В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Думаю, любому человеку в нашей стране известно, какая страшная трагедия произошла над Синайским полуостровом 31 октября: потерпел крушение российский самолет, на борту которого находились 224 человека. Говорят, что это самая крупная авиакатастрофа в истории российской авиации. Но, на мой взгляд, она стала беспрецедентной еще и по уровню непрофессионализма и цинизма в освещении этой ужасной новости целым рядом крупных СМИ. Вываливание непроверенных фактов, держащих в напряжении родственников (зато – первые!), копания в соцсетях погибших, крупные планы на убитых горем родных, попытки взять у них интервью, вытащить на ток-шоу, фотографии живых людей в числе погибших, кадры с похорон – все, чтобы выжать слезу у аудитории, привлечь как можно больше зрителей или читателей.
И вот тут у меня возникает вопрос: где кнопка “стоп” – и есть ли она вообще? Где та грань, которую человек – журналист, редактор – откажется переходить? Есть ли “тумблер”, который щелкнет, когда дальше “бечь” уже некуда?
Сейчас много говорят об ОТТ, IPTV, функциях записи, отложенного просмотра. Но прямой эфир продолжает “рулить”. Для трагедии “вживую” отложенный просмотр не нужен.
О том, что телевидение создает новую реальность, формирует взгляды толпы, а зачастую и идет у нее на поводу, известно давно. Об этом снято немало фильмов. Мы все уже давно, а в последнее время благодаря соцсетям еще и добровольно, являемся участниками огромного “Шоу Трумена”. А многие журналисты превратились в коллективного героя Джейка Джилленхола в фильме “Стрингер”. Уже никто ничему не удивляется. Но случаются ситуации, когда даже самый отчаянный гонщик за рейтингом должен забыть о “жареных” фактах. Когда нельзя уже работать на потребу толпы, когда нельзя возвращаться к зрелищам типа гладиаторских боев или публичных средневековых казней. И это “стоп” может зависеть от одного человека, который почувствует, поймет, что рейтинги преходящи, а репутация вечна. Что после надо будет как-то жить. Это нельзя урегулировать законами, это должно быть в душе, в сердце, в голове, в конце концов.
Невозможно совсем отказаться от съемок, репортажей с мест катастроф, трагедий. (Зачастую телевидение помогает собрать деньги для пострадавших, привлечь волонтеров.) Но должны оставаться такие понятия, как такт, деликатность, вкус. Такт и вкус совместно с умением найти нужную информацию, проверить ее, подобрать уместные в данной ситуации слова, правильно направить аудиторию и являются основой профессии, определяют уровень квалификации журналиста.
В фильме “Игрушка” есть момент, когда главный редактор газеты готов снять брюки, лишь бы подтвердить свою лояльность владельцу издания. Хочется надеяться, что в будущем наши СМИ разучатся выпрыгивать из штанов, дабы подтвердить свою лояльность не всегда правильным вкусам аудитории. А аудитория научится – и уже, на мой взгляд, учится – отказываться от новостей и шоу с “желтым” оттенком.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2015
Посещений: 7497
Автор
| |||
В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций