Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Спутниковая или наземная сеть? Экономические аспекты выбора решения

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Спутниковая или наземная сеть?Экономические аспекты выбора решения

Наблюдающееся в последние годы активное развитие российской спутниковой группировки открывает перед операторами связи и вещания новые возможности по использованию канальной емкости орбитальных аппаратов для построения сетей передачи данных, транспортных сетей для доставки вещательных программ. Альтернативным решением является развертывание сети на базе наземных каналов связи
Сергей Алябьев
Заместитель директора Департамента инженерно-технологического обеспечения ФГУП РТРС

Введение

В результате перед оператором встает вопрос выбора наиболее эффективного решения, обеспечивающего максимальное использование капитальных вложений и операционных затрат, получение требуемой прибыли, формирование экономически обоснованных и приемлемых тарифов на услуги для потребителей.

Вопросы построения транспортной сети и ее использования не теряют своей актуальности и продолжают оставаться предметом обсуждения [1–2]. Особую значимость правильный выбор решения приобретает в условиях текущей непростой экономической ситуации.

Технологические особенности, топология и услуги сетей

При спутниковом варианте построения транспортной сети необходима установка и использование наземной (головной) станции спутниковой связи. В этом случае обмен трафиком между N оконечными объектами (станциями) и головной спутниковой станцией осуществляется по сети, построенной на основе топологии “звезда”.

Для второго варианта (наземная сеть) также требуется обеспечить подключение всех объектов сети к одному основному (главному) объекту. Но при этом не требуется установки головной станции, и для построения сети используются наземные линии связи. Наземная сеть может строиться на основе разных топологий. Могут формироваться дополнительные связи между оконечными объектами, например с тем, чтобы обеспечить надежность сети. Но минимизация затрат в расчете на один оконечный объект достигается при использовании топологии с минимальным числом промежуточных участков сети, когда их число совпадает с числом оконечных объектов N. Этот случай и рассматривается далее.

Назначение рассматриваемых сетей – обеспечение передачи трафика пользователей на всей сети с требуемыми параметрами по объему, скорости, надежности передачи-приема, которые удовлетворяют пользователей. Услуга по обеспечению передачи трафика – услуга интегральная. Она может включать ряд других услуг, оказываемых оператором. Внутренние параметры сети (пропускная способность, скорость передачи на единицу полосы и пр.), а также набор внутренних услуг у сравниваемых вариантов могут различаться.

Применительно к рассматриваемой задаче в случае спутниковой сети обеспечивается подключение всех N оконечных объектов к головной наземной спутниковой станции с использованием ресурсов спутниковой системы связи и последующий пропуск трафика пользователя между ними. А для наземной сети – соединение всех N объектов с основным объектом сети и пропуск трафика пользователя с требуемыми параметрами с использованием наземных линий (каналов) связи. Первая задача решается в результате строительства сети, услуга по пропуску трафика оказывается в процессе операторской деятельности.

Сравниваемые варианты при заданном значении N позволяют оператору предоставлять одну одинаковую интегральную услугу пользователям (пропуск трафика), но оказываемую с использованием разных технических решений. Дальнейшее сравнение вариантов построения сетей будет осуществляться применительно к этой интегральной услуге.

Капитальные затраты

В случае спутникового решения требуются капитальные затраты К0С на приобретение и установку головной наземной спутниковой станции и капитальные затраты К1С на основное спутниковое и дополнительное оборудование на каждый оконечный объект.

Установка дополнительного оборудования может потребоваться в связи с особенностями решаемой задачи. Например, при создании сети цифрового телевизионного вещания, когда модифицированный мультиплекс с региональными программами формируется на оконечных объектах сети по технологии региональной модификации программ (ТРМ). В этом случае на оконечных объектах в дополнение к спутниковому оборудованию необходимо устанавливать реплейсер, сплиттер.

Далее будем считать, что оконечные объекты однотипны, то есть стоимость комплекта основного и дополнительного оборудования для всех объектов одинаковая, и оператор не несет затрат на развертывание спутникового сегмента системы связи (спутниковый сегмент существует).

Для развертывания наземной сети потребуется осуществить строительство стоимостью К1Р на один участок. В дальнейшем считаем, что стоимость строительства одинакова для всех участков наземной сети. Это имеет место, в частности, для однотипных по оборудованию радиорелейных линий.

Сравнение вариантов будем проводить применительно к случаю разовых инвестиционных затрат при равных сроках освоения инвестиций, считая, что период строительства намного меньше срока окупаемости проекта.

Общая величина капитальных затрат для спутникового решения будет складываться из затрат на головную базовую станцию и затрат на оборудование всех оконечных объектов, то есть КС = К +N * К.

Для решения на базе наземных линий связи (с учетом сделанного замечания о равенстве числа промежуточных участков числу оконечных объектов) капитальные затраты будут определяться только затратами на создание промежуточных участков, то есть КР = N * К, где N – число оконечных объектов.

В случае К < Ккапитальные затраты для наземной сети КР будут всегда меньше затрат на построение спутниковой сети КС. На рис. 1 показано изменение капитальных затрат для случая, когда К > К.


Анализируя данные зависимости, можно заметить, что при некотором граничном значении NП капитальные затраты КР = N * К1Р для решения на базе наземных линий связи становятся равными затратам для спутникового решения КС = К0С + N * К1С, а затем оказываются больше.

Граничное значение NП может быть найдено по выражению:

NП = К / (К - К). (1)

Значение NП определяет границу предпочтительности использования сети на базе наземных линий и спутниковых линий по критерию минимума капитальных затрат.

Наземная сеть по критерию минимума капитальных затрат предпочтительна, когда К < К, а также при N < NП в случае К > К.

Когда К > К и число конечных объектов превышает NП, вывод о предпочтительности использования спутникового решения является корректным только в том случае, если не учитываются другие параметры решений.

Для сравнения решений необходимо дополнительно принять во внимание расходы по обычным видам деятельности (операционные затраты).

Операционные затраты

В случае спутникового решения будем иметь постоянную составляющую расходов по обычным видам деятельности (составляющую операционных затрат) Э.

Эта составляющая включает годовые расходы на оплату труда, материальные расходы на обеспечение функционирования головной наземной спутниковой станции, прочие расходы, отнесенные на головную наземную спутниковую станцию. В состав материальных затрат входят, в частности, затраты оператора связи на оплату частотного ресурса (оплату использования транспондеров на спутнике), покрывающие затраты оператора спутниковой связи. Далее рассматриваем случай, когда размер платежей за использование частотного ресурса (использование транспондеров на спутнике), как и величина Э, не зависят от числа объектов сети.

Амортизационную составляющую расходов по обычным видам деятельности для головной наземной спутниковой станции рассмотрим далее отдельно.

Введем составляющие расходов по обычным видам деятельности, отнесенные на устанавливаемое на оконечных объектах сети оборудование, которые учитывают затраты, обусловленные оплатой труда, материальными расходами на обеспечение функционирования этого оборудования, и прочие расходы:

  • Э – на один объект для спутникового решения в год;
  • Э – на участок наземной сети в год.

Как и для капитальных затрат, будем считать, что данные составляющие расходов одинаковы для всех оконечных объектов и участков сети соответственно.

Амортизационную составляющую расходов по обычным видам деятельности на один объект для спутниковой сети и один участок наземной сети выделим и рассмотрим далее отдельно.

Для совокупности N оконечных объектов обозначенные выше составляющие расходов сформируют суммарную составляющую расходов по обычным видам деятельности ЭС = Э + N * Э для спутникового решения и ЭР = N * Э для наземной сети (без амортизационной составляющей).

Рис. 2 иллюстрирует изменение обозначенных выше составляющих расходов по обычным видам деятельности при изменении числа оконечных объектов сети для случая, когда затраты Э на один объект для спутникового решения меньше затрат на один промежуточный участок сети Э (составляющая амортизационных отчислений не включена).


Когда Э ≥ Э, величина суммарной составляющей ЭР для наземной сети всегда меньше суммарной составляющей ЭС для спутникового решения (наземная сеть предпочтительнее спутниковой сети).

Если Э < Э, то при определенном числе объектов суммарная составляющая ЭР для наземной сети может стать больше суммарной составляющей ЭС расходов для спутникового решения.

Себестоимость услуг

Основываясь на изложенном, можно сделать вывод, что соотношение между капитальными затратами и составляющими расходов по обычным видам деятельности для рассматриваемых решений изменяется в зависимости от числа оконечных объектов сети.

Как следствие, в зависимости от числа объектов N будут изменяться себестоимость продукции (услуг), размер прибыли оператора и, как следствие, величина нагрузки на потребителя (цена услуг).

Возможны ситуации, когда при больших капитальных затратах расходы по обычным видам деятельности для наземной сети окажутся меньше, чем для спутникового решения.

Следовательно, выбор предпочтительного решения не является однозначным, и его надо делать с учетом числа объектов сети.

Как будет показано далее, для заданных значений составляющих расходов по обычным видам деятельности и капитальных затрат уменьшение себестоимости услуг может быть достигнуто при использовании наземной сети, если число конечных объектов сети не превышает некоторого граничного значения. Если число объектов сети больше определенного граничного значения, оператору выгоднее развертывать и использовать спутниковую сеть.

Граница предпочтительности по себестоимости

В соответствии с [3], себестоимость – это показатель, характеризующий расходы оператора связи по обычным видам деятельности в расчете на единицу создаваемых услуг в стоимостном (денежном) или натуральном выражении.

Как отмечалось выше, оба варианта построения сети при заданном значении числа объектов N позволяют оператору предоставить пользователю одну и ту же интегральную услугу – возможность обмена трафиком между головной наземной спутниковой станцией и всеми оконечными объектами сети в случае спутникового варианта и между основным (головным) объектом и оконечными объектами в случае наземной сети.

Для определения себестоимости интегральной услуги необходимо учесть расходы по обычным видам деятельности на всей сети, которые относятся к этой услуге.

Для спутникового решения значение себестоимости интегральной услуги по отношению к годовому доходу по этой услуге будет определяться выражением:

СС = ЭС + АС = Э + N * Э + аА0С * К + аА1С * N * К,

где АС – годовые амортизационные отчисления, аА0С –норма амортизации головной спутниковой наземной станции, аА1С –норма амортизации оборудования на конечном объекте.

Аналогично – себестоимость для наземной транспортной сети при расчете расходов по обычным видам деятельности и дохода оператора за год получим:

СР = ЭР + АР = N * (Э + аА),

где АР – годовые амортизационные отчисления оборудования и аА1Р – норма амортизации оборудования одного участка наземной сети.

Слагаемые ЭС и ЭР в приведенных выражениях – это обозначенные выше суммарные годовые составляющие расходов по обычным видам деятельности, включающие затраты на оплату труда, материальные расходы на обеспечение функционирования оборудования, а также прочие расходы для спутникового решения и для наземной сети соответственно (без амортизационной составляющей).

Различие в себестоимости:

ΔС = СС - СР= ЭС + АС - (ЭР + АР) =
+ N * Э + аА0С * К + аА1С * N * К - N * (Э + аА1Р * К) =
+ аА0С * К - N * [(Э - Э) + (аА1Р * К - аА1С * К)] (2)

Из выражения (2) при ΔС = 0 получим граничное значение числа объектов NГР S предпочтительности по себестоимости:

NГР S = (Э + аА0С * К) / [(Э - Э) + (аА1Р * К - аА1С * К)]

При значениях N < NГР S меньшую себестоимость обеспечит решение на базе наземной транспортной сети, при N > NГР S – спутниковое решение.

Можно отметить, что значение NГР S > NП.

Как следует из выражения (2), когда [(Э - Э) + (аА1Р * К - аА1С * К)] > 0, по мере уменьшения числа объектов N относительно N ГР S себестоимость услуг спутниковой сети становится все больше в сравнении с себестоимостью услуг для наземной сети.

По мере приближения величины [(Э - Э) + (аА1Р * К - аА1С * К)] к нулю спутниковая сеть характеризуется большей себестоимостью для сетей с все большим числом объектов.

Если [(Э - Э) + (аА1Р * К - аА1С * К)] ≤ 0, спутниковая сеть при любой численности объектов N обеспечивает большую себестоимость услуг в сравнении с наземной сетью.

Нагрузка на потребителя услуг

Нагрузка на потребителя интегральной услуги определяется ценой этой услуги (величиной тарифов оператора). При отсутствии нормативного ограничения прибыли тарифы устанавливаются оператором самостоятельно, в том числе исходя из затрат и требуемой (ожидаемой) нормы прибыли.

При равенстве цен на интегральную услугу и отсутствии ограничений на норму прибыли оператора сравниваемые решения равноценны по нагрузке на потребителя.

В то же время решение с меньшей себестоимостью услуг обеспечивает резерв прибыли для оператора в сравнении с более ресурсоемким решением. Как следствие, у оператора появляется возможность снизить цены на услуги. Поэтому при прочих равных условиях решение с меньшей себестоимостью услуги, будучи более эффективным по использованию ресурсов, оказывается также потенциально более привлекательным для потребителей услуг.

Условие предпочтительности решения по критерию максимума прибыли оператора

Оценка сравниваемых решений только по себестоимости при разных капитальных затратах не дает ответа на вопрос, насколько то или иное решение предпочтительно по сроку окупаемости инвестиций.

Более капиталоемкий проект будет выгоднее оператору, если этот проект позволит оператору получить большую прибыль в сравнении с менее капиталоемким проектом, и размер получаемой дополнительной прибыли будет достаточным для покрытия дополнительных инвестиций, привлекаемых на более капиталоемкий проект, в течение требуемого интервала времени.

Например, если капитальные затраты на наземную сеть будут больше капитальных затрата на создание спутниковой сети, наземная сеть будет выгоднее оператору, когда будет выполняться условие:

Пр > Пс + ΔК / ТОК = Пс + ΔК * ЕН = Пс + (КР - КС) * ЕН, (3)

где Пр – годовая прибыль от наземной транспортной сети, Пс – годовая прибыль в случае спутниковой сети, КР и КС – капитальные затраты на строительство обозначенных сетей соответственно, ЕН – норматив сравнительной экономической эффективности инвестиций (величина, обратная сроку окупаемости инвестиционного проекта ТОК).

Или, что то же самое, когда

{(ПР - ПС) / (КР - КС)} > ЕН (4)

Выражение (4) является условием предпочтительности более капиталоемкого решения по критерию максимума эффекта (прибыли). В соответствии с данным критерием из альтернативных вариантов к внедрению следует принимать тот, у которого приведенный эффект (прибыль) окажется наибольшим.

Величина прибыли при одинаковых ценах (и, как следствие, одинаковой нагрузке на потребителей услуг) и объемах годовых услуг (выручке оператора)

Пр = В - СР и Пс = В - СС,

где В – объем выручки (годовой доход) оператора от предоставления интегральной услуги для сравниваемых решений, СР и СC – себестоимость интегральной услуги для наземной и спутниковой сетей соответственно.

Подставляя данные выражения в выражение (4), получаем известное условие выбора предпочтительного варианта для случая одинаковых объемов и цены интегральной услуг (объемах выручки) у альтернативных вариантов по критерию минимума приведенных затрат:

C - СР) / (КР - КС) > ЕН (5)

Особенности оценки по критерию минимума приведенных затрат.

Как известно [3, 4], критерий минимума приведенных затрат означает, что наиболее выгодным из множества рассматриваемых вариантов будет тот, у которого суммарные затраты окажутся наименьшими:

ППЗ = С + ЕН * К ? мин.,

здесь ППЗ – показатель приведенных затрат, ЕН – норматив сравнительной экономической эффективности инвестиций (капитальных вложений).

При постоянной выручке критерий минимума приведенных затрат максимизирует результат производства в виде прибыли оператора посредством минимизации затрат.

Как отмечено в [3], в настоящее время отсутствуют единые директивно установленные нормативы эффективности. В каждом конкретном случае операторы связи самостоятельно устанавливают нормативы как плановые критерии, исходя из собственных возможностей по финансированию проектов или с учетом требований привлекаемых инвесторов. Нормативный (плановый) коэффициент сравнительной экономической эффективности чаще всего принимается в размере 0,2, что соответствует сроку окупаемости пять лет и является наиболее распространенным в международной практике расчетов по экономическому обоснованию оптимального варианта. Ниже (в примере) используется близкое значение EН = 0,15, выбранное исходя из срока использования (амортизации) оборудования.

Выбор варианта построения сети по критерию минимума приведенных затрат предполагает выполнение ряда условий. В частности, у сравниваемых вариантов объем, цена производства и качество продукции должны быть одинаковыми и не меняються по годам. В рыночной экономике ряд условий может быть признан выполняемым только условно. Например, это неизменность стоимости производственных ресурсов, цены услуг.

Критерий минимума приведенных затрат относится к группе статических методов. Несмотря на ограничения, свойственные этой группе, статические методы по-прежнему имеют большое значение и используются при оценке общей (абсолютной) и сравнительной эффективности проектов [3]. Поэтому данный критерий также может использоваться для получения качественных оценок и принципиальных выводов о предпочтительности того или иного варианта построения сети.

При необходимости оценки и области предпочтительного использования решений, полученные на основе данного критерия, могут быть уточнены более точным расчетом на основе динамических методов с учетом изменения уровня инфляции, коэффициента дисконтирования, ставки рефинансирования и т.п.

Области предпочтительного использования вариантов построения сети по критерию минимума приведенных затрат (максимума прибыли оператора при одинаковых ценах на интегральную услугу, объемах услуг и величине выручки)

Для спутникового решения имеем:

1. Суммарная составляющая расходов по обычным видам деятельности (без амортизации) ЭС = Э + N * Э, где Э – составляющая расходов по обычным видам деятельности, относящаяся к головной наземной станции спутниковой связи, Э – составляющая расходов по обычным видам деятельности на один оконечный объект сети при спутниковом решении.

2. Капитальные затраты КС = К + N * К, где К – стоимость спутниковой головной наземной станции, К – капитальные затраты на один оконечный объект сети при спутниковом решении, включая стоимость оборудования, устанавливаемого на оконечном объекте.

3. Себестоимость продукции (интегральной услуги):

СС = ЭС + АС = Э + N * Э + аА0С * К + аА1С * N * К,

где АС – амортизационные отчисления, аА0С – нормативный коэффициент амортизации головной спутниковой наземной станции, аА1С – норма амортизации спутникового и другого оборудования на оконечном объекте.

Тогда приведенные (годовые) затраты для спутникового решения:

ППЗс = Сс + Ен * Кс =
= Э + N * Э + аА0С * К + аА1С * N * К + Ен * К + Ен * N * К =
= Э + аА0С * К + ЕН * К + N * (Э + аА1С * К + ЕН * К) =
= Э + В * К + N * (Э + В * К),

где В = аА1С + ЕН, В = аА0С + Ен.

Аналогично для решения на базе наземной транспортной сети получим:

ППЗр = N * (Э + ВА1р * К),

где В = аА1Р + ЕН и аА1Р - норма амортизации оборудования одного участка наземной сети, Э – составляющая расходов по обычным видам деятельности и К1р – стоимость строительства на один участок наземной сети соответственно.

Основываясь на критерии минимума приведенных затрат, получаем следующее условие предпочтительности спутникового варианта построения сети:

ППЗс = Э + В * К + N * (Э + В * К) < ППЗР = N * (Э + В * К),

или

N * (Э + В * К) - N * (Э + В * К) > Э + В * К.

Что выполняется, когда:

N > (Э + В * К) / (Э + В * К - Э - В * К).

Таким образом, спутниковое решение будет выгоднее наземной сети по критерию минимума приведенных затрат, если число конечных объектов сети N больше значения NКР, определяемого выражением:

Р = (Э + В * К) / (Э + В * К - Э - В * К) (6)

Если число объектов меньше NКР, то для получения максимума прибыли на рубль затрат предпочтительнее вкладывать средства в строительство транспортной сети на базе наземных линии связи.

Границы предпочтительности решений

Результаты анализа в случае отсутствия нормативных ограничений на величину прибыли оператора иллюстрирует рис. 3.


Здесь отмечены области предпочтительности сравниваемых решений для оператора по критерию минимума капитальных затрат (NП), критерию минимума себестоимости (NГР S) и критерию приведенных затрат (NКР).

Значения NП, NКР, NГР S рассчитываются по выражениям, представленным выше.

Выводы

На основании результатов анализа могут быть сделаны следующие выводы.

При одинаковых ценах на интегральную услугу у альтернативных вариантов (как следствие, одинаковой величине нагрузки на потребителя) и равных объемах интегральной услуги (как следствие, одинаковой выручке оператора) в случае К1Р > К1С (реальная практическая ситуация):

1. Для оператора связи:

  • Наземная транспортная сеть предпочтительнее спутниковой сети по критерию минимума капитальных вложений при числе оконечных объектов N < NП. Когда число объектов сети N > NП, меньшие инвестиции требуются для развертывания спутниковой сети.
  • Спутниковая сеть характеризуется меньшим значением себестоимости, только если число оконечных объектов N > NГР S. Когда N < N ГР S, меньшая себестоимость услуг достигается при использовании наземной сети.
  • При одинаковых объемах выручки наземная сеть предпочтительнее спутниковой сети по критерию максимума прибыли (или минимума приведенных затрат), если число объектов N < NКР.
  • Если N > NКР, то для получения максимума прибыли на рубль затрат целесообразно использовать спутниковую сеть. При этом для строительства спутниковой сети требуются также меньшие капитальные затраты.

2. Для потребителя услуг:

  • Наземная сеть при числе оконечных объектов сети N < NКР может быть предпочтительнее спутниковой сети в связи с возможностью получения оператором большей прибыли. В результате существует потенциальная возможностью установления оператором меньших цен на услуги (при числе объектов N < NКР). Но для этого, если число объектов сети N > NП, оператору необходимы дополнительные инвестиции.

Пример

Используя приведенные выше выражения, оператор может осуществить оценочные расчеты и выбрать предпочтительный вариант построения сети с учетом имеющихся у него данных по стоимости оборудования, строительства участка сети, ожидаемых операционных затрат и значениях приемлемого (ожидаемого) срока окупаемости проекта (норматива экономической эффективности).

В качестве примера ниже проведены расчеты при следующих параметрах построения сети:

Э = 13,6 млн/руб. год (включая 7,7 млн руб. в год на оплату спутникового ресурса).

Э = Э, К = 32 млн руб., К = 0,73 млн руб.

аА1С = аА1Р = 0,15 = а, аА0С = 0,1, ЕН = 0,15, В = аА1С+ ЕН = 0,3, В = аА0С + ЕН = 0,25, В = аА1Р + ЕН = 0,3

Nп = К / (К - К) = 32 / (К - 0,73).

а

ΔС= Э0С + А0С * К0С + N * [(Э1С - Э) +а * (К - К)] = 16,8+ N * 0,15 * (0,73 - К).

NГР S = (Э+ аА0С * К) / [(Э - Э) + (аА1Р * К - аА1С * К)] =16,8 / (0,15 * (К- 0,73)) = 112 / (К- 0,73)

NКР = (Э + В * К) / [(Э - Э) + (В * К - В * К)] = (13,6 + 32 * 0,25) / (0,3 * (К - К)) = 72/ (К - 0,73).

В частности, при капитальных затратах на один участок наземной сети К1Р = 2 млн руб. получаем следующие граничные значения:

Nп = 25, NГР S = 88, NКР = 57.

Капитальные затраты на наземную сеть будут меньше затрат на строительство спутниковой сети при числе объектов не более 25.

В диапазоне значений N < NГР S = 88 спутниковая сеть характеризуется большей себестоимостью интегральной услуги в сравнении с наземной сетью. Этот результат проиллюстрирован рис 4.

Здесь в виде зависимости представлены результаты расчета значений ΔС при разном числе оконечных объектов сети, то есть показано превышение себестоимости интегральной услуги при использовании спутниковой сети над величиной себестоимости для наземной сети.

Увеличение себестоимости при равных объемах и цене интегральной услуги ведет к пропорциональному уменьшению прибыли оператора. Поэтому при равных ценах и объемах интегральной услуги данная зависимость характеризует различие в размере прибыли оператора для сравниваемых решений.

По критерию максимума прибыли (минимума приведенных затрат) спутниковую сеть целесообразно применять для построения сети с числом объектов больше 57.

Сравнительные показатели в случае использования избыточной пропускной способности наземной сети для оказания дополнительных услуг

В наземных сетях из особенностей их построения, благодаря возможностям применяемого оборудования, канального кодирования, резервирования, исходя из планов развития, может образовываться резерв пропускной способности. Этот резерв может быть использован оператором для решения сопутствующих задач, оказания дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли.

При частичном использовании ресурса пропускной способности наземной сети сравнение альтернативных вариантов необходимо осуществлять с учетом объема ресурса наземной сети, задействованного для оказания интегральной услуги.


Допустим, что 2/3 пропускной способности наземной сети используется для передачи данных (услуга 1) и 1/3 для доставки программ вещания (услуга 2). Тогда для корректного сравнения альтернативных решений применительно к задаче доставки программ для наземной сети должны быть пропорционально уменьшены как капитальные, так и составляющие затраты по обычным видам деятельности. В этом случае во все приведенные выше формулы должны подставляться соответствующие парциальные значения (доли) капитальных затрат и составляющие расходов по обычным видам деятельности.

Например, используется РРЛ с пропускной способностью 155 Мбит/с со стоимостью строительства пролета 3 млн руб. Ресурс РРЛ частично задействован для передачи вещательного трафика со скоростью 40 Мбит/c (один вещательный мультиплекс и служебный трафик). Тогда для сравнения со спутниковым вариантом доставки этого трафика для наземной сети должно быть взято парциальное значение капитальных затрат в размере (3 * 40 / 155). Составляющие расходов по обычным видам деятельности на один участок наземной сети тоже должны быть уменьшены в данной пропорции (40 / 155).

В результате уменьшения К1р и Э1р пороговые значения Nп смещаются в сторону большего числа объектов вещания. Соответственно, увеличиваются и граничные значения Nгр s, Nкр, Nкрп.

В частности, при парциальных значениях К = (3 * 40 / 155) = 0,77 млн руб. и К = 0,73 млн руб. получим Nп = 32 / (0,77 - 0,73) = 64.

Это означает, что в сравнении со спутниковой сетью наземная сеть будет предпочтительнее по критерию максимума прибыли и минимума капитальных затрат при числе объектов N < 64. Эта величина почти в пять раза больше значения, получаемого без учета парциального коэффициента.

Значительно большими по величине будут также значения NКР и NГРS (могут быть рассчитаны по выше приведенным формулам).

Литература

  1. Владыко А.Г., Горегляд В.Д., Ковалгин Ю.А., Мышьянов С.В. Экономические аспекты построения транспортных сетей доставки ТВ-мультиплекса // Broadcasting. Телевидение и радиовещание, 2014, № 7. – С. 29–33.
  2. Кузин Г. Головная станция как облачная услуга. // Broadcasting. Телевидение и радиовещание, 2016, № 3. – С. 20–21.
  3. Голубицкая Е.А. Экономика связи: Учебник для вузов. – М.: ИРИАС, 2006. – 488 с.
  4. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 391 с.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2016
Посещений: 7741

  Автор

 

Сергей Алябьев

Заместитель директора Департамента инженерно-технологического обеспечения ФГУП РТРС

Всего статей:  3

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций