Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Перспективные направления развития операторов цифрового платного телевидения

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Перспективные направления развития операторов цифрового платного телевидения

Александр Борисович Теппер
Генеральный директор ЗАО "КОСМОС-ТВ", член правления АКТР

По оценкам компании J'son&Partners, в 2006 г. в России услугами платного телевидения пользовались более 6,6 млн абонентов, что соответствует уровню его проникновения: около 13% от общего количества домо-хозяйств. Это достаточно скромный показатель по сравнению с развитыми странами. Во Франции, Германии, Великобритании проникновение платного ТВ превысило 30%, а в США достигло 90%. Однако, по сравнению с 2005 г., абонентская база пользователей услуг платного ТВ в России выросла более чем на 44% и предполагается, что в ближайшие годы этот рынок будет расти приблизительно на 24% ежегодно в период до 2010 года. Развитие в России телевизионного вещания как услуги имеет довольно большое количество специфических особенностей по сравнению с другими странами. Например, абоненты имеют возможность просмотра премиального контента либо бесплатно, либо за символическую плату. Такую услугу любителям спортивных зрелищ предоставляют основные федеральные каналы, а также "Россия-Спорт" и "7ТВ". В США и Европе возможность просмотра подобных программ обходится абонентам в несколько десятков долларов ежемесячно. Несмотря на это обстоятельство, сегмент рынка платного ТВ имеет устойчивую тенденцию к повышению средней доходности с одного абонента (ARPU) и в конечном счете этот показатель, несомненно, приблизится к аналогичным показателям в Европе и США. Основным фактором, позитивно влияющим на устранение дисбаланса, будет дальнейшее структурирование рынка и распределение ролевых функций его участников. Для абонентов главным стимулом по-прежнему будет качественный контент (и, как следствие, переход на относительно более дорогие пакеты), имеющий в своем составе премиальные каналы. Конвергенция телекоммуникационных услуг и услуг платного ТВ проявляется в стремлении операторов унифицировать технологии доступа к ресурсам и обслуживанию абонентов. Благодаря этому в перспективе абонент сможет с единого персонального счета платить за услуги телефонии (и фиксированной, и мобильной), доступа в Интернет и за возможность просмотра ТВ-каналов. Характерно, что стремление максимально расширить спектр услуг есть как у операторов, предоставляющих "традиционные телекоммуникационные" услуги, так и у операторов платного ТВ. Конкурентная борьба в сегменте российского рынка услуг платного ТВ осуществлялась в основном путем ценового демпинга и увеличения количества каналов. По мере структуризации рынка на первый план выходят другие методы. К числу приоритетных следует отнести качество услуги и уровень сервисного обслуживания.

Говоря о качестве услуги, мы, прежде всего, подразумеваем качество телевизионного сигнала, в развитии которого следующим шагом является телевидение высокой четкости (HDTV). По результатам маркетинговых исследований, данная услуга будет востребована не менее чем у 15% клиентской базы компаний-операторов платного ТВ. HDTV позволит телезрителям наслаждаться высококлассным красочным изображением с отличным звуком. Сегодня на российском рынке количество каналов, транслирующих в формате HDTV, относительно невелико. Однако их число будет неуклонно возрастать, причем до тех пор, пока SD-каналы не станут анахронизмом.

Высокий уровень сервисного обслуживания немыслим без внедрения программного обеспечения, позволяющего проводить гибкую маркетинговую политику, вводить развитую систему платежей и рассылки счетов, а также внедрять комплекс CRM, обеспечивающий комфортное существование многочисленных абонентов.

Одно из наиболее перспективных направлений развития платного телевидения - создание интерактивного телевещания, которое, в отличие от других технологий предоставления ТВ-сигнала, имеет возможность двусторонней связи с телезрителем, что очень важно для клиентоориентированной компании. Абонент может просматривать на экране монитора программу передач, участвовать в голосованиях и опросах, расплачиваться за услуги. Также на базе интерактивного телевидения возможно введение ряда дополнительных сервисов ("видео по запросу", "почти видео по запросу"). В первом случае пользователю предлагается заказать фильм из каталога провайдера для немедленного просмотра, а во втором - зритель подключается к трансляции выбранного фильма, просмотр которого начинается в определенное время. Возможна также организация услуги "виртуального видеомагнитофона": программирование на запись передачи или фильма, транслирующихся в определенное время. В результате трансформации российского рынка платного телевидения, которая, уверен, произойдет в ближайшие несколько лет, не прогадают ни производители контента, ни операторы, ни абоненты. У абонента будет нужный ему контент, а оператор и производитель контента получат достойную компенсацию за свои усилия. Проиграют только "слабые" игроки. Но является ли это плохим фактором? Мне так не кажется.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2008
Посещений: 11123

  Автор

Александр Теппер

Александр Теппер

Генеральный директор ЗАО "Космос-ТВ"

Всего статей:  9

В рубрику "Preview" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций