В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
– Екатерина Генриховна, мы знаем вас как последовательного пропагандиста и активного участника цифровой модернизации отрасли телерадиовещания, которая развивается на протяжении последнего десятилетия. Как вы оцениваете успешность внедрения цифры?
– На мой взгляд, нынешний этап развития индустрии электронных СМИ у нас в стране, как и во всем мире, ознаменован усилением конвергенции – ничто уже не мыслится в чистом первозданном виде: газета ли, радиостанция ли, телеканал – все существует в нескольких ипостасях – на бумаге, в эфире, в сети.
Можно смело сказать, что телерадиовещание с появлением цифровых технологий изменилось необратимо. В истории развития отрасли уже были поворотные пункты, например появление видеозаписи или цветового кодирования, но характер нынешних технологических изменений можно назвать революционным без кавычек. Если взглянуть на телевидение в историческом разрезе, то первоначальным его смыслом было “дистанционное видение” или “присутствие”. В отличие от газеты или радио, которые с запозданием сообщали сведения, телевидение давало возможность увидеть полет ракеты или решающий гол собственными глазами, то есть позволяло следить непосредственно за ходом событий. Долгие годы доставкой такой видеоновости могли заниматься только профессионалы-вещатели, вооруженные дорогостоящей съемочной и монтажной техникой. Сегодня же один человек с мобильным телефоном может сделать то, что раньше делала передвижная телевизионная станция стоимостью миллионы долларов. Да, качество показа может быть существенно хуже профессионального, но оперативность и неангажированность – гораздо важнее. Зрители сегодня могут увидеть новостной и развлекательный аудио-видеоконтент на множестве платформ – в телевизоре, на мониторе компьютера или на мобильном многофункциональном устройстве. Это и есть следствие конвергенции, которая ведет общество в дивный новый “кристально прозрачный” мир, где каждый сам себе и журналист, и вещатель, и зритель, и участник событий.
– Что означает новое состояние отрасли для производителей профессионального оборудования и для его покупателей? Означает ли победа конвергенции переход на открытые платформы и сворачивание профессионального рынка?
– Ни в коем случае. Процесс конвергенции бесконечен. Профессиональный же рынок просто делает следующий важный шаг в своем развитии. Производители и покупатели профессиональной техники сегодня хотя и плывут в океанском шторме, но, к счастью, в одной лодке. От их совместных и скоординированных усилий зависит прогресс технологий. Производителю оборудования очень трудно выбрать направление развития, ибо технологические изобретения делаются сегодня быстрее, чем начинает окупаться их серийное производство. Вещателю тоже нелегко – существенная инвестиция в новый комплекс может не окупиться, если способ монетизации избран неправильно. Поэтому сегодня производителю выгодно выпускать, а вещателю – покупать гибкие платформы и устройства, функционал которых может быть легко приспособлен к требованиям текущего момента. В качестве примера хотелось привести платформу Selenio от фирмы Harris. В унифицированное шасси могут быть установлены классические устройства обработки видео и аудио, например кадровые синхронизаторы или декодеры аналогового сигнала, но также и оптические модули, кодеры компрессии, мультиплексоры и т.д. Даже внутри одной платы, к примеру аудио, смена лицензии может изменить алгоритм обработки сигнала, что обеспечивает завидную гибкость. По тому же принципу работает модулятор в цифровых телевизионных передатчиках Harris – в зависимости от требований сети стандарт модуляции может быть изменен.
– Как влияют на развитие отрасли предпочтения телезрителя? Что означает для вещательной отрасли наступление Интернета?
– До недавнего времени вещание было только эфирным. За последние 20 лет количество эфирных каналов в крупных городах перевалило за 30, да еще к ним прибавились кабельные и спутниковые пакеты. Пока все чувствуют себя хорошо, не только не разорились, но и рапортуют о росте аудитории. Не пошло в рост IPTV, и не пошло именно потому, что ШПД и ОТТ перехватили инициативу “просмотра по требованию”, “просмотра вдогонку”, организации доступа к мультимедийным библиотекам. Интернет тем не менее представляет определенную угрозу традиционному вещанию там, где применяется рекламная модель. Дело в том, что в классическом случае между вещателем и рекламодателем есть еще измеритель, который с точностью плюс-минус погрешность сообщает рекламодателю, сколько человек увидели его рекламу. В модели интернет-вещания измеритель не нужен – подсчет производит механизм устройства сайта. Подсчет аудитории не приблизительный, а точный, кроме того, там есть механизм обратной связи – заказа. Вот и “потекли” рекламные бюджеты туда, где их можно обосновать, оправдать, оптимизировать. А предпочтения зрителя всегда одни и те же – максимум удовольствия за минимум денег. И если эфирное телевидение вследствие оскудения рекламного бюджета потеряет привлекательность в глазах зрителя, его не спасет даже бесплатный доступ. Факты говорят за себя: за 2011 год в Рунете стало на 20% больше пользователей, смотрящих онлайн-видео, а количество просмотренного видео выросло почти в два раза – до 6 млрд в декабре 2011-го. Пока данная тенденция только нарастает.
– Получается, что наступление эры интернет-вещания приближает конец эры эфирного ТВ? Не преувеличена ли тогда успешность внедрения наземного цифрового вещания?
– Возможно, мой ответ прозвучит парадоксально. Но этот ответ – нет. Эфирный передатчик – единственное из известных мне в нашей индустрии долгоживущих, долгоиграющих устройств. Эфирная сеть распространения – это хребет информационной системы страны. Компьютеры, сети, стандарты и форматы кодирования устаревают значительно быстрее. Интернет вообще и мобильный Интернет в частности сильно зависят от числа подключений. Распространение же в эфире не зависит от количества приемных устройств – солнце светит для всех. Эфирная передача справится и с высокой, и с супервысокой четкостью. Но важно построить правильную архитектуру всей сети, особенно для такой огромной страны, как Россия. Хороший пример – решение о переходе на стандарт DVB-T2, принятое уже по ходу реализации программы перехода на цифровое телерадиовещание. Данный стандарт действительно позволяет увеличить количество каналов в мультиплексе, получить обратный канал и добиться лучшего качества изображения. Но что делать в регионах, где сети уже построены и закупленное оборудование не переключается на этот стандарт методом смены программного обеспечения, – выбросить все на свалку и купить новое? Удивительно то, что стандарт аналогового вещания SECAM незыблем, хотя парк телевизоров давно поменялся и в любой, даже самой глухой деревне теперь принимает PAL. О чем это говорит? О том, что в нынешнем технологическом шторме плохо получается планировать на обозримое будущее, никто не строит на века: решения приходят и принимаются спонтанно, и поэтому они порой бывают далеки от оптимальных.
– Есть ли способ экономически оправдать наше технологическое перевооружение? Или же переход на цифру – это неизбежные затраты на выполнение международных обязательств по освобождению частот?
– Как я уже говорила выше, первоначальный смысл телевидения был и остается в видении на расстоянии, присутствии на событии, которое происходит где-то там, будь то Олимпийские игры или инаугурация президента. Вот такое видение для всех без исключения граждан и должно быть обеспечено в ходе реализации федеральной программы. Это телевидение означает высокую четкость: изображения, организации показа, комментария. И бесперебойность доставки. Такое телевидение могут дать сегодня по-прежнему только профессионалы. Если же говорить о приеме, то здесь необходимо быть полностью честными и принципиальными – обеспечить жителей (не просто жителей, а, скажем так, избирателей) приемными устройствами. Так поступило правительство США – каждому гражданину был выдан купон на получение цифровой приставки. Но главная слабость программы, на мой взгляд, сегодня даже не эта стыдливая позиция по теме приемников, которые всем предпишут купить, а содержательная сторона вещательного контента. Технологии – это инструмент. Но какова цель? Развлечь и отвлечь? Запустить на полную катушку “Министерство правды”? Или честно информировать, давать площадку для широкой общественной дискуссии, услышать каждый голос и вложить в общую копилку весь удачный социальный опыт? Экономическую выгоду социального согласия и единства трудно переоценить.
К сожалению, техника показа и новая технология сами по себе не добавляют правдивости. В лучшем случае – правдоподобия. Здесь, как мне кажется, остро нужны инженеры другого профиля, хотя эта грань телевидения не является предметом текущего обсуждения. Дождемся, что ли, общественного…
– Фирма Harris присутствует на российском рынке более трех лет. Можно услышать несколько слов о ее достижениях и планах?
– Если честно, то фирма Harris присутствует на рынке гораздо дольше, но три года назад наше присутствие было оформлено в виде самостоятельного офиса. Мы укомплектовали штат, построили демонстрационный зал, провели ряд семинаров, подготовили партнеров. Все это дало замечательный результат. У нас за спиной такие крупные проекты, как “СТС Медиа" (развлекательное вещание) и РБК ТВ (новостное и аналитическое ТВ), мы активно работаем с РТРС по выполнению программы в части поставки передатчиков. Для того чтобы получить статус российского производителя, мы заключили соглашение об открытии на заводе “Связь Инжиниринг” контрактного производства цифровых телевизионных передатчиков серии Maxiva, уже успешно развернули производство в Москве и обучили сервисных инженеров. Наши перспективы более чем радужные. Дело в том, что с развитием аудиовидеотехнологий и изменением их социального значения потребность в нашем оборудовании будет только возрастать. В качестве примера можно взять два направления – оборудование культурно-спортивных сооружений и развитие сетей большеэкранных электронных дисплеев различного назначения. Если говорить о стадионах и театрально-концертных залах, то сегодня хорошим тоном считается не только заложенная в проекте возможность подключения передвижной телевизионной станции, но и наличие полноценного аппаратно-студийного блока для формирования программы прямо во время матча или концерта, плюс наличие видеоархива и аппаратной постпродакшн. Для повышения посещаемости современные досуговые центры формируются как многофункциональные, а значит насыщенные Digital Signage – аудиовизуальными экранами, где наряду с текущим изображением матча или концерта присутствует инфографика. Такие решения фирма успешно реализовала в США и Европе, а теперь предлагает и в России. Большеэкранные дисплеи – это вообще новая тема в телевидении. Идея омнисмотрения, или доступности видеоконтента в любом месте, развивается не только в сторону персонального смотрения на мобильном устройстве – телефоне или планшете, но и в тенденции разместить экраны везде, где имеется скопление людей – в супермаркете, в метро, на перекрестке у светофора. Для этого нового направления у фирмы Harris есть великолепные наработки. Мы полностью готовы стать вместе с нашими российскими коллегами и партнерами ударниками по строительству новой аудиовизуальной и информационной экономики и бизнес-среды, ибо развитие новых коммуникаций и станет стержнем развития не только досуговой сферы завтрашнего дня, но и новой промышленности и общественно-политической жизни.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2012
Посещений: 10206
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций