на Ваш взгляд, поменять в структуре телерадиовещания для его дальнейшего успешного развития?
- Надо просто отпустить рынок, дать ему спокойно, нормально развиваться, что и происходит. Рыночная среда - это удивительно интересная и тонкая материя. Она, с одной стороны, является источником энергии, приводящей в движение рынок и обеспечивающей его активность, с другой - выступает как организующий элемент. Переход на цифру - очередной виток технологической эволюции приведет к резкой реструктуризации существующего положения дел, к дифференциации по отраслям и узкой специализации. В этом отношении ситуация в России коренным образом не будет отличаться от пути, уже пройденного в европейских странах.
- На XI Международном конгрессе HAT Вы сказали, что в ТРВ-отрасли остро стоит кадровая проблема. Что необходимо сделать для ее решения?
- Отрасль телерадиовещания является одной из наиболее инновационных и динамичных, возможно, поэтому разговоры о недостатке кадров привычны для нас. Однако это не снимает проблему. Причем речь идет не только о специалистах с высшим образованием, но и о получивших среднеспециальное образование. В стране не хватает учебных заведений, техникумов, колледжей, предоставляющих качественное среднеспециальное образование. Зачастую при закрытии той или иной вакантной позиции предпочтение отдается человеку пусть и с не совсем профильным, но высшим образованием, а это не всегда верное решение. При разработке профессиональных стандартов необходимо обращать самое пристальное внимание на использование навыков специалистов со среднеспециальным образованием.
При этом кадровая проблема ТРВ-отрасли отнюдь не исчерпывается только лишь дефицитом специалистов. Очевидным является и несоответствие качества подготовки как в высших, так и в средних учебных заведениях текущему положению дел в отрасли. Технологические стандарты опережают принятые образовательные стандарты, и получаемый выпускниками учебных заведений массив знаний недостаточен, а порой и морально устарел для последующего применения в работе. В этой связи необходимо активное взаимодействие ключевых участников рынка с профильными учебными заведениями и регламентирующими их работу госучреждениями по вопросам выработки новых, актуальных стандартов образования и приведения их в соответствие с действующими образовательными стандартами. Телецентр готов взять на себя роль паровоза в решении подобных задач, и мы будем предпринимать соответствующие шаги в этом направлении. Телецентр исторически является единственной в стране школой по подготовке высококлассных специалистов.
- Правительством была принята "Концепция развития телерадиовещания в РФ (2008-2015 гг.)". Ваше отношение к этому документу?
- "Концепция" - это первый шаг на пути к переходу на цифровое телерадиовещание. Документ, принятый Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания, возглавляемой Дмитрием Анатольевичем Медведевым, рассматривает цифровизацию как необходимость вхождения России в мировое информационное пространство, при этом учитывает национальные особенности. Ни для кого уже не секрет, что традиционное аналоговое телевидение практически исчерпало свои возможности. В Европе уже ведется активное внедрение цифровых технологий в работу телерадиопроизводства. В октябре 2007 г. в Швеции отключили последнюю станцию аналогового телевещания! До нее переход на "цифру" осуществили в Голландии и Финляндии. Англия также начала активно работать в этом направлении в конце прошлого года. Не будем загадывать, но считаю, что к 2015 году и России удастся полностью перейти на цифровой формат обработки и передачи сигнала. Это событие по революционности можно сравнить с внедрением цветного телевидения. Остается решение вопросов обеспечения населения приставками для приема цифрового ТВ и количества предустановленных бесплатных каналов. Причем введение подобного обязательного пакета кардинально изменит диспропорцию центральных городов и удаленных территорий: для жителей удаленных территорий число каналов нередко составляет 1-2 из-за фактической слабости сигнала. Не говоря уже о том, что данное решение позволит в разы увеличить число принимаемых телепрограмм. В любом случае после принятия Федеральной целевой программы появится определенная ясность в этом отношении.
- Как этот документ повлияет на отрасль? Ваши прогнозы.
- Реализация Федеральной программы послужит сильнейшим катализатором для развития отрасли телерадиопроизводства. Это приведет к коренным изменениям во всех ее составляющих, начиная фактической модернизацией всей технологической цепочки производства и передачи контента и всех связанных с ней бизнес-процессов и заканчивая изменением в манере потребления телевизионного продукта. Рост числа возможных для трансляции телеканалов приведет к масштабным изменениям в сфере производства телевизионного контента. Резко возрастет спрос именно на услуги телерадиопроизводства. Компании, которые смогут удовлетворить потребности заказчика в комплексе, продолжат свою работу на рынке. Телецентр "Останкино" готов к подобному развитию событий. Мы даже движемся, немного опережая рынок. В любом случае отмечу, что разработанная "Концепция" стала результатом усилий всех участников рынка телерадиовещания, т. е. не только профильные ведомства, но и представители медиасообщества принимали участие в работе над ней. В документе прописаны роль и место каждого участника рынка - производителей контента, вещателей, операторов связи и потребителей. При этом представленная модель является универсальной, так как не требует установления разных правил для различных технологий доставки сигнала. Этот подход может значительно упростить систему взаимодействия между игроками рынка и становится особенно актуальным как в связи с революционным ростом рынка телепроизводства, так и с возникновением новых информационных пространств распространения телесигнала, например, как среда Интернет или мобильные сети третьего поколения.
Кроме того, проблема телерадиовещания имеет большую социальную значимость - в России около 56% населения имеют возможность смотреть не более 4 телевизионных каналов, 2 млн человек вообще лишены возможности приема телесигнала. По "Концепции" в стандартном пакете будет предусмотрено наличие 5-6 бесплатных каналов свободного доступа.
Немного вернувшись к предыдущей тематике, еще раз отмечу, что развитие отрасли невозможно без решения кадровых вопросов. Отсутствие кадров, вернее, системы подготовки и повышения квалификации специалистов в телера-диопроизводстве не менее серьезная проблема. Россия всегда славилась своими специалистами в области высоких и информационных технологий как в ближнем, так и дальнем зарубежье. Наша страна исторически является школой кадров для телевизионной отрасли. Наши люди успешно работают в крупнейших западных компаниях. Это специалисты высочайшего класса. Нам не следует забывать об этом. И необходимо возрождать отечественную школу подготовки, решать эту проблему. Именно от решения этой проблемы зависит ситуация развития отрасли в целом.
- Как ТТЦ "Останкино" готовится к переходу на цифровое вещание?
- Мы планомерно осуществляем комплекс мероприятий по подготовке к переходу на цифровой формат вещания. Повторюсь: даже с небольшим опережением. Но переход на "цифру" - это не просто физическая замена одного оборудование на другое. Это изменение, если хотите, философии всего телерадиопроизводства. И мы движемся в этом направлении. Мы вносим коррективы в основные бизнес-процессы: изменяем и оптимизируем системы работы с нашими заказчиками, автоматизируем системы административного и финансового управления и учета, корректируем систему контроля телерадиопроизводства и т.д. При выборе основных направлений модернизации технической базы ТТЦ мы уделяем большое внимание развитию современных, в том числе безленточных и IТ-технологий. Сейчас прорабатывается проект создания единого цифрового комплекса производства программ, который объединит в единую высокоскоростную сеть TCP/IP как существующие, так и вновь создаваемые комплексы и аппаратные. Это позволит производить оперативный обмен видеоматериалами на потоковом и файловом уровнях, между различными комплексами, находящимися на территории ФГУП "ТТЦ "Останкино". И, естественно, обновляем технологический парк и модернизируем рабочие площади. Завершена модернизация центральной аппаратной для работы в цифровом формате. Идут работы по введению в эксплуатацию нового аппаратно-студийного блока для работы по стандартам ТВЧ площадью 600 кв. м. Введена в эксплуатацию новая передвижная телевизионная станция, работающая в формате ТВЧ. Осуществляется модернизации системы озвучивания. Ведутся и будут завершены в 2008 году работы по созданию единственного в России комплекса технического обслуживания и ремонта передвижных телевизионных станций. Для НТВ+ мы начинаем работу по переоборудованию и переводу на формат ТВЧ 6 студийных блоков. Для телеканала 7ТВ будем модернизировать аппаратно-студийные и программные блоки в части перехода на формат высокой четкости. В целом за 2007 год по сравнению с 2005-м расходы на модернизацию средств телерадиопроизводства на предприятии увеличились более чем в 2,5 раза.
- Ожидаются ли какие-нибудь глобальные изменения в Телецентре в связи с переходом на новый формат вещания?
- С переходом на цифровое вещание очевидным станет появление огромного спроса на соответствующий контент. Нужны будут как помещения, так и оборудование для его производства. Рост потребности в контенте после перехода на "цифру" в европейских странах составил порядка 30%. Но уже сегодня к нам стоит очередь клиентов, многим из которых мы вынуждены отказывать по причине перегруженности. Очевидно, что нам не хватает имеющихся мощностей, и мы будем их наращивать. Речь идет о модернизации не только звеньев всей технологической цепочки и реконструкции систем обеспечения зданий, но и о строительстве новых студийных помещений. Работы по реконструкции, в результате которой полезная площадь Телецентра увеличится в три раза, начнутся в ближайшее время и в первую очередь коснутся главного корпуса Телецентра - АСК-1. При этом мы не будем прерывать идущих производственных и технологических процессов. В результате реализации проекта реконструкции ТТЦ "Останкино" в собственности государства окажется крупнейший в мире высокорентабельный телевизионный технический центр, с высокотехнологичным оборудованием, отвечающим требованиям современного цифрового вещания. Реконструированный за счет заемных и собственных средств, подчеркну, негосударственных средств, Телецентр сможет полностью удовлетворить потребности телевизионных каналов и производящих компаний.
- Что станет с огромным количеством аналогового оборудования после перехода на "цифру"?
- Оборудование, действительно устаревшее и пришедшее в негодность с точки зрения использования, естественно, будет списываться. Но здесь вот какой интересный момент (нельзя говорить об огромном количестве аналогового оборудования, которое якобы высвободится после тотального перехода на "цифру"): большинство современных телевизионных технологических систем по обработке ТВ-контента могут быть модернизированы с учетом требований цифровых форматов обработки и передачи сигнала. С точки зрения оптимизации затрат на модернизацию подобное решение в ряде случаев является оправданным.
- Когда можно будет увидеть первые результаты реализации "Концепции"?
- До принятия Федеральной целевой программы необходимо дать ответ на достаточное число открытых вопросов, по сути сформулированных в "Концепции". Если все пройдет так, как планируется, то уже через 5-7 лет переход на "цифру" решит проблему как количества, так и качества телеканалов.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2007
Посещений: 11173
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций