В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Чем сложнее технологии,
тем менее критично отношение
к ним со стороны общества!
Нильс Бор
Уважаемые коллеги!
Пятнадцатилетний период широкого применения цифровых технологий в телевизионном вещании можно считать своеобразным "медовым месяцем": теперь пользователи стали не только подозревать о наличии отдельных недостатков у предмета всеобщего обожания, но и спокойно говорить о них. Раньше для этого требовалось немалое мужество — энтузиасты при любой критике задыхались от негодования! Нелишне напомнить молодежи, что элементная база, пригодная для прямой цифровой обработки телевизионного сигнала вещательного качества, была создана в США около 20 лет назад и допущена для гражданских применений после так называемой "войны в Заливе". Потом лет пять существовали ограничения на передачу таких технологий странам бывшего СССР. Причины этого разъяснялись в американской прессе того времени так: для цифрового сжатия спектра видеосигнала требуются вычислительные мощности, достаточные для управления целой войной, можно контролировать весь небосвод, следить за 100 целями и управлять огнем по 10 целям одновременно.
Должен подчеркнуть, что первое телевизионное изображение, "сжатое" и потом восстановленное цифровыми методами, я увидел почти 40 лет назад. Считаю, что группа молодых сотрудников Института проблем передачи информации Академии наук СССР, душой которой был Д.С. Лебедев, тогда совершила подвиг, который до сих пор еще не оценен достойно. Сигнал изображения в цифровом виде они несколько недель "набивали" на перфокарты, потом ящики с "информационным массивом" перевозили в институт для обработки на БЭСМ-6 (Большой электронной счетной машине). Результат снова переводился на перфокарты и т.д. Убежден, что тогдашние алгоритмы обработки даже в условиях моделирования немногим отличались от теперешних. Боюсь, что сейчас многое уже потеряно.
После пятнадцатилетнего "медового месяца" пришла пора трезво взглянуть на опыт применения цифровых технологий в процессе производства и распространения телевизионных программ: растет число публикаций, в которых призывают к созданию нового поколения профессиональной цифровой аппаратуры, гораздо лучше и точнее учитывающей современные требования к системам телевизионного вещания, в том числе к системам ТВЧ. Ведь семейство алгоритмов MPEG создано с учетом экономичной передачи сигналов в вещательных сетях. Системы при этом становятся асимметричными: усложняется передающий конец, чтобы максимально упростить и удешевить домашние терминалы. Для устранения избыточности в сигнале используется междукадровая корреляция - одновременно обрабатывается целая группа кадров. Вспомним теорию: в типичном вещательном сигнале существенные изменения в содержании начинаются в среднем с 14-го по счету кадра!
Производители оборудования неохотно признали наличие серьезных проблем с синхронизацией изображения и звука в комплексах цифрового телевидения. Однако они отказываются открыто обсуждать хорошо известные вещателям проблемы, возникающие при монтаже компрессированного по алгоритмам MPEG видеосигнала и, как следствие, приводящие к обязательной потере качества изображения. Естественно, что откровенность производителей в этих вопросах запланирована на момент появления в продаже цифровой профессиональной аппаратуры второго поколения. Новых идей мировая наука "наработала" так много, что не терпится узнать, какие именно направления развития технологий выберет рынок.
Уверен, что материалы этого каталога позволят вам, уважаемые читатели, сделать свой собственный и единственно правильный выбор!
Желаю удачи!
Владимир Маковеев
Заместитель председателя
редакционного совета журнала
"Broadcasting. Телевидение и радиовещание"
Опубликовано: -2005
Посещений: 7256
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Preview" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций