В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Летний период часто характерен затишьем и практически полным отсутствием новостей. Но про только что ушедшее лето сказать такого мы не можем. Государственная Дума подарила рынку такой информационный повод, обсуждение которого в отраслевых кругах будет идти еще очень долго. Я говорю, конечно же, о нашумевших поправках в закон “О рекламе”. Особенно волнение рынка вызвала поправка, запрещающая показ рекламы на так называемых “платных каналах”: “не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств”. То есть, согласно разъяснению, опубликованному на сайте Минкомсвязи, продавать рекламу с 1 января 2015 года могут обязательные общедоступные общероссийские каналы, которые входят в первый мультиплекс, а также каналы, имеющие эфирные лицензии, выданные Федеральной конкурсной комиссией (ФКК). Остальные каналы будут зарабатывать только на платежах абонентов.
Можно по-разному относиться к этому законопроекту, но нельзя не отметить историю его принятия. Внесен он был Игорем Зотовым, депутатом, не принадлежавшим ни к какой думской фракции и имеющим довольно отдаленное отношение к рынку телевещания, буквально накануне депутатских каникул и был принят в рекордно короткие сроки. Такая спешка не может не вызвать, мягко говоря, удивления.
Но деваться некуда, приходится жить в предлагаемых обстоятельствах. И вот тут начинается самое интересное: как отрасль будет жить и работать в сложившейся ситуации. Прогнозы и ожидания самые разные. Ряд экспертов уже практически похоронил платное ТВ, в то время как другие считают, что это, напротив, оживит отрасль, уберет слабых игроков со второсортным контентом и даже вернет рынок к нормальной бизнес-модели, когда зритель платит реальные деньги за интересный ему контент. Правда, зрителю при этом не дают возможности выбирать – платить символическую абонентскую плату за огромное количество каналов с рекламой или составить собственный шорт-лист любимых каналов без рекламы, с хорошим контентом за гораздо большие деньги.
Каналы тем временем ищут выход из сложившейся ситуации. “Дождь” повышает подписку, LifeNews получает эфирную лицензию, CTC Love пытается переоформить одну из старых эфирных лицензий другого канала CTC Media, “Амедиа” делает ставку на подписные каналы, а ИД “Комсомольская правда” пока приостанавливает инвестиции в одноименный канал, ожидая четких разъяснений по закону или внесения изменений. Но складывается ощущение, что разъяснений или даже изменений ждет бо'льшая часть рынка, планируя перестраивать свою бизнес-модель только после 1 января 2015 года. Вообще, на мой взгляд, значительная часть отрасли очень вяло отреагировала на всю эту историю. Да, руководители 12 телекомпаний еще на стадии первого чтения направили обращение к президенту, премьер-министру, главе администрации президента, спикеру Госдумы и главе комитета ГД по экономической политике с просьбой не принимать так скороспешно этот законопроект. Но ведь каналов на рынке намного больше! Роскомнадзор вообще насчитал порядка 1400 так называемых “платных каналов”. И если бы все хотя бы попытались отстаивать свои интересы, результат мог бы быть иным.
В заключение хочу сказать, что я не верю в смерть рынка платного телевидения. Зритель уже избаловался и привык к большому количеству каналов, а большинству руководителей платных каналов очень дорог их бизнес, чтобы они начали в массовом порядке от него отказываться. У нас в стране очень часто все развивается не благодаря, а вопреки. Удачи и терпения всем!
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2014
Посещений: 8616
Автор
| |||
В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций