Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Уличное радио: серьезный подход к "несерьезному" проекту

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Уличное радио: серьезный подход к "несерьезному" проекту


Светлана Новаторова
Директор радиостанции "Радио на Покровке" (г. Нижний Новгород)

В последние несколько лет в прессе мелькали сообщения о создании в городах России "уличных" радиостанций. В Казани, Ярославле, Кирове и многих других городах были радиофицированы центральные улицы и площади: шла либо трансляция сигнала рейтинговых радиостанций, либо просто "крутилась" музыка и рекламные объявления. Первый подобный проект — "Арбат-Радио" — был осуществлен в Москве. Сейчас таких проектов больше десятка. Если радиофицируются улицы или площади, их еще рано считать радиостанциями; это то же самое, что и радиофицирование школы или магазина, самолета или теплохода. Чтобы объект имел право называться радиостанцией, нужно сделать несколько важных шагов

Регистрация и лицензии

Первым делом необходимо зарегистрировать СМИ. Лицензии на вещание и лицензии в области оказания услуг связи пока не нужны.

Руководство "Радио на Покровке" в самом начале своей деятельности посылало запросы в МПТР РФ с просьбой разъяснить, является ли проводным уличное регулярное радиовещание с собственным программным наполнением. В ответе значилось, что в соответствии с Правилами оказания услуг проводного вещания, утвержденными в 1997 г., под сетью проводного вещания понимается "совокупность станционных и линейных сооружений проводного вещания, обеспечивающих передачу программ звукового вещания и иной информации для абонентских розеток". Исходя из данного определения способ уличного вещания, разработанный "Радио на Покровке", не может быть признан проводным. Федеральная служба по надзору в сфере связи также рассмотрела деятельность "Радио на Покровке" и пришла к выводу, что услуги данного проекта не входят в перечень услуг связи, указанных в ст. 2 действующего Федерального закона "О связи". Тем не менее для технического средства передачи массовой информации необходима регистрация в реестре массовых коммуникаций.

Разработка проекта

Следующий шаг касается разработки проекта уличной радиостанции. Для этого предпочтительно привлечение сертифицированных специалистов и организаций, имеющих лицензию на соответствующие виды работ с радиооборудованием.

В Нижнем Новгороде, в отличие от многих других городов, вещание на улице организовано не через полосные маломощные громкоговорители, размещенные на фасадах зданий, а с помощью рупорных громкоговорителей, расположенных в нескольких ключевых точках улицы на световых и специальных опорах. При принятии подобного технического решения учитывалась удаленность опор от жилых домов, а также необходимость сохранения своеобразия главной улицы города. Технические специалисты помогли провести кабель по трубостойкам, расположенным на крышах домов; хотя более надежным (но и более дорогостоящим) был бы вариант протяжки кабеля по подземным коммуникационным "колодцам", что надолго сохранило бы кабель от порчи и поломок.

Инженерно-акустическая экспертиза

После разработки технических условий осуществления проекта проводилась инженерно-акустическая экспертиза: были определены углы преломления звука и уровень звукового давления в ближайших от точек подвеса громкоговорителей жилых домах.

Подобную экспертизу следует проводить при участии квалифицированных специалистов из строительных вузов, радиолабораторий или лабораторий при центрах госэпиднадзора. В случае с "Радио на Покровке" широкомасштабную экспертизу проводили уже после начала трансляций, когда жители окрестных домов начали жаловаться на повышенный уровень шума. В течение нескольких месяцев менялись углы наклона и точки подвеса громкоговорителей, пока контрольная комиссия не дала положительный ответ и не разрешила вещание на Покровке при условии соблюдения определенных показателей уровня основного регулятора громкости выдающего оборудования. Письмо с разрешением от ЦГСЭН — один из основополагающих документов для работы уличного радио. Другое дело, что предписанные нормативы зачастую условны. Существующие санитарные правила и нормы были приняты еще в 50-х гг. XX века. Понятно, что сегодня город "шумит" гораздо больше. Так, в процессе замеров уровня шума на Большой Покровской улице, главной улице Нижнего Новгорода, выяснилось, что уровень уличного шума даже без включенного радио уже превышает предельно допустимые нормы. Кроме того, на уровень шума от громкоговорителей влияют осадки, сила ветра, атмосферное давление. Очевидно, что для выработки ПДУ для уличного радиовещания требуется более сложная схема, которая бы учитывала вышеуказанные факторы.

Поддержка администрации

Важно заручиться поддержкой администрации области, города, района.

На Большой Покровской расположены не только кинотеатры, магазины и рестораны, но и административные здания, в частности один из корпусов Нижегородского университета, где находится центр радиожурналистики. Студенты центра давно мечтали о собственной технической учебной базе. В Нижнем Новгороде, в отличие от большинства российских городов, схема взаимодействия профильных вузов города и профессионалов-вещателей отлажена достаточно хорошо. В частности, студенты-радиожурналисты в ННГУ изучают музыкальное вещание, овладевают первичными навыками работы в эфире.

Уличное радио отлично вписалось в концепцию изменения облика города (возникшую в рамках программы по приданию Нижнему Новгороду статуса столицы Приволжского федерального округа). Таким образом, вещание должно было совместить и идею практикума в рамках учебного процесса, и необычную для "обитателей" Большой Покровки музыкально-информационную форму. Проект был поддержан администрацией, нашлись инвесторы и спонсоры для его реализации. От принятия решения до начала вещания прошло чуть более двух месяцев.

Сегодня проект курирует администрация городского района, где расположена Большая Покровская улица. Были попытки запретить вещание как наружную звуковую рекламу. Однако на сегодняшний день радиостанция доказала, что действует легитимно в рамках закона о СМИ.

Инновационный контент

Каким должно быть уличное вещание? Несомненно, информационно-музыкальным. Музыкальный формат был определен довольно быстро: инструментальная популярная музыка — от классики до джаза, отечественная эстрада 1980-1990-х гг., "золотые" хиты, музыка из кинофильмов; преобладала фоновая инструментальная музыка.

Что касается информации, то жанры и стиль ее подачи ограничивались возможностью восприятия "шагающей аудитории"; необходимо добиться, чтобы она услышала каждую программу от начала и до конца, поэтому хронометраж абсолютно всех программ составляет 1-2 минуты. Местные новости читаются один раз в час, и это, как правило — одно расширенное радиосообщение в выпуске. Ежечасно в эфир выходят программы об истории, архитектуре, культурных мероприятиях города; минизарисовки о самых ярких городских событиях; детские юмористические программки; программы о городе на иностранных языках. Социальная реклама, объявления и коммерческая реклама составляют 7% от общего объема вещания.

Роль уличного радио в жизни горожан значительно возрастает, когда в городе разворачиваются празднества и массовые гуляния. Обычно ведется трансляция с места событий, то есть с центральной площади города, тем самым привлекается публика и создается единое информационное пространство, охватывающее одновременно до 200 000 человек.

Реклама

Конечно, уличное радио трудно представить себе без рекламы. Однако всем, кто будет работать с подобными проектами, следует помнить, что существуют особые правила производства и вывода рекламного продукта в эфир. Рекламные споты с традиционными для современного волнового радио спецэффектами абсолютно не воспринимаются на улице на слух. Псевдостереофоническое (или монофоническое) вещание посредством громкоговорителей предполагает трансляцию простейших информационных роликов, сочетающих в себе текст и музыкальную подкладку. Лучше всего на уличных проектах "работают" дикторские объявления и имиджевые фразовые ролики. Кроме того, объем рекламы должен быть действительно ограничен, поскольку FM-волну можно выключить, если реклама раздражает, а уличное радио — нет.

На "Радио на Покровке" проблем с рекламой нет по простой причине: радиостанция учреждена негосударственным образовательным учреждением -Школой-студией "Радиокласс", которая занимается коммерческой деятельностью в узких рамках: лишь для обеспечения основной хозяйственной деятельности предприятия. В проект инвестируются средства, полученные от других видов деятельности Школы-студии.

Говоря о прибыли от работы уличного радио, следует учитывать в первую очередь фактор сезонности. Летом, в конце весны и в начале осени рекламы на уличном радио всегда больше. Уличное радио часто приходится ремонтировать. Кроме обрывов проводов и разнообразных поломок внешнего оборудования, существует страшное для подобных проектов явление — гроза, поэтому рекомендуется выключать даже всепогодные громкоговорители в период серьезных атмосферных осадков. При использовании простых громкоговорителей типа HS20-50, работающих в частотном диапазоне 380-6500 Гц, нужно быть готовым к тому, что в начале каждого сезона придется дискретно менять уровень их громкости и раз в полгода ремонтировать.

Выдающая студия уличной станции похожа на обычную эфирную студию. Разумеется, можно сделать ее примитивно: вместо вещательной станции поставить просто хороший компьютер и вещать через Winamp; однако это не уменьшит затраты на производство программ, на плановый и внеплановый ремонт оборудования. Хотя эти денежные затраты и несравненно меньше, чем средства, вкладываемые даже в обычное проводное вещание.

Уличное радио стоит организовывать в разных городах (причем не только в крупных). Это будет СМИ, которое создаст звуковой облик города. Для небольших городов подобная компактная модель радио будет незаменима, поскольку проводная сеть в них фактически разрушена, и эфирное радио "не ловит", поэтому даже два часа вещания в день смогут утолить информационный и эмоциональный радиоголод жителей этих небольших городов.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2006
Посещений: 30595

  Автор

Светлана Новаторова

Светлана Новаторова

Директор радиостанции "Радио на Покровке" (г. Нижний Новгород)

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций