Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Сочетая несочетаемое

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Сочетая несочетаемое

Роман Скляренко
Директор мультипликационной студии "ФлайФокс"

Яынешним летом в России была запущена третья по счету тосар-студия. Из этого материала вы узнаете, что представляет собой данная технология, как она работает, где применяется и как будет внедряться в России

Что такое mocap?

Суть технологии тосар сводится к трехмерному сканированию объектов. Если это предмет, то облепляем его датчиками-маркерами и снимаем. Если актер, то наряжаем его в костюм, покрытый маркерами, - с той же целью. Компьютер получает скелетную модель, которую в реальном времени обтягивают нарисованной кожей - "шейдером". При этом одновременно идет сканирование движения пальцев рук и мимики лица. Естественно, у актеров масса времени уходит на репетиции, ведь не каждый день им приходится играть кроликов или пиратских попугаев. Тут важно сохранить комплекс микродвижений, сопровождающих смену поз. Артисты театра и кино, мимы и клоуны не имеют навыка воспроизведения мельчайших неосознанных движений, из которых и складывается поэзия анимационного образа. Они работают более зрелищно, такова специфика кино и особенно театра. Если на Западе mocap-актер - отдельная специальность, подготовка по которой занимает 5 лет, то у нас этой профессии как таковой еще нет. Приходится обучать максимально пластичных актеров, причем чаще всего методом проб и ошибок. И не надо забывать о режиссуре: одновременно управлять 5-6 актерами и их скелетными моделями - задача не из легких. Один человек не справится. Тут важна командная работа режиссера, инженеров и программистов. Все они в этом процессе одинаково важны. Именно так создавались все части "Шрека", "Властелина колец", "Матрицы", "Пиратов Карибского моря", "Хроник Нарнии" и массы других блокбастеров. Технология позволяет, несмотря на все сложности, на порядок удешевить производство, повысить его скорость и приблизить качество картинки к фотореализму.

Кому нужна поэзия увядающего движения

С технологией разобрались, теперь осталось понять, для чего в России нужна такая студия: когда бюджеты каналов на производство нового анимационного контента невелики, спецэффекты в кино делаются по старинке, а до игр, способных воспринять mосар-анимацию, дело не дошло. Да и вроде есть уже две студии, большую частью времени ожидающие заказа. Зачем строить новую? Строить в буквальном смысле - ведь для нее потребовалось специальное здание; а размещение и настройка электронных камер, их коммутация и калибровка заняли около 2 лет.

Так какова бизнес-модель mосар-студии?

Существуют три сферы потребления mосар-данных:

  • производство видеоконтента;
  • спецэффекты для кино;
  • анимация для компьютерных игр.

В России производить контент за свой счет и продавать его каналам как минимум рискованно. Создавать проекты для распространения на DVD - вещь туманная. Превратиться в очередной SD-продакшн и обслуживать рекламные агентства - не те деньги. Так ради чего затевать дело?

Здравого ответа на вопрос нет. Но кто сказал, что анимацией занимаются здравомыслящие люди? Аниматорам нет дела до успеха и признания, они ищут приключения и готовы поделиться радостью со всеми. Так рождаются находки, переходящие из мира фестивальной анимации в производство мультсериалов и далее в большое кино. Россия должна быть лидером в мировом производстве анимационной продукции. Потому как у нас изобразительная культура уже сама наполнена грустной задумчивостью, неторопливой поэзией увядающего движения. А без этого нет места искусству анимации, фильмы превращаются в ожившие комиксы. Европейцы и азиаты изучают нашу классику в колледжах как раз для того, чтобы постичь: как создавать мир, в котором все гармонично пропитано одним чистым настроением. Им нужно понять: как увязать яркие эклектичные образы своей культуры в единое целое. Как строить фильмы, чтобы они не разваливались на части от избытка динамики. На Западе анимация - это та же реклама. И ей не хватает именно российской осознанности, глубины и многоплановости. Как оказалось, мир полон мест, где нашу, российскую анимацию с нетерпением ждут.

Возможно, поэтому в среде продюсеров, ориентированных на Запад, принято считать: в России сейчас нет анимационных сценариев и режиссеров-аниматоров. Продюсеры видят посредственный материал, но не знают, что это так, - им не с чем его сравнить. Эти люди суетятся, хватаясь то за один, то за другой проект. И так же быстро теряют интерес, когда понимают: создание анимационного фильма достойного качества - это годы упорного труда. Такая ситуация существует во всем мире. Именно она породила разработку технологии тосар. Это попытка сочетать несочетаемое: высочайшее качество движения, высокую скорость производства и низкий бюджет.

На пути к радости

Сама по себе технология - лишь инструмент творчества. Главное - это люди, и значит, нужна подготовка персонала. Когда мы создавали студию, то искали, объединяли и обучали людей, способных создавать новые миры, основам технических знаний. Параллельно шло издание регионального литературного альманаха. Любители из разных регионов получили возможность опубликовать свои сценарии. Так формировался творческий коллектив. И на сегодня "Академия фантазии" и "ФлайФокс" вместе в состоянии выпускать ежегодно по 2 полных метра. Но одно дело уметь, а другое дело - воплотить в жизнь. Пока же студии отрабатывают технологию на производстве спецэффектов для кино и производят телевизионные сериалы. Одним словом, готовят базу для производства полных метров. Необходимо, чтобы и люди и технология дошли, "вызрели" сами в себе, прежде чем браться за масштабный проект.

В то же время, пока СМИ формировали образ возрождающейся российской анимационной школы, приводя опыт питерских студий "Мельница", "Петербург" и упоминая успехи фильмов Петрова, с большинства региональных студий ушли последние кадры. Студии-лидеры у всех на слуху, но это, скорее, исключение из общего печального правила, это команды настоящих фанатов своего дела. Не у всех, как говорят спортсмены, "хватает дыхалки". Анимационный рынок крайне неоднороден. Есть лидеры, и есть полумертвые, фиктивные студии, живущие за счет перекидывания заказов на фриланс, поскольку не обладают собственной производственной базой. А средних студий, которые и должны составлять основу, немного -раз-два и обчелся. Сегодня в связи с реорганизацией Госкино, изменением правил государственного финансирования наступил переломный этап. Часть студий однозначно прекратит свое существование. Оставшиеся, обладая опытом выживания и производства кино без государственной поддержки и ориентируясь на зарубежный прокат, укрепят свое положение и выйдут на ведущий уровень.

Мы прилагаем все силы, чтобы творческий и технический уровень позволил в ближайшее время составить конкуренцию французам и канадцам -признанным мастерам новых художественных и технологических решений в анимации.

Секретов здесь нет - мультфильмы делаются людьми и для людей. Нужно обращать внимание на фестивальный арт-хаус, модные скоротечные тенденции и политическую составляющую анимации, но и не отказываться и от многих классических приемов, и от образцов стиля. И выходя из зала, зритель должен продолжать улыбаться прохожим. Сочность красок, поэзия движения и непредсказуемость шуток - вот к чему необходимо стремиться в каждой работе.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2008
Посещений: 11117

  Автор

Роман Скляренко

Роман Скляренко

Кандидат экономических наук, директор производства кинокомпании "Строй — Медиа"

Всего статей:  5

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций