В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Александрович Гусев
Первый заместитель генерального директора компании "ЭР-Телеком"
2007 год - последний, когда в России будут выдавать лицензии на аналоговое телевещание. Это обусловлено, во-первых, запланированным переходом на цифровое вещание в государственном масштабе, а во-вторых, быстро растущим спросом на новые ресурсоемкие широкополосные приложения, такие как видео по запросу, HDTV (телевидение высокой четкости) и широковещательное телевидение. Это один из ключевых факторов, определяющих траекторию развития телерадиовещания в России на современном этапе. Кроме того, одной из ключевых тенденций развития операторского бизнеса является интеграция голоса, видео и информационных служб в единой широкополосной сети, внедрение максимально широкого спектра услуг на базе одной сети. Как показывает мировая практика - это один из самых эффективных инструментов удержания и повышения доходности операторского бизнеса. Эти и другие вопросы станут предметом обсуждения на ежегодном Форуме операторов мультисервис-ных сетей Multiplay'2007. В этом году "ЭР-Телеком" выступает партнером Форума. Наше решение стать партнерами Форума обусловлено в первую очередь тем, что, будучи знаковым событием для участников телекомрынка, мероприятие каждый год становится своего рода рубежом для нового периода развития отрасли.
С 2006 г. работает правительственная комиссия по развитию телерадиовещания во главе с первым зампредом правительства РФ Дмитрием Медведевым. Рабочая группа разрабатывает проект федеральной программы развития телерадиовещания на 2008-2011 гг. Полностью перейти на цифровое вещание Россия должна к 2015 г. И, безусловно, через 10 лет уже не только цифровое телевидение, но и HDTV будет таким же обыденным явлением, как и аналоговое телевидение. И большинство телеканалов будет транслироваться в стандартах HDTV. И абсолютное большинство населения будет иметь дома хотя бы один телеприемник HDTV. В этом, по существу, состоит суть концепции перехода на цифровое вещание - "ликвидация информационного неравенства" на территории всей России, обеспечение доступной многоканаль-ности посредством создания сети по всей стране. Уже сегодня многие кабельные операторы внедряют цифровое телевидение в крупных городах. На базе сети "ЭР-Телеком", например, цифровое вещание ведется в формате DVB-C - сейчас в Перми, в течение этого и следующего года цифровое телевидение появится во всех городах проекта "ЭР-Телеком". Это и новое качество, и широкий выбор программ по интересам. В следующем году планируется запуск пакета из HDTV-каналов - все оборудование сразу выбирается с таким прицелом. Не хочу углубляться в технические детали - какой стандарт HDTV станет доминировать, MPEG-2 или MPEG-4, или же появится что-то оригинальное от Microsoft (тот факт, что оно будет, трудно оспорить) либо выпустят универсальный чип, который будет читать все, что загрузят, - технический вопрос самый простой. Он зависит от массовости спроса, а спрос сформируют сами поставщики контента. Роль кабельных операторов в этом процессе будет первостепенной: именно кабельные операторы сыграют главную роль в доведении цифрового продукта до массового конечного пользователя, получив при этом максимум отдачи. Доставить 50 или 100 каналов HDTV до телевизора абонента можно только по кабелю - и сейчас, и через 10 лет. Эфирные операторы DVB-T, вероятнее всего, останутся в этом же DVB-формате, переход на который в России займет еще не менее 5 лет. Для эфирных операторов переход на вещание в HDTV-формате, конечно, возможен - но это замена на одном канале существующего аналогового вещания на вещание одного канала в HDTV. Никакого смысла для эфирных вещателей в этом нет. Этап перехода от стандартного цветного телевидения до телевидения высокой четкости мы пройдем в разы быстрее, чем от черно-белого до цветного. И вопрос не в дани моде, а в том, что человек, хотя бы раз прокатившийся на иномарке, сразу почувствует разницу с "Жигулями". И если телевизор будет доступен (а это еще год-два), а выбор каналов уже достаточен (10-12 каналов), то появится спрос, который будет подстегивать и увеличение каналов, и снижение цены на устройства HDTV. Причем тяжелее всего придется пионерам, тем, кто будет набивать шишки на внедрении нового оборудования, новых требований к технической поддержке и т.д. Поэтому очень важно подходить к внедрению этой услуги системно и взвешенно, иначе можно первым прийти на рынок и очень быстро стать последним. Рынок открывает для кабельных операторов новые возможности, и победителем станет тот, кто сможет правильно ими распорядиться.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2007
Посещений: 11438
Автор
| |||
В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций