Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Трансляции в сети Интернет

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Трансляции в сети Интернет

Смартфон, планшет, ноутбук – все эти устройства превратились в наших постоянных спутников, без которых сложно представить современный мир. А развитие высокоскоростного мобильного Интернета позволяет получить доступ к мультимедийной информации практически в любой точке планеты. Посмотреть клип любимого артиста или трансляцию из студии популярной радиостанции? Легко! Надо лишь только нажать кнопку. А вот какие технологии, оборудование и достижения прогресса скрываются за этим простым нажатием – мы и обсудим в данной статье
Антон Сергеев
Технический директор М10 Media Санкт-Петербург “Радио Для Двоих”,
“Радио Ваня”, “Радио Питер FM”, “Первый интернет-канал"

Как развивался Интернет? С передачи текстовых сообщений, потом фотографий, аудио и, наконец, видео. Причем на каждом этапе технологии увеличивали скорость доступа в сеть – от килобит и десятков килобит в секунду до десятков и сотен мегабит. С ростом скорости доступа развивались и технологии – 10 лет назад было технически невозможно записать и выложить в сеть видео в разрешении 4К, а оконечное оборудование пользователя было не способно этот материал воспроизвести. Сейчас же сделать это проще простого.

Эфирное вещание

В чем же разница между просмотром/прослушиванием материалов в сети Интернет и эфирным приемом? Вне зависимости от типа эфирного вещания (цифровое или аналоговое) передающий комплекс работает только в одну сторону – к абоненту. Радиус зоны охвата передающего комплекса может составлять единицы и десятки километров, и в этой зоне программу может принимать неограниченное количество пользователей. При этом режим работы и параметры передатчика не зависят от количества “подключенных” абонентов. Одно из следствий такой схемы вещания – технически невозможно определить точное количество абонентов. Есть математические и статистические модели, которые могут предоставить лишь приблизительные цифры, но точных данных о количестве приемников, настроенных на данную программу, получить невозможно – физику тут не обманешь.

Интернет

В сети Интернет все ровно наоборот. Каждый абонент, каждое устройство – это конкретный IP-адрес, и обмен данными осуществляется в обе стороны по принципу “запрос-ответ”. Не существует просто “эфира”, в который можно транслировать ту или иную информацию. Хотите передать видео – пожалуйста, но закачать его нужно на конкретный сервер. Один пользователь захотел посмотреть ваш файл – нет проблем. Пришло сто тысяч пользователей – сервер перегружен, и видео не смотрит никто.

При использовании стандартных протоколов (без шифрования и/или анонимизации) каждый клиент уникален и легко фиксируется. Отметим, что под клиентом мы подразумеваем именно устройство, а не реального человека. Если я посмотрел видео сначала со смартфона, потом с ноутбука, а потом с домашнего ПК – в большинстве случаев это будет учтено как три разных просмотра.

Трансляция в Интернете

Для передачи аудио- и видеоданных в режиме реального времени используется следующая схема. У источника сигнала – эфирного пульта радиостанции или видеопульта на концерте – устанавливается кодирующий комплекс. Это может быть персональный компьютер с комплектом ПО или же “железное” решение. Отметим, что в большинстве случаев стоимость первого варианта заметно дешевле стоимости второго. Полученный сигнал отправляется по сети Интернет на высокопроизводительные серверы, которые, в свою очередь, раздают сигнал клиентам. Технически проще и дешевле отдать с точки трансляции один экземпляр потока на серверы, чем пытаться обработать все запросы на месте. Тем более что стандартные студии или концертные площадки не имеют в наличии серьезных серверных мощностей и хороших интернет-каналов.

Если скорость потока трансляции составляет 3 Мбит/с, то нагрузка на интернет-канал клиента и на сервер одинакова и составляет, соответственно, 3 Мбит/с входящего трафика у клиента и 3 Мбит/с исходящего трафика на сервере. Вроде все просто? А теперь представим, что таких клиентов десятки и сотни тысяч? И 3 Мбит/с превращаются в десятки и сотни гигабит в секунду. Обработать такие объемы данных не под силу даже десятку серверов, и здесь на помощь приходят так называемые CDN – Content Delivery Network, или сеть доставки контента.

Сеть доставки контента

CDN – это географически распределенный аппаратно-программный комплекс, цель которого – максимально быстро и без потерь доставить контент до пользователя. Современный CDN не просто отвечает за передачу данных, а решает десятки других задач, которые зачастую даже не видны конечным клиентам. Это может быть автоматическая генерация потока данных в зависимости от типа абонентского устройства, биллинг, конвертация данных в различные форматы, запись трансляции для последующего просмотра, отдача статических данных (например, уже записанных файлов) и многое другое.

Например, при трансляции ВГТРК Олимпийских игр в Сочи максимальное количество одновременно подключенных пользователей превысило 200 тыс. человек. А пик исходящего трафика составил более 220 Гбит/с. Отметим, что все зрители находились в разных точках планеты, использовали различные устройства для просмотра видео (смартфоны, планшеты, ПК, Smart-ТВ и т.п.) и при этом подключались через интернет-каналы различной скорости и качества. Каждому пользователю необходимо обеспечить минимальную задержку при старте трансляции, а также стабильную передачу данных на всем ее протяжении. Без распределенной сети серверов обеспечить все эти требования просто невозможно.

Принцип работы CDN

Итак, пользователь просто нажимает на кнопку Play, запуская тем самым большой и сложный процесс. Как же работает CDN? Ядро системы – это специализированное ПО и оборудование, которое распределяет нагрузку между всеми своими компонентами. “Ядром” называть это можно только условно, так как современные CDN практически полностью децентрализированы, и физически не существует центрального или главного сервера.

Одно из простейших решений для снижения нагрузки – создание географически распределенной сети дата-центров, когда каждый пользователь подключается к ближайшей точке присутствия CDN. Весь комплекс работает по принципу “балансировки нагрузки”, когда все запросы равномерно распределяются между узлами системы.


Не забудем про один немаловажный факт: создание и расширение CDN – это не просто установка новых серверов в новых городах и странах. Основа всего – программный код или логика, которая определяет – что, в каком формате и куда передавать или что делать в случае выхода из строя одного из узлов сети. Именно эта логика решает, с какого сервера отдать данные пользователю и по сути составляет основную ценность CDN как цельного механизма доставки контента.

Статистика

В самом начале статьи мы упомянули о специфике передачи данных в сети Интернет. Если не рассматривать случаи хакерских атак или каких-то махинаций, то все клиенты нашей онлайн-трансляции легко учитываются. Можно определить страну и город, модель клиентского устройства, разрешение экрана, используемого для подключения интернет-провайдера, версию операционной системы и многое другое. Например, при трансляции фестиваля “Легенды Ретро ФМ” в 2015 году более 60% пользователей смотрели концерт с персональных компьютеров под управлением Windows и только около 15% подключались с устройств под управлением iOS или Android.

Возможность определения страны и города подключившегося зрителя позволяет продавать этот “контакт” рекламодателю. Это как раз и является одним из самых популярных методов монетизации аудио- или видеопотока. Современные технологии позволяют анализировать не только технические параметры подключения, но и другую дополнительную информацию – историю поиска в Интернете с данного устройства или данные из социальных сетей, что позволяет показывать таргетированную персональную рекламу.

Хороший пример – видеосервис YouTube, размещающий рекламные прероллы, или, иными словами, рекламный ролик, который демонстрируется перед показом запрошенного пользователем медиаконтента. Если в обычном эфирном телевидении вся реклама одинакова для всех зрителей, то в Интернете ровно наоборот – каждый клиент уникален, и для него можно показать персональную рекламу. Например, если мы определили, что клиент подключился с планшета – ему можно показать рекламу нового тарифа доступа в Интернет для планшетов.

Возможность геотаргетинга, или определения координат мобильного устройства, позволяет показывать рекламу, привязанную к месту нахождения клиента, – а это дает возможность рекламировать даже пиццерию на соседней улице. И такие возможности уже реальность, а не плод воображения фантастов.

Форматы

Развитие технологий и вычислительных мощностей современной электроники позволяет использовать самые эффективные алгоритмы компрессии. MPEG-1 Layer 2/3 существует уже десятки лет и может быть декодирован чуть ли не чайником в вашей гостиной. В спутниковом вещании MPEG-1 Layer 2 до сих пор остается неким стандартом “де факто”, и большинство профессиональной аппаратуры для приема спутниковых программ рассчитано именно на него. На рынке существует огромное количество чипов и микросхем, которые умеют кодировать или декодировать данный формат, и по этой причине он будет еще долго востребован.

Но большинство бытовых устройств – планшеты, ноутбуки и смартфоны – универсальны. По сути, это мощный процессор, который может выполнять широкий спектр задач. Функциональность зависит только от фантазии и способностей программистов, разрабатывающих операционные системы и прикладное ПО для этих процессоров. Именно по этой причине за последние несколько лет форматы кодирования стремительно развиваются и раз за разом повышают свою эффективность. Стереозвук можно ужать до 20–30 кбит/с в формате AAC+, и на слух это будет звучать не хуже сигнала FM-радио.

При помощи кодека MPEG-4 H.264 видеоданные в разрешении Full HD можно сжать с битрейтом 4–5 Мбит/с, и картинка будет неплохо смотреться с расстояния в пару метров даже на большом телевизоре. Кстати, именно MPEG-4 H.264 используется для кодирования видео на дисках Blu-ray.

Активно развивается кодек H.265, который является логическим продолжением H.264 и характеризуется более эффективными алгоритмами сжатия. В стандарте заложена полная поддержка разрешений 4 и 8К. Своеобразная расплата за эффективность – более длительный процесс конвертации и повышенные требования к системным ресурсам при воспроизведении.

В 2015 году видеохостинг YouTube перешел на открытый кодек VP9, который стал обрабатывать загружаемые видео гораздо быстрее и качественней, чем это делал H.264. Как уверяют разработчики – те пользователи с медленным Интернетом, которые могли смотреть видео без буферизации в разрешении 480p, теперь смогут просматривать видео в разрешении 720p также без ожидания загрузки. Иными словами – объем передаваемых данных в некоторых случаях уменьшился практически вдвое, при этом качество осталось на прежнем уровне.

Читатель справедливо задаст вопрос – а почему не уходят с рынка старые и менее эффективные кодеки? Все просто – парк оборудования меняется гораздо медленнее, чем программное обеспечение. Например, большинство современных медиаплееров не способны воспроизвести H.265-поток. Производители уже сейчас делают чипы с аппаратной поддержкой H.265, но количество таких устройств у пользователей все еще слишком мало. Отметим, что для программного декодирования H.265 потока требуется мощный процессор. И далеко не каждый смартфон или ноутбук способен воспроизвести его без задержек.

Пример трансляции

Для примера рассмотрим организацию трансляции концерта “Легенды Ретро ФМ 2015” в сети Интернет. В Олимпийском было установлено несколько камер, сигнал с которых поступал на центральный видеопульт. С выхода пульта по HD-SDI сигнал подавался на видеокодер, который, в свою очередь, создавал два потока: SD (1 Мбит/с) и HD (3 Мбит/с). В качестве кодека видео использовался – H.264, кодек аудио – AAC+, 128 кбит/с. Указанные алгоритмы сжатия позволяют передать вполне качественную картинку и звук даже при таких низких битрейтах. Через проводное подключение к сети Интернет два потока подавались на ядро сети доставки контента, а уже с CDN видеопотоки запрашивались пользователями. Каждый пользователь мог выбирать качество трансляции и подключался, соответственно, к первому или второму видеопотоку.

Заключение

В этой статье мы поговорили об основных характеристиках и технологиях онлайн-трансляций. Но прогресс идет семимильными шагами, сегодня уже доступна технология видеосъемки с обзором в 360 градусов, когда каждый зритель может в режиме реального времени вращать камеру вокруг своей оси. На штативе устанавливается несколько камер, сигнал с которых программным образом “склеивается”, и создается ощущение непрерывности изображения по горизонтали. Исходная конструкция не вращается и статично закреплена, но при этом зритель может свободно изменять поле зрения своей “виртуальной” камеры. При наличии очков виртуальной реальности вы фактически оказываетесь на сцене, рядом с солистом, или в самом центре танцевального партера. А что еще ждет нас в будущем?

Особую благодарность хочу
выразить компании CDNvideo
за предоставленную статистику
по онлайн-вещанию в сети Интернет

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2016
Посещений: 11334

  Автор

Антон Сергеев

Антон Сергеев

Руководитель службы вещания
"Дорожного радио", "Радио для двоих",
"Радио Ваня", Санкт-Петербург

Всего статей:  16

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций