Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Железные проблемы производителей, или Импортозамещение в радиовещании

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Железные проблемы производителей, или Импортозамещение в радиовещании

Разговоры об импортозамещении вышли за пределы СМИ и начали обсуждаться на уровне компаний. Как будет происходить этот процесс, и чем он грозит потребителям? На что могут рассчитывать производители? Все пройдет как обычно или лучше? Сферу радиовещания такие разговоры тоже не обошли стороной
Константин Правоторхов
Генеральный директор Компания “Тракт”

Сейчас можно только предполагать, чем же обернется акция импортозамещения для российских производителей малого и среднего сегмента, работающих в отрасли радиовещания. Но при формировании определенных факторов для производящих (а их немного) компаний это может стать хорошим толчком, чтобы встать на ноги и укрепить позиции на рынке.

Менять или не менять? Вот в чем вопрос

Сейчас у радиокомпаний нет установки поменять все импортное оборудование, участвующее в процессе производства и распространения контента, на российское. Инерция, дающая некий запас времени, есть всегда. Любая непродуманная или сиюминутная замена скажется на качестве вещания, что будет не просто бессмысленным, но даже, пожалуй, опасным шагом. И пользователи, и производители отмечают, что нужно время, чтобы внедрить новые аппаратные решения и переобучить персонал. Любые изменения должны происходить постепенно, логично, не влияя на отлаженный процесс вещания.

Выбирая оборудование для радиостанций, инженеры в первую очередь руководствуются практичностью. И это верно: какая разница, кто производитель, если устройство обеспечивает необходимый набор функций и необходимый уровень надежности?

В радиовещательной отрасли немало компаний, которые уже сейчас готовы предложить качественное и надежное оборудование

Это верно, но есть такие понятия, как техническая поддержка, ЗиП, обновления, ротация оборудования. Что будет, если какой-либо или все эти компоненты станут недоступны из-за санкций, политической конъюнктуры или высокой цены?

Что бы ни говорили, отечественный производитель намного более гибок к запросам и потребностям наших же потребителей. Не будут импортные компании делать доработки и вносить изменения в таком режиме, как сделает это наш производитель.

У наших производителей отражены тонкости отечественного опыта эксплуатации (реле, грозозащиты и т.д.), и такие аспекты, как ремонтопригодность и обслуживание, зачастую продуманы лучше.

Базис есть – нужны решения и умеренное госрегулирование. Нужна отрасль. Тем более что время для медиа и радиовещания переломное. Мобильные среды распространения сигнала, интерактивные возможности и персонализация ставят новые задачи и дают небывалые возможности.

Анализ проблем и цель – составить достойную конкуренцию

Если присмотреться к российским экспонентам на выставках, то можно заметить, что самые большие стенды всегда у интеграторов и компаний, занимающихся дистрибуцией. Единичные производители, стесненные иностранными конкурентами, зачастую жмутся в сторонке. С чем это связано?

  • С отсутствием приемлемой системы кредитования малых и средних российских компаний, вынужденных самостоятельно вкладываться в производство, исследования и разработку.
  • С невозможностью обеспечить крупного заказчика необходимым объемом высокотехнологичной продукции в короткие сроки из-за опять-таки отсутствия оборотных средств и нормального кредитования.
  • Система госзакупок построена таким образом, что размеры авансов и требуемые гарантии не дают возможности малым и средним фирмам участвовать в тендерах. Они оказываются способными сделать, но неспособными финансировать госконтракт.
  • С высокой себестоимостью производимого оборудования, на которую влияют как малые объемы отечественных закупок, так и неоправданно завышенные цены комплектующих, производимых зачастую не в России.
  • С отсутствием отраслевой науки, воспитывающей практиков отрасли. Отраслевые институты всегда обеспечивали связь поколений, преемственность. Обеспечивали определенный баланс между тактическими (сиюминутными) действиями и стратегическими поисками.
  • С застоем российского производства в течение последних десятков лет и, как следствие, технологическим отставанием, как в продукции, так и в способах ее изготовления.

Эти и другие проблемы не дают сегодняшним производителям конкурировать на российском рынке с интеграторами и дистрибьюторами, которые зачастую перепродают и внедряют иностранные решения, отнюдь не лучшие.

“Наши слабые стороны – недостаточная номенклатура устройств, необходимых заказчику, и замкнутость на узком рынке, который подвержен очень сильным колебаниям по платежеспособности. И, как следствие, – низкие темпы развития”, – рассуждает о проблеме Владимир Ралдугин, генеральный директор компании ПРОФИТТ.

И правда. В радиовещательной отрасли немало компаний, которые уже сейчас готовы предложить качественное и надежное оборудование: Тракт, ЛЭС, Профитт, Октава, Digilab, Digiton. Но при этом существующий ассортимент объективно не охватывает полный цикл радиопроизводства.

“То, что представлено на рынке, – это очень узкий сегмент в технологической цепочке: распределители, коммутаторы, индикаторы. Более сложное оборудование (пульты, обработки, источники сигнала, микрофоны) производится единицами или не производится совсем. Зачастую оно не заслуживает внимания в связи с низкими потребительскими качествами”, – говорит Денис Тарсуков, главный инженер радиостанции Бизнес FM.

Совсем иначе дело обстоит в сфере программного обеспечения. Программное обеспечение – это совсем другие затраты и другие риски. Здесь не требуются многомиллионные станки и помещения, здесь нет трудностей с таможней и удушающих налогов и пошлин. Наверное, поэтому отечественные разработчики успешно предлагают радиостанциям современные системы автоматизации, которые обеспечивают необходимый уровень надежности и функциональности. Именно в этом направлении можно не только догнать, но и перегнать. Но и по софтверному направлению производителям есть куда совершенствоваться.

“Тут тоже есть проблема в опыте и знаниях: эргономика, юзабилити и т.п. Этому не учили в советских вузах, это пришло к нам только в 2000-е. Поэтому нам еще предстоит большая работа по улучшению программных продуктов”, – считает Алексей Попов, заместитель директора софтверного подразделения компании “Тракт”.

Правы и потребители продукта – он должен быть функционален и качественен, правы и производители – говоря: предоставьте нам возможность, создайте условия, и мы произведем конкурентный, именно конкурентный отечественный продукт.

Все правильно сделать – здравый смысл, кадры и финансирование

Как и в любом вопросе, тут главное правильно расставить акценты. Импортозависимость – это относительное явление, которое нельзя оценить, просто посчитав долю иностранной продукции в общем ассортименте. Она всегда рассматривается в контексте среднемировой нормы: использовать иностранные товары в некоторых отраслях гораздо выгоднее, чем производить самим. Поэтому было бы неправильно слепо кидаться за полной “русификацией” радиовещания без оглядки на наши сильные и слабые стороны.

Мы производим качественное оборудование, но его ассортимента недостаточно, чтобы закрыть все направления. В некоторых случаях технологии мировых производственных центров ушли далеко вперед. И, когда встает вопрос, как их догнать, на первый план выходят проблемы не бизнеса, а всей российской инженерной школы.

Многие инженеры, не один десяток лет отработавшие на производстве, придерживаются мнения, что в России нет кадров на перспективу. Это клеймо на инженерном образовании поставил не только снижающийся интерес к подобным профессиям, но и различного рода образовательные эксперименты последних 20 лет.

Хотя не все согласны с такой постановкой вопроса.

Наши компании ремонтируют быстрее и дешевле. Другой вопрос, что качество оборудования само по себе иногда хромает, отсюда и статистика по ремонтам

“Сейчас после путевых вузов выходят вполне нормальные инженеры, хотя и теоретики, только вот приложить себя им негде. Производящих компаний в отечестве всего ничего. Вот и едут работать “за бугор”. А так выучим, вырастим. Особый аспект, что отрасль у нас такая, где специалисту нужно какое-то время поработать, прежде чем им стать. Инженерная подготовка в России более широкая, теории много (возможно, лишней), а нужны более узкие специалисты. Да и без практики специалист – не специалист, и университеты тут не справятся”, – считает Павел Ляхов, коммерческий директор компании “Тракт”.

Зачастую на производство молодые инженеры приходят абсолютно не готовыми к реальной работе и реальному положению дел. Единственным выходом остается усиление их теоретической и практической подготовки, обновление обучающей производственной базы в университетах и повышение престижа инженерных профессий в глазах молодежи.

Конечно, кадры – это не единственная проблема, которую нужно решить, чтобы российское производство заработало в полную силу.

“Основное, что должно сделать государство, – это стимулировать отечественные компании покупать отечественное оборудование. Ну и, по мере возможностей, финансировать какие-то приоритетные разработки. Сейчас все разработки мы финансируем сами”, – говорит Владимир Ралдугин.

О необходимости помогать с разработками и финансировать НИРы говорят все, ожидая, что это поможет преодолеть технологический разрыв между нами и более развитыми странами.

Как в медицине – не навреди!

Нам не нужны большие деньги, исчезающие с невероятно малым КПД. Нужен импульс, внимание, косвенная поддержка и нормальное кредитование. И очень нужен здравый смысл, хотя бы в его российском, вольном понимании.

Но этого, конечно, тоже мало. Даже если мы преодолеем сложившийся разрыв, встанет вопрос имиджа российского производителя в глазах мирового профессионального сообщества. И тут тоже потребуется помощь финансово обеспеченного партнера – государства.

Наряду с переменами на государственном уровне должны произойти некоторые перемены и на уровне компаний-производителей. Каждый производитель должен понять, что импортозамещение – это не повод “впарить старье” заказчику или “освоить средства”. Это повод поднять уровень своего производства и выступить на рынке в качестве сильного конкурента. Для чего необходимо формировать так называемую культуру производства – новые отраслевые стандарты, максимально приближенные к международным.

И это касается не только самого производства, но и сервисного обслуживания, которое в последнее время становится все более весомым фактором при принятии решения о покупке. У российских производителей есть сильные преимущества в этом вопросе: отсутствие языкового барьера, возможность быстрой реакции на запросы, включая ремонт, замену, и т.д. Однако сейчас все как будто забыли о таком важном направлении развития.

Наши компании ремонтируют быстрее и дешевле. Другой вопрос, что качество оборудования само по себе иногда хромает, отсюда и статистика по ремонтам. Но и у некоторых импортных брендов тоже не все так гладко. Чего только стоит отправка оборудования на ремонт за границу со всеми таможенными “прелестями”.

Долю всего отечественного оборудования в составе радиостанций ранее никто не пытался оценить, поэтому порадовать читателя статистикой по этому вопросу не получится. Но что, если взять конкретный пример – аппаратную радиовещания (АРВ) ВГТРК – компании, которая поддерживает и пытается максимально использовать отечественный продукт.

По подсчетам наших специалистов, доля отечественной продукции в составе типовой АРВ уже сейчас составляет 61%. Традиционно на рабочие станции устанавливается российская система автоматизации, обслуживающая весь технологический процесс создания, администрирования и распространения контента. Также отечественное происхождение почти всегда имеют блоки управления, устройства служебной связи, комплекты кабелей, студийные коммутационные панели, световые табло, технологические панели и студийная мебель индивидуального дизайна.

Подлежит замене на российские аналоги всего 10% оборудования. Среди него самыми значимыми позициями являются микшерные пульты и микрофоны. Хотя справедливости ради надо сказать, что пока не все радиостанции готовы пойти на такой шаг.

Ни при каких обстоятельствах не удастся заменить только 5% оборудования. И, конечно же, это компьютеры. С оставшимися 24% могут возникнуть проблемы: теоретически замена возможна, однако российские аналоги либо крайне некачественны, либо не могут предложить конкурентных условий покупки. К этим позициям относятся звуковые платы и акустический контроль.

Отрасль радиовещания, в отличие от телевидения, не требует колоссальных вложений и сама по себе уже использует достаточно много отечественной продукции и программного обеспечения. Учитывая сказанное выше о глобальных технологических изменениях в средствах коммуникаций и распространения сигнала, радио, как никто, готово к рывку на новые технологические уровни.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2014
Посещений: 10013

  Автор

Константин Правоторхов

Константин Правоторхов

Генеральный директор ЗАО "Трактъ"

Всего статей:  5

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций