Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телестудии России

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Телестудии России

Андрей Павлов
Директор технического департамента "Астарта престиж"

Сегодня уже с трудом вспоминаются те времена, когда зрители довольствовались всего дву-, мя телеканалами. В начале 1990-х гг. количество их стало резко возрастать. Появились общероссийские, региональные, деловые, развлекательные, образовательные каналы. Эфирная конкуренция заставила телепродюсеров искать не только оригинальные форматы передач, но и эффектные визуальные и интерьерные решения для телестудий

Зрелищ! И можно без хлеба...

С.М. Левин, стоявший у истоков компании "НТВ-Дизайн", которая занимается в числе прочего и созданием телеинтерьеров, отмечает, что сегодня телестудия должна создаваться исходя из законов зрелищности, которые в последние годы сильно изменились. Пространство телестудии стало играть решающую роль в рейтинге программы. Раньше зрителя можно было завоевать сенсационным содержанием телепередачи. Новостные программы сражались за первенство выхода информации в эфир. Все зависело от быстроты ног репортера и технического оснащения канала. Теперь новости по всем каналам идут практически одновременно. Во многих программах воцарился глобальный жанр ток-шоу. И тогда стало ясно, что каждая телеистория и телепередача должны отличаться не только содержанием, но и формой.

Пожалуй, впервые в полном объеме эта концепция была воплощена в октябре 1999 г., когда начала работу обновленная студия телекомпании НТВ. В ней было установлено 460 мониторов, проекционная система и 12 плазменных экранов.

Отзывы телезрителей показали, что визуальный эффект первых трансляций из новой студии компании НТВ (передачи "Независимое расследование", "Глас народа", "Итоги") превзошел все ожидания.

Это время считается своеобразной точкой отсчета технического перевооружения телестудий: те же плазменные панели стали неотъемлемым атрибутом выпуска новостей на любой "кнопке".

Сегодня в распоряжении телеканалов имеются богатые технические возможности. Например, плазменные видеостены - это новое решение в области отображения информации на большом экране. Они состоят из видеомодулей толщиной 7,6 см и имеют все достоинства плазменных дисплеев при значительно большей суммарной площади экрана. Количество модулей в видеостене зависит только от желания режиссера. Они могут стыковаться между собой как горизонтально,так и вертикально.

Каждому свое

Однако далеко не все приветствуют шествие техноарта по телестудиям страны. Например, в компании "Краснов-дизайн" при разработке нового интерьера программы "Человек и закон" (ОРТ) решили, что на фоне заполонившей телеэфир компьютерной графики живая студия будет выглядеть более стильной. Вообще компания специализируется на создании оригинальных экстерьерных решений, а также на художественном оформлении торжеств и форумов. Однако предложение оформить студию телевизионщиков показалось интересным.

Дизайнеры постарались создать атмосферу, способную настроить гостей студии на серьезный разговор. За основу взяли идею незыблемости закона, его "монументальности". Так появились стелы, на которых изображены картины разных эпох, отображающие становление современной правовой системы. Декорации сразу приобрели серьезность и основательность. Художники работали вместе с телеоператорами, режиссером программы и осветителями, корректируя оформление в зависимости от требований телевизионщиков. Объемная модель студии, выстроенная в компьютере, позволяла с достаточной точностью определить размещение телекамер, элементов декорации, постановку света. После того как все эти работы были выполнены, дизайнеры произвели корректировку на месте.

Причем на первом этапе художники-дизайнеры работали вместе с автором программы - Алексеем Пимановым. Заметим, что "Человек и закон" - одна из немногих передач, существовавших еще на советском телевидении.

Сегодня телепроектов так много, что наличие у каждого из них своей отдельной телестудии - непозволительная роскошь. А потому дизайнеры все чаще работают над созданием "вместительных" интерьеров.

Универсальные интерьеры

При оборудовании уже упомянутой выше телестудии компании НТВ был использован прием "конструктора". Декорации состоят из отдельных блоков, которые легко монтируются друг с другом, передвигаются в любых направлениях и создают самые разные конфигурации телевизионных съемочных площадок.

Именно эта форма организации пространства получила сегодня наиболее широкое распространение. Например, региональная телекомпания г. Орел "Истоки" выстроила по схожему принципу декорации трех своих передач: "Оперативный эфир", "Вечерний гость" и "Спортивный калейдоскоп".

Перед специалистами была поставлена задача максимально эффективного использования небольшого помещения студии. Для этого решили построить два комплекта мобильных декораций: один -для "Спортивного калейдоскопа", второй -со сменными баннерами - для "Вечернего гостя" и "Оперативного эфира". Оба комплекта декорационного оформления включают в себя жесткий задник, на котором посменно натягиваются баннеры для передач, и подиум с подсветкой.

Система из жесткого задника и меняющихся баннеров очень удобна - для подготовки декораций к съемке другой программы требуется всего 30 минут.

По словам Юрия Никитина, руководителя группы продаж компании "Ас-тарта-престиж ", специализирующейся на создании интерьеров помещений различного назначения, - в последнее время в рамках телевизионного процесса находят все более широкое применение системы офисных перегородок.

В подтверждение своих слов Юрий Никитин приводит пример завершенного недавно специалистами компании проекта, когда для съемок сериала "Аэропорт-2" была спроектирована сложная система конструкций, воссоздающая здание аэропорта.

В одном из павильонов "Мосфильма" установили декорации, которые полностью имитируют интерьеры аэропорта "Внуково". С использованием современных систем офисных перегородок были созданы внутренние помещения съемочной площадки: кассовый зал, киоски и рабочие кабинеты. Кроме того, был осуществлен монтаж дверей внутри "аэропорта" и установлены оконные витражи высотой 5,5 м.

Используются перегородки и в обычных телестудиях, в частности для обеспечения звукоизоляции эфирных помещений. Например, при оформлении офиса телеканала "Звезда" Министерства обороны наряду с самими перегородками были использованы акустические двери, усовершенствованные дверные рамы, звукопоглощающие материалы и другие конструктивные приемы, что в целом обеспечило перегородкам уровень звукоизоляции, не уступающий капитальным стенам.

Прозрачные элементы конструкций были выполнены из ударопрочного стекла (триплекс), которое ко всему прочему позволило избежать оптических искажений, обычно возникающих при свете прожекторов.

При создании интерьера студий наряду со звукоизоляцией нужно учесть массу других нюансов. Поэтому руководители телекомпаний часто предпочитают обращаться в организации, которые специализируются на создании декораций. К числу старейших относится Служба художественно-декорационного оформления (СХДО) "Останкино". Ею были изготовлены декорации для таких передач, как "Город женщин", "Поле чудес", "В мире животных"; "Страшная месть", а также для программ ГТРК "Культура" и многих других заказчиков.

В 2005 г. началось строительство музея истории телевидения, который планируется открыть через три года. Среди экспонатов этого музея будут представлены самые первые телевизоры, передатчики, камеры. В отдельной комнате воссоздадут интерьер телестудий 1940-х гг. Возможно, за отдельную плату посетители смогут попробовать себя в роли ведущих советского телевидения.

И, наверное, со временем свое место в этом музее займут и яркие интерьеры современных телестудий.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2007
Посещений: 21228

  Автор

Андрей Павлов

Андрей Павлов

Директор технического департамента "Астара престиж"

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций