В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Предлагаем вниманию читателей статью очередного победителя голосования по "Проектам и решениям" на сайте www.broadcasting.ru. На этот раз наибольшее количество голосов набрал проект, реализованный компанией "Видео-Софт" на телеканале "ТВ Центр"
Cергей Полонский
Генеральный директор ОАО "Видео-Софт"
Немного истории
Первые виртуальные студии появились более десяти лет назад. В то время они представляли собой очень сложный и дорогостоящий аппаратно-программный комплекс, базирующийся на технологиях Silicon Graphics.
Сам проект имеет довольно занимательную историю. Его основа - это открытый исходный код, который был создан группой польских программистов под руководством родоначальника виртуальных студий Ричарда Куницко-го. Проект был реализован в рамках Европейского гранда. Одним из условий гранда были открытость системы и открытый исходный код. После первой инсталляции виртуальной студии в Гамбурге многие европейские и американские компании занялись доработкой кода и созданием собственных продуктов. Среди них Accom, RT-Set, Getris и многие другие.
В начале 2000-х гг. в соревновании была поставлена жирная точка, так как лидерство захватили израильские компании ORAD и VizArt. В частности, компания ORAD переманила сотрудников основных конкурентов, включая первую группу разработчиков из Польши. Нужно отметить, что в самом начале виртуальные студии вызывали определенное недоверие у телевизионного сообщества. Это связано с тем, что сложная и дорогая инсталляция предполагает использовать персонал очень высокой квалификации. Также встал вопрос - надежна ли система для работы в студии в прямом эфире: компьютер есть компьютер, может "зависнуть". Со временем недоверие прошло. Решения становились более надежным и простыми в эксплуатации. В итоге виртуальные студии начали массово инсталлироваться в Европе, Америке и Азии. Бизнесмены и продюсеры поняли очевидную выгоду от использования виртуальных студий. Даже при больших первоначальных вложениях в инсталляцию и обучение персонала студия очень быстро себя окупала и начинала приносить прибыль. Виртуальные декорации в несколько раз дешевле реальных и создаются гораздо быстрее. Нет необходимости держать склад для декораций. И, самое главное, виртуальные декорации меняются в течение нескольких минут, что позволяет использовать одну студию одновременно для съемок множества программ. Если посчитать по европейским расценкам стоимость аренды студии, производства и установки декораций, оплаты вспомогательного персонала, то выгода от использования виртуальной студии получается весьма ощутимой. Все понимали, что картинка из виртуальной студии получается не совсем реалистичная, но финансовая выгода была важнее. С другой стороны, виртуальные студии отлично себя показали в производстве детских, общественно-политических программ, новостей и погоды.
В России - иная ситуация
В России в конце 1990-х - начале 2000-х гг. была иная ситуация. Декорации стоили недорого, технический персонал - тоже. За счет существования Я редлагаем вниманию читателей статью очередного победителя голосования по "Проектам _ и решениям" на сайте www.broadcasting.ru. На этот раз наибольшее количество голосов набрал проект, реализованный компанией "Видео-Софт" на телеканале "ТВ Центр" таких монстров как ТТЦ "Останкино", "Киностудия им. М. Горького", "Мосфильм", съемочных павильонов было более чем достаточно. Таким образом, в России виртуальные студии в те годы не были столь востребованными, как на Западе. Виртуальная студия работала в среде UNIX на платформе Silicon Graphics, эти компьютеры были очень дорогие, и их количество в России было весьма ограниченным. Поэтому существовал дефицит квалифицированных сотрудников, способных обслуживать виртуальную студию. Заявленные цены на инсталляцию виртуальных студий также оказались слишком высокими для российского телевизионного рынка.
Студия на телеканале "ТВ Центр"
В результате в 1997 г. в России была всего одна виртуальная студия компании Accom, которая была инсталлирована на телеканале "ТВ Центр". Этот телеканал довольно успешно эксплуатировал виртуальную студию, установленную во втором павильоне на Мосфильме, общей площадью 600 кв. м. Из студии как в прямом эфире, так и в записи выходило множество передач. Одними из самых запоминающихся проектов были: программы "Дата", "Интернет-кафе", "Ви-ташка", "Мода нон-стоп". В настоящий момент виртуальная студия на Мосфильме разобрана, используются реальные декорации. Трудно судить, что лучше, но теперь из второго павильона выходят только две программы - "В центре событий" и "Настроение". Большее количество декораций установить нельзя.
Сейчас в России ситуация сильно изменилась. Съемочных площадей не хватает. Многие телевизионные компании пытаются использовать заводские и прочие промышленные здания для организаций студий. Но практически всегда сталкиваются с проблемой 6-метрового пролета несущей балки. Поэтому найти помещение под студию свыше 50-60 кв. м достаточно проблематично, так как в большинстве зданий установлены несущие колонны через каждые 6 метров. Также в этих помещениях не всегда удается установить высокие и широкие двери для установки и замены декораций. В результате возникает ситуация, что в одной студии можно снимать только одну программу, так как оперативно поменять декорации невозможно или очень дорого. Оптимальным решением для выхода из подобной ситуации является установка виртуальной студии, которая позволит не только оперативно менять декорации, но и визуально расширить границы студии.
"ТВ Центр" столкнулся с такой же проблемой после строительства телевизионного комплекса на Большой Татарской. Для строительства телевизионного комплекса использовалось бывшее производственное здание московского завода "Темп". Пролеты в здании -6 м, три студии комплекса имеют съемочную площадь 50 кв. м.
Виртуальная студия "Видео-Софт"
Имея многолетний опыт работы с виртуальными студиями от компании Ассот и компании ORAD, мы разработали совершенно новый продукт -"Виртуальную студию Видео-Софт". Руководство телеканала "ТВ Центр" очень долго колебалось, прежде чем приобрести наш продукт. Присутствовал определенный элемент недоверия: "слишком все подозрительно просто, хорошо и недорого; как смогла российская компания сделать продукт, который может конкурировать с зарубежными аналогами?" Для преодоления этого недоверия мы в конце 2005 г. установили в тестовом режиме однокамерную студию, которая работала в прямом эфире в программе "Деловая Москва".
После почти года эксплуатации без единого сбоя руководством телекомпании было принято решение купить у нас две 3-камерные виртуальные студии. Но при этом сотрудники телеканала составили список требований, состоящий из 70 пунктов, которым должна соответствовать виртуальная студия. С одной стороны, мы обрекли себя на избыточную доработку виртуальной студии, так как многие пункты, по нашему мнению, совершенно не востребованы в производстве телепрограмм. Но мы реализовали весь список. В результате наша студия умеет все, что может себе представить даже самый требовательный пользователь.
серьезным испытанием для нашей студии стала непростая задача -повторить реальные декорации студии новостей "ТВ Центр". Это было необходимо для того, чтобы освободить павильон для строительства новых декораций. Одним из главных условий было создать виртуальные декорации таким образом, чтобы зритель не заметил изменений. Задача была решена успешно. Прямо "с колес", через неделю после инсталляции, из виртуальной студии начали круглосуточно в прямом эфире выходить новости "ТВЦ". Новости выходили в течение трех недель без единого сбоя или брака в эфире. Обучение выпускающих смен и режиссеров заняло около двух дней, после чего они самостоятельно работали без каких-либо консультаций со стороны сотрудников нашей компании. В настоящий момент из виртуальной студии выходят программы: "Деловая Москва", "Городское собрание", "Финансовые новости", "21 кабинет", планируется запуск еще нескольких программ.
Объединение игровых технологий обработки изображения с профессиональным телевидением
ОАО "Видео-Софт" было зарегистрировано в августе 2005 г. С одной стороны, это достаточно молодая компания, с другой - наши сотрудники имеют опыт работы с виртуальными студиями с момента их появления в России в 1997 г. Также в компании трудятся инженеры и программисты с многолетним опытом работы в области телевидения, кино и трехмерной графики. В компании есть креативный отдел, сотрудники которого принимали участие в таких известных проектах, как фильм "Охота на пиранью", разрабатывали оформление для многих телевизионных программ.
У нас было определенное преимущество при разработке виртуальной студии: мы начали с нуля и использовали более современные технологии. При обработке изображения мы используем графические ускорители от компании nVidia и программное ядро на основе Microsoft DirectX.
Как известно, эти технологии предназначены в основном для игровой индустрии. Так как обороты в игровом бизнесе зашкаливают за 9 нулей, инвестиции в разработку новых аппаратных и программных средств в игровой индустрии значительно выше, чем в профессиональном телевидении. В результате каждый год мощность и возможности графических ускорителей удваиваются, а цена падает. Также за счет массовости игровых технологий аппаратные программные решения значительно надежней, так как миллионы пользователей тестируют их каждый день.
Наше главное достижение - это объединение игровых технологий обработки изображения с профессиональным телевидением. Благодаря этому мы добились впечатляющих результатов за довольно короткий период времени. Этот подход позволяет нам работать с любыми новыми видеокартами от nVidia, не меняя программный код, также мы не ограничены по разрешению сигнала. Наша виртуальная студия может работать как в стандартном SD-формате, так и в HD-формате.
Работа с видеосигналом осуществляется при помощи технологии Di-rectShow, которая позволяет использовать произвольное количество входов и выходов, в любом формате и качестве, ограничиваясь лишь мощностью компьютера. Благодаря этому для ввода и вывода сигнала можно использовать любое совместимое устройство: от обычного Fire Wire-подключения до профессиональных плат типа Blackmagic Design Decklink. Таким образом, виртуальная студия "Видео-Софт" практически аппаратно независима: чем мощнее "железо", тем качественнее результат.
Для пользователей виртуальной студии "Видео-Софт" такой подход позволяет максимально эффективно инвестировать средства. Замена видеокарты на более производительную позволяет увеличить качество виртуальных декораций без дополнительного обновления виртуальной студии. Если появляется более мощный компьютер, то можно увеличить количество видеовходов или перейти в HD-разрешение.
В настоящий момент мы работаем над внедрением модуля хромакей в виртуальную студию. Это позволит резко повысить реалистичность сцены, так как мы сможем реализовать отражения и тени реальных предметов и персонажей в виртуальной сцене. Виртуальные источники света будут обрабатываться как реальные, можно будет делать специальную цветокор рекцию объекта по маске (убирать ореолы), иначе говоря - появится масса других возможностей.
Основные харктеристики виртуальной студии "Видео-Софт":
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2007
Посещений: 23069
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций