В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Для радиовещания не существует границ. Благодаря высокому качеству и низкой стоимости услуг радиовещание имеет значительные преимущества по сравнению с Интернетом. Цифровое радиовещание обеспечивает высокое качество звука (качество CD-диска), оно мобильно, легко в обращении, экологично и экономично: согласно WorldDMB, DAB-радио в среднем использует в три раза меньше энергии, чем энергосберегающая лампочка. Цифровое радио спектрально эффективнее, чем ЧM-вещание, которое не оставляет места в переполненном эфире для новых программ или станций. И еще: например, в Швейцарии цифровое радио обходится в шесть раз дешевле, чем ЧM-вещание, из расчета передачи одной программы. Вдобавок такие дополнительные услуги, как отправка слайдов, текста и видео, делают ЦРВ исключительно востребованной технологией.
Слушатели с удовольствием пользуются растущим предложением услуг, получая максимальное качество за минимальную плату. Все было бы хорошо – вещатели производят контент, слушатели потребляют его, но пользователи всегда хотят большего. Они привыкли к удобству услуг по запросу, они ждут наибольшего выбора мгновенно доступного контента высокого качества. Большинство из них предпочитают слушать свои любимые программы на компьютерах или мобильных устройствах, что еще больше популяризирует цифровые копии.
К сожалению, обычное радиовещание не в состоянии предложить услуги по требованию или контент для популярных мобильных устройств, продолжая транслировать программы по заранее известному расписанию. Вот почему Интернет превратился в новый мощный способ распространения медиауслуг. Крупные радиовещатели быстро осознали его важность и сразу стали распространять контент и услуги в online-режиме. В связи с этим во многих странах наиболее популярные источники online-контента – государственные радиокомпании.
Интернет – это всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации, построенная на базе стека протоколов TCP/IP. Поэтому то, что называют интернет-радио, по существу является online-передачей некоего потока аудиоданных, а не эфирным радиовещанием. В качестве интернет-радио (или Web-радио) также может приниматься радиостанция, использующая для вещания технологию потокового вещания (см. выше) в глобальной сети, при этом интернет-радиоприемник – новый класс устройств, который дает возможность прослушивать радиостанции, вещающие подобным образом через Интернет. Большая часть интернет-радиостанций – это машинно-сгенерированные плейлисты. “Настоящие” станции, которые имеют средства и ресурсы для предоставления контента высокого качества, могут предоставлять его через Интернет так же хорошо, как и посредством обычного вещания, однако на приемной стороне контент с большой скоростью передачи будет находиться в опасности “подгружаемости”.
В пользу интернет-радио говорит то, что оно представлено огромным количеством различных радиостанций, при этом у каждой из них может быть сразу несколько тематических каналов. Часто на таком радио отсутствует реклама, а для его прослушивания не нужно специальное оборудование, поскольку все, что для этого требуется, есть в любом компьютере. Конечно, потребуется установить на компьютер программное обеспечение для поиска радиостанций в Интернете, однако такие программы являются общедоступными.
Таким образом, технически Интернет является гигантской сетью компьютеров. Файлы данных “нарезаны” в стандартизированные информационные пакеты, и каждый пакет передается индивидуально через всю сеть. Благодаря этому контент или услуга любого типа может быть передана через сеть общего пользования. Единственным, но значительным недостатком является то, что такая архитектура не может быть легко оптимизирована для доставки медиауслуг. Маршрутизация пакетов происходит автоматически, никто не имеет контроля над всей цепочкой передачи, из-за чего очень трудно обеспечить стабильное качество обслуживания, сопоставимое с традиционной радиосетью. Для интернет-технологий в области радиовещания больше подходит определение “потенциально возможное применение”, а не гарантированное качество. Кроме того, емкость сети, как правило, распределяется между одновременно работающими пользователями. Если количество слушателей увеличится – пропускная способность уменьшится. К другим недостаткам интернет-радио относятся: дороговизна оборудования для прослушивания эфира вне своего ПК; возможно появление искажений при прослушивании радио в движении с помощью сети 3G/4G.
Если Интернет характеризуется столь большими преимуществами, то невольно возникает вопрос об актуальности радио. Появляются мнения, что, возможно, было бы лучше сконцентрироваться на повсеместном распространении Интернета, а не вещательных сетей. Однако многие забывают, что Интернет представляет собой гораздо более сложную и динамическую среду, чем традиционные сети эфирного вещания.
Несмотря на громогласную поддержку IP-радио, факт остается фактом: для вещания в Интернете необходима очень широкая полоса, которая растет пропорционально количеству слушателей, что делает интернет-вещание спектрально неэффективным. Кроме того, инфраструктура IP-радио строится на основе каждого пользователя, поэтому чем больше слушателей, тем больше серверов необходимо радиостанции. Например, для “гладкой” передачи музыки 100 тыс. пользователям с битрейтом 48 кбит/с (или 64 кбит/с для аудио- и мультимедийных программ) необходима полоса, обеспечивающая передачу потока в 4,0 Гбит/с. Обычно один сервер может обслужить около тысячи пользователей, а типичная утренняя аудитория, например, Сиднея составляет 300 тыс. слушателей; таким образом, понадобится 300 серверов и радиочастотный спектр огромных размеров. По этим причинам Интернет рассматривают не как конкурента, а как дополнение к традиционному вещанию.
Успех радио основывается на мобильности и доступности. Радиовещание локально, оно держит аудиторию в курсе всех событий. Более того, цифровое радио бесплатно, а люди не хотят платить интернет-провайдерам для прослушивания радиостанций. В радиовещательных сетях затраты не связаны с размером аудитории, они определяются только площадью покрытия и требованиями к качеству сигнала. В случае интернет-вещания все наоборот: расходы на распространение контента пропорциональны размерам аудитории. В связи с этим общие затраты на распространение контента трудно предсказать, и любой успешный проект может привести к росту расходов. Интернет доминирует в операторских сетях, поисковых компаниях и среди производителей потребительского оборудования. Все они стремятся к удовлетворению запросов пользователей, избегая регулирующие правила и нормы, которые могли бы защитить радиовещательные компании. Для того чтобы преуспевать в интернет-среде, необходимо сохранять прямой доступ к аудитории, как это осуществляется в традиционном эфирном вещании.
Радиовещание было и остается “сопутствующей средой”. Интернет-прослушивание является хорошим вариантом, если пользователь работает за компьютером и хочет слушать радио дома или в офисе. Если же пользователь находится в движении, он выберет цифровое радио как самый удобный вариант, тем более бесплатный. Поэтому ЦРВ на основе платформы DAB/DAB+ становится ведущим в альянсе “ЦРВ + IP-радио”. Так, разработка шлюзов IP-DAB, позволяющая использовать формат вещания DAB (а в последнее время – DAB+) для доставки IP-потоков к стационарным и мобильным терминалам – одно из наиболее перспективных направлений внедрения и развития устройств формата DAB. По мнению экспертов ETSI, DAB может рассматриваться как более дешевая альтернатива широко используемому протоколу передачи IEEE 802.11, пригодная для передачи приложений, не требующих высоких скоростей. Транспортная структура DAB-IP может применятся для трансляции аудио- и видеопотоков в форматах компрессии MPEG-4 и Windows Media 9. Проект DAB-IP сравнительно недорогой, поскольку может быть развернут на существующих сетях системы T-DAB, покрывающих сегодня, в частности, до 85% территории Великобритании. Используя платформу, базирующуюся на IP, можно соединить много различных технологий в одну, дав возможность абоненту получать качественный видеопоток на свой мобильный терминал. Оператор сети может включить в свое пакетное предложение (помимо мобильного телевидения) и все цифровые радиостанции региона, вещающие в формате DAB.
При использовании Интернета в тандеме с радио усиливаются впечатления от прослушивания, через так называемые “обратные функции”. Это означает, что слушатели могут “участвовать” в эфире – в отличие от традиционной односторонней коммуникации между станцией и пользователем.
В нашей стране, к сожалению, не очень хорошо развита система мобильного Интернета, поскольку покрытие является “лоскутным”. Несмотря на то что огромное количество программ для телефонов позволяют слушать такое радио, необходимо подключиться к сети Wi-Fi или 3G/4G. Подключение к беспроводному Интернету возможно только в случае нахождения в непосредственной близости от Wi-Fi-роутера. Обычно роутер обеспечивает покрытие на 10–30 м вокруг себя. Поэтому использование интернет-радио в движении возможно только через мобильный Интернет. Однако это не всегда удобно для слушателя даже при наличии стабильного сигнала. Интернет-трафик сотовых операторов достаточно дорого стоит, а при подключении к так называемому “безлимитному” Интернету чаще всего существует некое ограничение на количество принимаемых данных. Обычно после 3–5 ГБ принятых данных оператор ограничивает скорость мобильного Интернета такому пользователю. При ограниченной скорости абонент может рассчитывать только на подключение к EDGE сети Интернет, а это делает прослушивание радио невозможным, поскольку скорости сервиса EDGE не хватит для приема потока в режиме online.
Итак, радио и Интернет – не соперники друг другу, так же как широкополосные услуги – не замена радиовещанию. И те, и другие имеют свои сильные стороны, которые основываются на демографии, потребностях слушателя, размерах аудитории и местоположении. IP-радио не может достичь такой зоны покрытия, доступности и универсальности, которые присущи традиционному радиовещанию. Однако оригинальность IP-радио заключается в его многообразии, услугах по запросу и в потенциальных инновациях. В настоящий момент среднее время прослушивания радио через Интернет составляет около 15% от общего времени прослушивания радиостанций . В будущем эта ситуация может измениться, однако сегодня можно с уверенностью утверждать, что две модели передачи контента – не конкуренты друг другу.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2017
Посещений: 7748
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций