В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сейчас можно только предполагать, чем же обернется акция импортозамещения для российских производителей малого и среднего сегмента, работающих в отрасли радиовещания. Но при формировании определенных факторов для производящих (а их немного) компаний это может стать хорошим толчком, чтобы встать на ноги и укрепить позиции на рынке.
Сейчас у радиокомпаний нет установки поменять все импортное оборудование, участвующее в процессе производства и распространения контента, на российское. Инерция, дающая некий запас времени, есть всегда. Любая непродуманная или сиюминутная замена скажется на качестве вещания, что будет не просто бессмысленным, но даже, пожалуй, опасным шагом. И пользователи, и производители отмечают, что нужно время, чтобы внедрить новые аппаратные решения и переобучить персонал. Любые изменения должны происходить постепенно, логично, не влияя на отлаженный процесс вещания.
Выбирая оборудование для радиостанций, инженеры в первую очередь руководствуются практичностью. И это верно: какая разница, кто производитель, если устройство обеспечивает необходимый набор функций и необходимый уровень надежности?
Это верно, но есть такие понятия, как техническая поддержка, ЗиП, обновления, ротация оборудования. Что будет, если какой-либо или все эти компоненты станут недоступны из-за санкций, политической конъюнктуры или высокой цены?
Что бы ни говорили, отечественный производитель намного более гибок к запросам и потребностям наших же потребителей. Не будут импортные компании делать доработки и вносить изменения в таком режиме, как сделает это наш производитель.
У наших производителей отражены тонкости отечественного опыта эксплуатации (реле, грозозащиты и т.д.), и такие аспекты, как ремонтопригодность и обслуживание, зачастую продуманы лучше.
Базис есть – нужны решения и умеренное госрегулирование. Нужна отрасль. Тем более что время для медиа и радиовещания переломное. Мобильные среды распространения сигнала, интерактивные возможности и персонализация ставят новые задачи и дают небывалые возможности.
Если присмотреться к российским экспонентам на выставках, то можно заметить, что самые большие стенды всегда у интеграторов и компаний, занимающихся дистрибуцией. Единичные производители, стесненные иностранными конкурентами, зачастую жмутся в сторонке. С чем это связано?
Эти и другие проблемы не дают сегодняшним производителям конкурировать на российском рынке с интеграторами и дистрибьюторами, которые зачастую перепродают и внедряют иностранные решения, отнюдь не лучшие.
“Наши слабые стороны – недостаточная номенклатура устройств, необходимых заказчику, и замкнутость на узком рынке, который подвержен очень сильным колебаниям по платежеспособности. И, как следствие, – низкие темпы развития”, – рассуждает о проблеме Владимир Ралдугин, генеральный директор компании ПРОФИТТ.
И правда. В радиовещательной отрасли немало компаний, которые уже сейчас готовы предложить качественное и надежное оборудование: Тракт, ЛЭС, Профитт, Октава, Digilab, Digiton. Но при этом существующий ассортимент объективно не охватывает полный цикл радиопроизводства.
“То, что представлено на рынке, – это очень узкий сегмент в технологической цепочке: распределители, коммутаторы, индикаторы. Более сложное оборудование (пульты, обработки, источники сигнала, микрофоны) производится единицами или не производится совсем. Зачастую оно не заслуживает внимания в связи с низкими потребительскими качествами”, – говорит Денис Тарсуков, главный инженер радиостанции Бизнес FM.
Совсем иначе дело обстоит в сфере программного обеспечения. Программное обеспечение – это совсем другие затраты и другие риски. Здесь не требуются многомиллионные станки и помещения, здесь нет трудностей с таможней и удушающих налогов и пошлин. Наверное, поэтому отечественные разработчики успешно предлагают радиостанциям современные системы автоматизации, которые обеспечивают необходимый уровень надежности и функциональности. Именно в этом направлении можно не только догнать, но и перегнать. Но и по софтверному направлению производителям есть куда совершенствоваться.
“Тут тоже есть проблема в опыте и знаниях: эргономика, юзабилити и т.п. Этому не учили в советских вузах, это пришло к нам только в 2000-е. Поэтому нам еще предстоит большая работа по улучшению программных продуктов”, – считает Алексей Попов, заместитель директора софтверного подразделения компании “Тракт”.
Правы и потребители продукта – он должен быть функционален и качественен, правы и производители – говоря: предоставьте нам возможность, создайте условия, и мы произведем конкурентный, именно конкурентный отечественный продукт.
Как и в любом вопросе, тут главное правильно расставить акценты. Импортозависимость – это относительное явление, которое нельзя оценить, просто посчитав долю иностранной продукции в общем ассортименте. Она всегда рассматривается в контексте среднемировой нормы: использовать иностранные товары в некоторых отраслях гораздо выгоднее, чем производить самим. Поэтому было бы неправильно слепо кидаться за полной “русификацией” радиовещания без оглядки на наши сильные и слабые стороны.
Мы производим качественное оборудование, но его ассортимента недостаточно, чтобы закрыть все направления. В некоторых случаях технологии мировых производственных центров ушли далеко вперед. И, когда встает вопрос, как их догнать, на первый план выходят проблемы не бизнеса, а всей российской инженерной школы.
Многие инженеры, не один десяток лет отработавшие на производстве, придерживаются мнения, что в России нет кадров на перспективу. Это клеймо на инженерном образовании поставил не только снижающийся интерес к подобным профессиям, но и различного рода образовательные эксперименты последних 20 лет.
Хотя не все согласны с такой постановкой вопроса.
“Сейчас после путевых вузов выходят вполне нормальные инженеры, хотя и теоретики, только вот приложить себя им негде. Производящих компаний в отечестве всего ничего. Вот и едут работать “за бугор”. А так выучим, вырастим. Особый аспект, что отрасль у нас такая, где специалисту нужно какое-то время поработать, прежде чем им стать. Инженерная подготовка в России более широкая, теории много (возможно, лишней), а нужны более узкие специалисты. Да и без практики специалист – не специалист, и университеты тут не справятся”, – считает Павел Ляхов, коммерческий директор компании “Тракт”.
Зачастую на производство молодые инженеры приходят абсолютно не готовыми к реальной работе и реальному положению дел. Единственным выходом остается усиление их теоретической и практической подготовки, обновление обучающей производственной базы в университетах и повышение престижа инженерных профессий в глазах молодежи.
Конечно, кадры – это не единственная проблема, которую нужно решить, чтобы российское производство заработало в полную силу.
“Основное, что должно сделать государство, – это стимулировать отечественные компании покупать отечественное оборудование. Ну и, по мере возможностей, финансировать какие-то приоритетные разработки. Сейчас все разработки мы финансируем сами”, – говорит Владимир Ралдугин.
О необходимости помогать с разработками и финансировать НИРы говорят все, ожидая, что это поможет преодолеть технологический разрыв между нами и более развитыми странами.
Нам не нужны большие деньги, исчезающие с невероятно малым КПД. Нужен импульс, внимание, косвенная поддержка и нормальное кредитование. И очень нужен здравый смысл, хотя бы в его российском, вольном понимании.
Но этого, конечно, тоже мало. Даже если мы преодолеем сложившийся разрыв, встанет вопрос имиджа российского производителя в глазах мирового профессионального сообщества. И тут тоже потребуется помощь финансово обеспеченного партнера – государства.
Наряду с переменами на государственном уровне должны произойти некоторые перемены и на уровне компаний-производителей. Каждый производитель должен понять, что импортозамещение – это не повод “впарить старье” заказчику или “освоить средства”. Это повод поднять уровень своего производства и выступить на рынке в качестве сильного конкурента. Для чего необходимо формировать так называемую культуру производства – новые отраслевые стандарты, максимально приближенные к международным.
И это касается не только самого производства, но и сервисного обслуживания, которое в последнее время становится все более весомым фактором при принятии решения о покупке. У российских производителей есть сильные преимущества в этом вопросе: отсутствие языкового барьера, возможность быстрой реакции на запросы, включая ремонт, замену, и т.д. Однако сейчас все как будто забыли о таком важном направлении развития.
Наши компании ремонтируют быстрее и дешевле. Другой вопрос, что качество оборудования само по себе иногда хромает, отсюда и статистика по ремонтам. Но и у некоторых импортных брендов тоже не все так гладко. Чего только стоит отправка оборудования на ремонт за границу со всеми таможенными “прелестями”.
Долю всего отечественного оборудования в составе радиостанций ранее никто не пытался оценить, поэтому порадовать читателя статистикой по этому вопросу не получится. Но что, если взять конкретный пример – аппаратную радиовещания (АРВ) ВГТРК – компании, которая поддерживает и пытается максимально использовать отечественный продукт.
По подсчетам наших специалистов, доля отечественной продукции в составе типовой АРВ уже сейчас составляет 61%. Традиционно на рабочие станции устанавливается российская система автоматизации, обслуживающая весь технологический процесс создания, администрирования и распространения контента. Также отечественное происхождение почти всегда имеют блоки управления, устройства служебной связи, комплекты кабелей, студийные коммутационные панели, световые табло, технологические панели и студийная мебель индивидуального дизайна.
Подлежит замене на российские аналоги всего 10% оборудования. Среди него самыми значимыми позициями являются микшерные пульты и микрофоны. Хотя справедливости ради надо сказать, что пока не все радиостанции готовы пойти на такой шаг.
Ни при каких обстоятельствах не удастся заменить только 5% оборудования. И, конечно же, это компьютеры. С оставшимися 24% могут возникнуть проблемы: теоретически замена возможна, однако российские аналоги либо крайне некачественны, либо не могут предложить конкурентных условий покупки. К этим позициям относятся звуковые платы и акустический контроль.
Отрасль радиовещания, в отличие от телевидения, не требует колоссальных вложений и сама по себе уже использует достаточно много отечественной продукции и программного обеспечения. Учитывая сказанное выше о глобальных технологических изменениях в средствах коммуникаций и распространения сигнала, радио, как никто, готово к рывку на новые технологические уровни.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2014
Посещений: 10050
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций