Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Виртуальная реальность стучится в дверь

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Виртуальная реальность стучится в дверь

Буквально на каждом телерынке в Каннах участники с нетерпением ожидают какой-нибудь неведомой новинки, но, как правило, прорывы случаются редко: научно-технический прогресс на телевидении хотя и не стоит на месте, но движется рывками
Иван Усачев
Продюсер, ведущий, генеральный директор “Студии Ивана Усачева”

Однако весна 2016 года преподнесла сюрприз. Его название VR (Virtual reality), или виртуальная реальность. Но к компьютерным играм эта реальность не имеет отношения. Так теперь называют абсолютно новый теле- и киноформат, в основе которого лежат документальные или постановочные сьемки с панорамным охватом. Его особенность в том, что между экраном и зрителем исчезает граница, человек оказывается внутри живой картинки.


Не будем скромничать. Происходящее – это самая настоящая революция. Александра Модестова, официальный представитель MIPTV/MIP-COM в России, например, сравнивает эффект от увиденного с началом эры кино, когда братья Люмьер продемонстрировали свой первый фильм “Прибытие поезда на вокзал Ля-Сьота” в 1895 году:

“Люди тогда вскакивали с кресел, пытались убежать от надвигающегося паровоза. Когда я увидела фильм в виртуальной реальности, я тоже почувствовала себя как те первые зрители, настолько все было ошеломительно. Это полное погружение в звуки и краски”.

Не случайно поборники нового формата именуют свои работы не фильмами, а “переживанием” – experience, – потому что зрители воспринимают показ почти всеми органами чувств, за исключением обоняния и осязания, переживают увиденное. В виртуальной реальности человек ощущает себя как в реальном мире, при этом глубина погружения зависит только от совершенства техники.

Виды и девайсы

Специалисты различают 3 вида виртуальной реальности:

  1. 3D-компьютерная графика, которая используется в игровой индустрии.
  2. Кинематографическая виртуальная реальность: трехмерные постановочные съемки с участием актеров, обработанные с помощью специальных программ.
  3. Видео 360 градусов: контент, который создается с помощью обычных камер и потом морфингом превращается в сферу для воспроизведения. Подобные видеоролики в прошлом году появились на YouTube.

Виртуальная реальность пока доступна только с помощью соответствующих очков или шлема. Я перечислю основные девайсы:

  1. Гугл Кардборд (GoogleCardboard) – картонные очки от “Гугл” стоимостью 15 евро. Специально разработанное для этого приложение скачали уже 25 млн раз. Просматривать видео можно на своем айфоне, положив в очки.
  2. Samsung gear VR – доступные по цене очки, которые превращают телефоны от Самсунга в переносной кинотеатр.
  3. Шлем Oculus Rift. Компания собрала в 10 раз больше, чем рассчитывала, проведя сбор средств в Интернете. Facebook затем купил производителя за 2 млрд долларов.
  4. HTC Vive, высокотехнологичный продукт стоимостью около 900 евро. Эти очки на 20 евро дороже Oculus Rift, они сопрягаются с базовой станцией и контроллерами, которые позволяют отслеживать точность движений в пространстве до 1 мм.
  5. Шлем Sony Playstation VR. Эти очки сама компания называет социальным экраном, который позволяет игрокам наблюдать за другими геймерами в виртуальных устройствах. Sony сейчас работает над 160 “фильмами-переживаниями” в виртуальной реальности.

Перспективы и недостатки

Новый формат и новые технологии открывают невероятные перспективы. Не вставая с кресла, зрители смогут побывать на рокконцертах, заглянуть в гримерку к любимым артистам, принять участие в репетиции, даже выйти на сцену со звездой, присутствовать на конференциях и т.д. Особенный интерес виртуальная реальность представляет для создателей программ о путешествиях: в очках виртуальной реальности можно оказаться в любой точке планеты. Экстремальные виды спорта стали доступны всем – отныне можно спускаться на парашюте, погружаться в глубины морей или ездить на велосипеде по вершинам гор без риска погибнуть. Производители продукции для взрослых уже предвкушают прибыли: ожидается, что в течение следующих 10 лет рынок порнографии в виртуальной реальности будет оцениваться в 1 млрд евро. Как ни удивительно, но именно производители “клубнички” самые большие инноваторы.

Крупнейшие телекомпании мира не остаются в стороне от прогресса. Например, конгломерат Discovery открыл вещательную платформу DiscoveryVR для трансляции новаторских шоу и программ.

Британский Sky и немецкий ProSieben вложили 100 млн долларов в цикл фильмов о Сирии под названием “Кризис” (Crisis). Оператор снял репортаж о жизни в охваченной войной стране. Съемки производят сильнейшее впечатление, потому что зритель как будто сам находится в зоне боевых действий, среди развалин и руин. 10 млрд долларов – именно в такую сумму оценивают емкость нарождающегося рынка виртуальной реальности эксперты.

Александра Модестова, официальный представитель MIPTV/MIPCOM в России, например, сравнивает эффект от увиденного с началом эры кино, когда братья Люмьер продемонстрировали свой первый фильм "Прибытие поезда на вокзал Ля-Сьота" в 1895 году

Но пока технологии несовершенны. Например, сейчас невозможно определить направление взгляда зрителя, поскольку действие происходит одновременно повсюду, а не на одном экране. Как уследить за взглядом человека, что ему показывать в этой точке? Система отслеживания движения глаз еще не стала массовой. Режиссеры решают эту задачу таким образом: они руководят зрителем, затемняя тот сектор, откуда уходит основное действие. Люди так устроены, что невольно переводят взгляд на более светлый участок.

Еще больше проблем вызывает творческая составляющая: порой история настолько скучна, что внимание невозможно удержать никакими техническими приемами. Иногда наоборот, история увлекательная, но “переживания” не возникает. Никаких правил пока нет, они только пишутся.

Сможет ли зритель смотреть фильм в виртуальной реальности длиной полтора часа, как в кинотеатре? Сейчас подобные произведения длятся не дольше 5 минут.

Что делать с параллельным действием? Показывать его в одном сегменте или монтировать последовательно, ведь все сюжетные линии разворачиваются одновременно? Чем вообще виртуальная реальность должна отличаться от обычного кино с точки зрения игры актеров? На эти вопросы пока нет ответа.

Впечатления

Я тоже надевал на себя очки и тоже совершал погружение. К счастью, оно было недолгим: вскоре начинают болеть глаза и кружиться голова, а после окончания сеанса появляется легкая раскоординированность движений – реальная и виртуальная реальности плохо уживаются вместе, примерно как пиво и водка.

Интересно высказалась по поводу происходящих изменений известная телеведущая, дочь прославленного кинорежиссера Юлия Меньшова: “В данном случае речь о форме, а не о смене содержания. Думаю, что это любопытная опция. Но не факт, что станет основной. Потому что телесмотрение чаще всего предполагает совместный просмотр, чтобы можно было поделиться эмоцией или впечатлением с “соседом” по дивану. Для одиночек, может, и подойдет...

Но, в то же время, телеаудитория – женская сейчас. А у них телевизор – это фон для домашних дел. Так что, скорее, это вариант для просмотра кинофильмов. А их смотрят все больше через Интернет.


А куда деваться от рекламы, кстати, в очках? Тоже проблема. Снимать каждые 15 минут? Замучаешься.

В общем, в поездках отличная вещь, получается. Для кино, скачанного из Инета. Без рекламы. И с возможностью управлять процессом: хочу – пауза, хочу – продолжаю…”

Не все верят в успех нового медиа – некоторые эксперты утверждают, что это очередной пшик, нацеленный на выкачивание средств инвесторов.

Сергей Минаев, писатель, ведущий и кинопродюсер, настроен скептически: “То есть можно будет трахаться, не выходя из дома? Круто! Столько браков сохраним”.

Телеведущий Дмитрий Крылов не разделяет восторга: “Перспективно? Вероятно, да. Но, скорее, будет развиваться какая-то иная видеотехнология, не связанная с очками, но создающая голограммное объемное изображение”.

Однако многие уверены, что в кино и на телевидение пришла грандиозная технология.

Дмитрий Рудовский, генеральный директор “Арт Пикчерс Групп”: “Несмотря на то, как будет все развиваться, нужен другой подход к сценариям и съемкам. Нужно разрабатывать новый киноязык”.

Что на родине?

А как обстоят дела с виртуальной реальностью у нас в России? Если съемки в новом формате и ведутся, я про них ничего не знаю. Продавцы съемочной техники утверждают, что в наличии имеется только одна камера для профессиональной съемки в VR, это 360 Fly. Суперсовременная камера Nokia, анонсированная производителем, в продажу еще не поступила не только у нас, но и за рубежом – идут доработки. Чтобы обойти проблему нехватки камер, российские умельцы создали так называемые “риги”, объединяя 3 или больше камер GoPro на одном носителе. Получается ничем не хуже, чем у фирмачей.

Россия вообще богата на изобретателей. Вы будете удивлены, когда узнаете, что первый стереокинотеатр в нашей стране открылся в Санкт-Петербурге в марте 1911 года. Там показывали (внимание!!!) 3D-картины зарубежного производства, а также цветные фильмы. Разработанная еще в 1963 году система “Стерео-70” в 1990 году была удостоена награды “Оскар” в номинации “За техническое достижение”. Добавлю, что в СССР было снято более 30 стереоскопических (синоним 3D) фильмов.

Я думаю, что российские производители еще удивят мир фильмами (простите, переживаниями) в формате виртуальной реальности. Ждать осталось недолго.

Я надеюсь.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2016
Посещений: 7650

  Автор

Иван Усачев

Иван Усачев

Продюсер, ведущий, генеральный директор “Студии Ивана Усачева”

Всего статей:  10

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций