Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Большой стране - много телевидения

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Большой стране - много телевидения

Валентин Лазуткин
Председатель редакционного совета журнала "Broadcasting", академик Академии российского телевидения

Валентин Валентинович Лазуткин с первых дней создания нашего журнала поддерживает, координирует и направляет его работу. Ему известны все наши победы и промахи, проблемы и достижения. Поэтому нам всегда очень важна его оценка нашей работы, его взгляд на дальнейшее развитие журнала и в целом на развитие отрасли

- Валентин Валентинович, на каком этапе развития сегодня находится журнал "Broadcasting" Телевидение и радиовещание", каковы итоги его деятельности за прошедшие 6 лет и перспективы?

- Еще работая в Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию, мы с коллегами остро ощущали необходимость возрождения отраслевого издания в новых, рыночных условиях. К середине 1990-х в стране в основном уже сложилась сегодняшняя структура вещания, появилось большое число телерадиокомпаний, остро нуждавшихся в печатном органе журнального формата. В советское время такой журнал был, назывался он "Телевидение и радиовещание". Однако отсутствие необходимых бюджетных средств не позволяло начать выпуск нового журнала. Появился же он благодаря инициативе издательства "Гротек" уже как реакция на реалии нового времени. Руководство "Гротек" пригласило ряд известных специалистов войти в состав редакционного совета нового журнала. Так и началось наше сотрудничество.

Сегодня выходит уже 50-й по счету номер "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" - журнала для профессионалов электронных средств массовой информации. Профессионалы - это и творческие работники, и инженерно-технический корпус отрасли, топ-менеджеры и начинающие специалисты.

Наш журнал не назовешь техническим, хотя он дает большой объем специализированной информации. Гуманитарная составляющая тоже не доминирует, но издание поднимает острые актуальные проблемы правового обеспечения, телерадиоконтента, развития региональных вещательных структур, вопросы подготовки кадров. Вот и в сегодняшнем номере публикуется большой блок материалов на тему профессионального образования, приуроченный к началу учебного года.

Мне кажется, что журналу удалось обрести свое лицо, найти свою тематику, тональность, аудиторию. У нас огромная читательская почта, постоянная обратная связь с "вещательным цехом". Читают нас и в ближнем, и в дальнем зарубежье. В бывших советских республиках у журнала постоянная и благодарная аудитория. Так что с уверенностью можно сказать: свою востребованность ощущаем. Все эти годы "Broadcasting" развивался вместе с отраслью; этот принцип, на мой взгляд, определяет и его перспективы.

- Сегодня активно развиваются мультисервисные сети, позволяющие предоставлять абонентам большой спектр услуг, в том числе и телевизионные каналы. Как новые технологии повлияли на отрасль телерадиовещания?

- Я все-таки понимаю телерадиовещание как явление эфирное. Говоря о мультисервисных сетях, было бы уместно отнести их к новой подотрасли. Перспективы этой новой подотрасли огромны, особенно в том, что касается телевидения, а точнее - доставки пакетов телевизионных программ потребителю и создания комплекса интерактивных возможностей.

Интересы потребителя постепенно перемещаются в мультисервисную среду. Ожидается, что в ближайшем будущем эта постепенность перерастет в активную динамику. Это хорошо понимают так называемые игроки на российском рынке телекоммуникаций: мы являемся свидетелями появления ряда новых интерактивных проектов, крупных рыночных операций, слияний и поглощений.

Нарастает конкуренция, борьба за потребителя. Все это внушает оптимизм перед лицом огромных проблем "нераскрученного" рынка кабельного ТВ, мультисервисных услуг. В Эстонии, например, где мы недавно познакомились с программой "Электронный Таллинн", по ряду причин решать аналогичные проблемы намного легче. На российских же просторах требуются другие методики, системные решения и денежные средства. Если применение ИКТ в таких областях, как "электронное правительство", социальная сфера, образование, медицинское обслуживание населения и т.д., обеспечивается бюджетными средствами, то развитие мультисервисных услуг - чисто рыночная задача, вполне посильная для нашего национального бизнеса.

- В октябре этого года АКТР совместно с компанией "Гротек" проводит конференцию "Платные услуги в мультисервисных сетях". Как Вы считаете, каково значение этой кондля кабельного бизнес-сообщества?

- Видимо, частично я уже ответил на этот вопрос. Добавлю только, что эта конференция важна прежде всего для формулирования проблем новой подотрасли, обобщения уже накопленного опыта и определения задач развития. Думаю, что эта конференция будет этапным событием.

- Москва заметно отличается отдругих российских городов в области внедрения новых технологий. Что уже сейчас получают москвичи от реализации городской целевой программы "Электронная Москва", в частности, в области телерадиовещания?

- ГЦП "Электронная Москва" является органичной частью федеральной программы "Электронная Россия" и ставит перед собой задачи всеобщей и полной информатизации столицы. Эта программа комплексная, и было бы неправильно рассматривать ее результативность по фрагментам, хотя отдельные подпрограммы и проекты будут сданы уже в этом году. В июле этого года московское правительство утвердило планы работ по реализации ГЦП "Электронная Москва" на 2006-2007 г. - решающие для программы.

Москвичи уже широко пользуются социальной картой, в городе развернуто масштабное применение ИКТ для защиты безопасности жителей, для общеобразовательных школ, для обслуживания горожан через систему "одного окна". Есть ряд успешных решений в области ЖКХ, на общественном транспорте, в здравоохранении. В ближайшие два года "Электронная Москва" будет функционировать как единое системное решение, завершится создание среды электронного взаимодействия огромного числа городских баз данных.

В развитии области телерадиовещания есть два этапа. Компания "Мостелеком" по специальному генеральному плану развития должна обеспечить распространение по своим сетям для всех жителей Москвы социального пакета из 14 телевизионных каналов - как общефедеральных и городских, так и ряда коммерческих. Важно отметить, что этот план также предусматривает долгожданное разделение вещания телекомпании "Столица" и окружных телестудий: в начале 2006 года каждая из них получит возможность для собственного круглосуточного вещания.

Параллельно с работой "Мостелекома" идет работа по строительству новых широкополосных сетей, по которым москвичи смогут получать в перспективе до 100 телевизионных каналов. Так что технические возможности мы создадим, хватило бы контента. Замечу, что широкополосные сети представляют не только большое количество телепакетов, но и высококачественный доступ в Интернет, набор устойчивых интерактивных услуг.

- Сейчас в связи с ростом числа телеканалов как платных, так и открытых, производство отечественного контента выходит на качественно новый уровень. Возросло число студий, снимающих фильмы, телесериалы различных жанров. Означает ли этот факт возрождение отечественного кино?

- Все мы с радостью отмечаем рост нашего кинопроизводства. Несомненно, связан он и с телевидением, вернее, с его резко возросшей потребностью в национальном телекино.

Прошедший сезон на нашем телевидении по количеству новых российских телесериалов был исключительно продуктивен, однако и зритель, и критика зачастую были разочарованы качеством этих сериалов. Телесериалы стали главным средством в "гонке за лидером" (рейтингом). На телевидении все больше утверждается подход: если это продается - значит, это хорошо. Нотации и назидательные речи здесь были бы неуместны: все и так всё прекрасно понимают. Остается надеяться, что корпоративная воля все-таки окажется сильнее обстоятельств.

- Возможен ли выход нашего коммерческого кино на зарубежный рынок?

- Успех "Ночного дозора" показывает, что возможен. Хотел бы особо подчеркнуть не только достоинства картины, но и прекрасную маркетинговую работу - продуманную и многоходовую. Вообще в этом проекте много попаданий "в яблочко". Такому мастерству можно и нужно учиться.

- Как Вы относитесь к появлению таких новых телевизионных жанров, как, например, реалити-шоу, которые сегодня имеют высокие рейтинги? Какая связь между рейтингами и действительным интересом телезрителей?

- В основе реалити-шоу - прямая трансляция, делающая телезрителя соучастником происходящего на экране. Это живое телевидение, активно включающее эмоции, реакции и сопереживания людей. "Записанные" событийные передачи - это, извините, "консервы".

Что же касается реалити-шоу, то они подчас злоупотребляют интересом к живому телевидению. Многие программы явно надуманны, и их создатели добиваются только одного - расширить границы дозволенного на экране, причем дозволенного не законами и уложениями, а нравственными и этическими нормами. "Охота за рейтингом" часто подавляет чувство программной ответственности.

Вообще же рейтинги нужны. Пусть схематично, но они как-то выстраивают телевизионный рынок. Уинстон Черчилль, помнится, крайне негативно оценивал демократию, но при этом подчеркивал, что ничего лучшего для управления обществом и государством пока не придумали. Так же, наверное, можно сказать и о рейтингах. Рейтинги в сочетании с долей просмотра все-таки дают основания для определения цены телепродукта.

Что же касается интереса телезрителей, то здесь важны нюансы, детали. Все большая часть телеаудитории смотрит не какой-то определенный канал, а конкретные передачи, рубрики, авторов, ведущих. Возможность выбора сегодня есть.

- Как Вы прокомментируете рейтинг развлекательного канала, вышедшего по показателям на третье место после двух общефедеральных?

- Думаю, что это удалось прежде всего за счет точного попадания в свои целевые группы аудитории. Телеканал не имеет федеральных новостных программ, но ему удается увлечь зрителей и без них. Выход СТС на третье место ломает закостеневшие представления о лидерстве на телерынке. Можно ожидать, что эта тенденция будет иметь развитие.

- С недавнего времени стали появляться нишевые каналы различной направленности. Как Вы считаете, имеют ли такие каналы коммерческую привлекательность?

- Потенциально да, ведь они тоже имеют свою целевую аудиторию, а значит, и долю телепросмотра. Такие каналы будут жизнеспособны, если смогут финансово себя обеспечить. Это задача для "программщиков" и маркетологов.

- Валентин Валентинович, Вы являетесь председателем Совета директоров телекомпании "ТВ-Центр", скажите, каковы дальнейшие планы этого крупного сетевого канала?

- У "ТВ-Центра" своеобразное положение на телерынке. С одной стороны, это московский канал, созданный правительством Москвы, и по определению его аудиторией являются жители столицы. Но москвичи имеют большие возможности выбора телепросмотра, к тому же ряд каналов предлагает им свои блоки московских новостей. Поэтому у ТВЦ есть проблема поддержания конкурентоспособности, прежде всего в московском телевизионном пространстве.

С другой стороны, наличие у "ТВ-Центра" широкой сети распространения умножает его аудиторию. У ТВЦ огромное число постоянных зрителей по всей стране. Канал делает немало для учета интересов разных зрительских групп, но сказать, что уже найдены самые оптимальные решения, мы еще не можем.

В 2006 году планируется ряд новых проектов. Сегодня говорить о них преждевременно, могу только намекнуть, что ключевым здесь является наше понимание самого названия компании - "ТВ-Центр". Как я уже сказал выше, в будущем году изменится сама картина рынка московских электронных СМИ: телекомпания "Столица" и телестудии округов получат техническую возможность для круглосуточного вещания. Это обстоятельство немаловажно и для развития канала ТВЦ.

- В этом номере журнала поднимается проблема подготовки профессиональных кадров для отрасли. Как ректор Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, скажите, какие ожидаются перемены в подготовке специалистов.

- Перемены идут постоянно. Мы очень внимательно анализируем реальную потребность компаний в кадрах. В последнее время наряду с традиционными творческими специальностями активно развивается направление менеджмента, продюсерского мастерства. Мы начали подготовку специалистов по мультимедийному направлению. В институте организуются новые кафедры, постоянно совершенствуется техническая база. Подробнее читайте в материалах этого номера.

- Начался новый телевизионный сезон. Каким он Вам видится?

- Динамичным и интересным. Перед началом сезона руководители крупнейших телеканалов дали масштабные интервью газете "Известия". Наш журнал тоже опубликовал много аналогичных материалов, в основном из регионов. Сказанное организаторами вещания накануне нового телесезона трудно привести к одному знаменателю, да и не нужно. Однако похоже, что наша всеобщая вещательная корпорация не забывает, что работает нетолько для рынка, но и для людей. Поживем - увидим.

В "межпрограммке" одного из федеральных телеканалов мелькает лозунг "Большой стране - большое телевидение". Как-то пафосно, помпезно, в духе Агитпропа. А ведь можно сказать иначе: "Много телевидения, хорошего и разного". Разницу, конечно, вы почувствовали.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2005
Посещений: 12683

Статьи по теме

  Автор

Валентин Лазуткин

Валентин Лазуткин

Председатель редакционного совета журнала "Broadcasting", академик Академии российского телевидения

Всего статей:  27

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций