В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Владимир Григорьевич Маковеев
Заместитель председателя Редакционного совета журнала
Яркий лозунг "Вернуть телевидение народу!" часто звучал на митингах в августе-сентябре 1991 года около Белого дома. Авторы лозунга имели в виду, что такое возвращение "по примеру цивилизованных государств" произойдет путем создания "Общественного телевидения" с установленной законом абонентской платой. Однако возврат к абонентской плате был признан новой российской властью нереальным: "У народа и без того мало хороших новостей!"
В итоге телевидение в суверенной России было отнято у правящей партии, а затем и у правительства, но волею судеб попало фактически в руки зарубежных рекламодателей. Процитирую для ясности американского экономиста К. Алмена: "Куда идет доллар потребителя, туда идет Америка". В этом свете российское телевидение вот уже много лет "идет туда, куда идет доллар рекламодателя". А рекламодателями у нас являются, в основном, транснациональные корпорации с американскими корнями. А вслед за этим "долларом рекламодателя" идет вся Россия, - сила телевидения нам с вами хорошо известна. Ведь именно оно, по мнению знаменитого аналитика В.В. Жириновского, "разгромило советскую армию и советскую экономику".
Мы слышим много горестных слов в прессе по поводу этого противоестественного для великой страны положения в СМИ. Но "соскочить с рекламной иглы" теперешнее российское телевидение вряд ли способно - оно стало частью некой мировой рекламной корпорации. Возникающие в российском обществе тоскливые призывы о возврате к "идеалам Общественного телевидения" и к его непременной спутнице - абонентской плате ("посмотрите на Англию, посмотрите на Японию") повисают в воздухе, хотя актуальность содержащихся в них непреходящих истин растет по законам диалектики по мере нашего продвижения к "цифровому будущему". Похоже, что важнейшие последствия "цифровизации" телерадиовещания в России пока еще не очевидны и будут иметь социально-политический характер: массовое цифровое кабельное телевидение с адресным кодированием, с надежным мониторингом аудитории сможет вернуть российское телевидение российскому народу!
В вещательном телевидении "цифровая эволюция" длится уже более 30 лет, но нынешняя, воспитанная на "клиповой культуре" публика не способна вникать в столь долгие процессы. Под напором рационализма рыночной экономики вкупе с цифровыми технологиями давно уже начало рушиться бутафорское благополучие мировых и российских традиционных телевизионных вещательных компаний, хотя для российской общественности эти процессы пока что сокрыты занавесом тактичного умолчания. Однако за прошедшие два года благодаря работе Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, фактически объявившей "крестовый поход в цифровое телевидение", а также активным усилиям телерадиовещательной общественности и прессы развеялись многие вредные мифы о том, что:
Синергия перечисленных выше факторов создает верный способ вернуть российское телевидение российскому народу. Самый реальный путь создания настоящего "Общественного российского телевидения" - это массовое цифровое кабельное телевидение. Когда подавляющее большинство российских телезрителей будет само платить исключительно за свой набор любимых телепрограмм, когда будет надежный ежедневный мониторинг зрительских предпочтений с "цифровой" точностью, тогда мы можем вздохнуть облегченно и сказать, что Россия - идеологически суверенная страна.
Наше дело правое! Будем же оптимистами.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2007
Посещений: 9627
Автор
| |||
В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций