В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сложившаяся ситуация изменилась, когда осенью прошлого года федеральное государственное унитарное предприятие “Российская телевизионная и радиовещательная сеть” (ФГУП РТРС) выставило на конкурс задание на выполнение научно-исследовательской работы. Ее название – “Проведение исследований в части вопросов обеспечения электромагнитной совместимости цифрового радиовещания стандарта DAB+ с радиоэлектронными средствами различных радиослужб в диапазоне 174–230 МГц”. Вроде бы ничего особенного – мало ли конкурсов проводит РТРС?
Но буквально на следующий день после этой публикации в отечественных СМИ обострилось обсуждение: какая “цифра” в радиовещании должна появиться в итоге в России, да и нужно ли ее вообще внедрять – это действительно необходимость? В качестве реальных претендентов обсуждались два формата: DRM и DAB+.
Напомним, что еще в 2009 году при запуске программы цифровизации в федеральной целевой программе (ФЦП) “Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы”, утвержденной в сентябре 2009 года, предлагалось сделать базовым формат DRM (Digital Radio Mondiale). Он должен был внедряться для организации цифрового вещания в диапазонах длинных, средних и коротких волн.
Правительством России в 2010 году было издано по этому поводу распоряжение от 28 марта 2010 г. N 445-р, в котором Минкомсвязи России, Минпромторгу России и Ростехрегулированию было поручено организовать в 2010–2011 годах разработку и обеспечить утверждение национальных стандартов системы Digital Radio Mondiale.
Главной целью предлагаемого перехода на цифровое радиовещание в формате DRM ставилось резкое улучшение качества приема (не хуже действовавшего на тот момент вещания в УКВ-диапазоне) по сравнению с традиционным аналоговым радиовещанием в диапазоне коротких волн. Результат ожидался следующий – перевод коротковолновых трансляций из чисто информационных в разряд художественно-информационных. Это позволило бы охватить качественным вещанием огромную территорию нашей страны. Кроме того, вещание в этом формате требует передатчиков меньшей мощности по сравнению с аналоговым.
Были накоплены достаточно серьезные наработки: к примеру, в 2003 году Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение “Об организации опытных зон экспериментального цифрового звукового радиовещания стандарта DRM”. Тестовые трансляции были организованы на действовавшей тогда службе иновещания нашей страны – радиостанции “Голос России”. С 2003 года в стандарте DRM в диапазоне коротких волн выходили в эфир программы на четырех языках: русском, английском, немецком и французском для ближнего и дальнего зарубежья, их объем достигал 32 часов в сутки. В конце июля 2015 года в Санкт-Петербурге проводилось экспериментальное вещание “Радио Маяк” на частоте 67,46 МГц в цифровом формате DRM+ с мощностью 250 Вт.
Впоследствии получилось так, что с 2012 года силы и средства были переброшены для развития программы цифрового телевидения в России, а задача по развитию “цифры” в радиовещании из ФЦП была изъята. Вскоре после этого государственное вещание в диапазонах длинных, средних и коротких волн было прекращено.
Технология Digital Audio Broadcasting (DAB) начала разрабатываться в конце 1980 годов в рамках проекта Eureka 147 (European Research Project), хотя начало исследованиям в этой области было положено еще в 1981 году в Institut für Rundfunk-technik (IRT).
Стандартизацией DAB-технологии занимается World DAB Forum, где представлены около тридцати стран мира и более 100 компаний и организаций. Интересно то, что в состав World DAB Forum не входят США как страна, так как там была выбрана собственная система цифрового радио – HD Radio (IBOC).
В 2013 году Европейский вещательный союз (EBU) признал более перспективным стандарт DAB+, являющийся дальнейшим развитием технологии DAB. Вопрос о возможности радиовещания в этом формате в России был поднят значительно позже по сравнению с DRM.
Технология DAB+ изначально предполагает трансляции только в диапазоне ультракоротких волн, он позволяет транслировать до 18 станций в стереорежиме на одной частоте (в прежнем DAB не более 10). Вопрос усложняется тем, что для каждого формата требуется отдельная модель приемника: за рубежом производители пытаются решить эту проблему, разрабатывая комбинированные устройства, однако итоговая сумма за аппарат достаточно высока и не каждый житель нашей страны сможет приобрести такой радиоприемник.
Если говорить о перспективах, то планируется организация вещания в DAB+ в так называемом третьем диапазоне радиочастот – от 174 до 230 МГц. Сейчас в России этот диапазон занят аналоговым телевидением, но после его отключения он должен освободиться. Однако это не произойдет одномоментно – часть региональных телекомпаний останется на неопределенное время в данном диапазоне.
РТРС проводила в 2014 году тестовые трансляции в DAB+ с Останкинской телебашни с мощностью 150 Вт, для передач использовались программы радиостанции “Маяк”. А в ноябре 2014 года на XVIII Международном конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещания (НАТ) в ходе Международной выставки профессионального оборудования NATEXPO 2014 на стенде РТРС проводилась демонстрация передачи радиосигнала в цифровом стандарте DAB+.
Результаты испытаний были оформлены протоколом Государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России от 30 июня 2015 года “О результатах проведения работ в опытной зоне экспериментального цифрового звукового радиовещания стандарта DAB+ в полосе радиочастот 174–230 МГц”. В нем предлагалось провести дополнительные исследования по проверке электромагнитной совместимости с радиоэлектронными средствами различных служб.
Согласно опубликованному в начале материала заданию РТРС все перечисленные исследования были проведены осенью 2017 года и результаты испытаний были отправлены в ГКРЧ повторно.
На сайте Российской академии радио (РАР) опубликован еще один вариант предлагаемого решения для организации цифрового радиовещания в России. Он создан на основе наработок индийского регулятора телекоммуникационного и вещательного рынка TRAI (Telecom Regulatory Authority of India). 1 февраля 2018 года TRAI выпустил рекомендации по развитию цифрового радиовещания в FM-диапазоне.
В них говорится о выборе технологии DRM+ и возможности запускать цифровой сигнал в названной технологии в полосе частот, на которой работают действующие аналоговые радиостанции диапазона FM.
В основе такого решения заложены выводы Международного Союза Электросвязи ITU-R BS. 1114-8 (06-2014). Речь идет о том, что при нахождении сигнала DRM+ не менее чем на 150 кГц левее или правее от частоты FM-радиостанции цифровой сигнал не будет являться помехой при приеме аналогового вещания. Для этого его мощность должна быть ниже на 20 дБ, что позволяет покрыть аналоговым и цифровым сигналом примерно равную территорию.
Предлагаемое решение выглядит красивым и изящным – возможность вещать в формате DRM+ между обычными FM-станциями. Понятно, что желательно при этом отдавать приоритет в виде цифровых частот уже действующим вещателям. Технология DRM+ позволяет в одном пакете транслировать три аудиоканала с цифровым качеством.
При этом не упраздняется традиционное FM-вещание, ведь парк обычных радиоприемников у населения огромен. К аналоговому вещанию лишь добавляются трансляции в “цифре”. Вопрос только один: захотят ли радиохолдинги пойти на такое предложение? В принципе, их и так все сейчас устраивает, особенно в малых городах и населенных пунктах. Данный вариант наиболее эффективен там, где существует дефицит частот для развития вещания.
16 апреля 2018 года Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) на своем очередном заседании приняла решение по вопросу “Об использовании полосы радиочастот 174–230 МГц радиоэлектронными средствами цифрового звукового радиовещания стандарта DAB+” (решение ГКРЧ № 18-45-03, полный текст http://minsvyaz.ru/ru/documents/5986/). В нем, в частности, говорится (пп. 1 и 2 – цитата из решения):
Комментируя это решение, можно сказать, что в данном случае ГКРЧ сделала исторический выбор в пользу формата DAB+. Насколько он был правильным, покажет время. Главное, чтобы мы не пошли путем Норвегии, где переход на этот стандарт был в прошлом году проведен в принудительном порядке, а спустя год, после победной эйфории, оказалось, что не так уж все гладко и легко с внедрением “цифры”.
Давайте поразмышляем: что это решение ГКРЧ сулит для нас с вами – то есть радиослушателей? Если вдруг захочется послушать трансляции высокого качества, то основная проблема – необходимость приобретения нового радиоприемника. Отечественные предприятия их не выпускают: если кто-то из производителей на это решится, то от периода разработки модели до внедрения в производство пройдет немало времени. Сколько будет при этом стоить отечественный радиоприемник, сейчас с уверенностью не скажет никто, но несомненно, что гораздо дороже безымянных китайских поделок для приема FM-вещания, которыми завалены большинство магазинов.
За рубежом вещание в DAB+ формате ведется более чем в 38 странах. Именно поэтому ассортимент радиоприемников достаточно большой, их выпускает множество фирм, среди которых Alpine, Blaupunkt, Kenwood, LG, Marantz, Pioneer, Samsung, Sangean, Terratec и ряд других. Что касается зарубежных современных автомобилей, то для внутреннего рынка они уже оснащаются приемниками для приема цифрового радио в базовой комплектации.
Будет ли РТРС развивать цифровое радиовещание в государственном масштабе, как это происходило с телевидением? Сомнительно, в планах государства на ближайшие годы такой программы нет, оно уже и так вложило в развитие программы цифрового телевидения, по опубликованным данным, порядка 123 млрд руб., в том числе более 76 млрд из федерального бюджета. А раз так, то, соответственно, нет и источников финансирования проекта DAB+.
Что решение ГКРЧ сулит для коммерческого вещателя, который уже имеет лицензию на частоту в FM-диапазоне? Прежде всего необходимость приобретения еще одной лицензии для вещания в формате DAB+. На данный момент владельцем частот является РТРС. Окупится ли вхождение? Сомнительно, так как не секрет, что не все коммерческие FM-радиостанции (особенно в провинции) являются рентабельными, при том что имеют гораздо большую аудиторию. Как может в ближайшие годы коммерческий вещатель зарабатывать в этом проекте, если потенциальных потребителей рекламы (слушателей) будет очень мало, соответственно, мало будет и рекламодателей? Как отнесется потенциальный коммерческий вещатель к тому, что несколько вещателей будут загоняться в один мультиплекс DAB+, с неизвестной и непрогнозируемой политикой оператора связи, владеющего частотным ресурсом, в условиях жесткой конкуренции на радиорынке?
Будущему оператору связи будет необходимо создавать всю инфраструктуру радиовещания с нуля (объекты связи, антенно-фидерные устройства (АФУ), передатчики и прочее).
Означает ли все вышесказанное, что принятое ГКРЧ решение не нужно и даже вредно для нашей страны? Вовсе нет, прогресс не стоит на месте и существует вероятность перехода вещателей с высокачественным контентом в Интернет. Означает ли все вышесказанное, что полноценное вещание в формате DAB+ начнется прямо-таки завтра? Тоже нет, хотя есть возможность организации тестовых трансляций, так что не стоит торопиться закупать радиоприемники. Не стоит также считать, что это решение единственное, и может так оказаться, что ГКРЧ еще вернется к альтернативным предложениям.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2018
Посещений: 18411
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций