Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Шаг в объемную жизнь …

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Шаг в объемную жизнь...

Технологии создания объемного изображения постепенно проникают в нашу жизнь. В настоящем обзоре читайте о новых инструментах и программах, которые помогут вам осуществить ваши творческие замыслы

Отмеченное наградой Academy Award* ("Оскар") мультиплатформенное (Windows®, Mac OS® X и Linux®) программное обеспечение Autodesk® Maya® - это мощное средство для трехмерного моделирования, анимации и визуализации.

Хорошим интерфейсом на базе чувствительных к нажатию кистей для трехмерной скульптурной лепки и рисования атрибутами объектов можно назвать Maya Artisan™. А для создания плоских или трехмерных сцен высокой сложности, детализации и реализма служит уникальная технология 2,5D-рисования Maya Paint Effects™. Сочетание этих двух технологий - 3D Paint -используется для рисования цветом, прозрачностью и другими текстурными атрибутами прямо по поверхности трехмерных объектов. Также программное обеспечение Autodesk® Maya® обладает встроенным языком сценариев для настроек и расширения существующих возможностей Maya, в том числе модификации пользовательского интерфейса. Существуют и средства для программистов и разработчиков исходного кода - Maya API/SDK.

Новым в Maya® 8.5 является моделирование на основе системы связанных частиц, интерактивно создающей широкий диапазон различных физических явлений и работающей с различными типами геометрии. Это стало возможно благодаря Maya Nucleus Unified Simulation Framework. Появился первый модуль Maya, созданный по технологии Nucleus, дающий возможность новых способов моделирования и управления параметрами одежды - Maya nCloth. Кроме одежды Maya nCloth позволяет создавать деформации пластика и металла, надуваемые объекты, эффекты твердых тел и динамики потоков. В качестве альтернативного языка разработки плагинов выступает Python. Язык легко расширяем, имеет обширную коллекцию бесплатных модулей от третьих разработчиков. Добавлены новые архитектурные и дизайнерские шейдеры для создания эффектов натертого паркета, морозного стекла, пластилина и др. Немаловажными изменениями являются перенос атрибутов полигонов, который допускает перенос информации о UV, цвета по вершине (CPV) и позиции вершины между полигональными сетками различных топологий. И расширение платформ - в Maya 8.5 поддержка платформы Macintosh на базе Intel осуществляется как Universal binary - то есть можно использовать 32-bit Maya как на PowerPC, так и на Intel/Macintosh-компьютерах.

Самое популярное в мире профессиональное программное обеспечение трехмерного моделирования, анимации и визуализации - это 3ds Max® 9, используемое для создания кинематографических и телевизионных визуальных эффектов и анимации, а также разработки компьютерных и видеоигр, визуального проектирования.

3ds Max® 9 представляет 64-битную версию, которая сможет адресовать больше памяти и соответственно обрабатывать более "тяжелые" сцены. Для оптимизации производительности появилась возможность переключения между битмапами в высоком разрешении и упрощенными битмапами (с низким разрешением). Послойная анимация предлагает опцию включения/выключения слоев для оценки анимации, соединения новых ключей с существующим движением, а также производство всего диапазона изменений без модификации ключевых кадров анимируемых объектов. Для улучшения процесса работы с персонажной анимацией теперь возможно перемещать ключи друг за друга и работать с отрицательными номерами кадров. Новый инструмент для моделирования при помощи булевых операций - Pro Booleans - позволяет быстро и легко моделировать различные формы. Объединение, пересечение, вычитание и добавление геометрии позволяет создавать насыщенные и сложные объекты. Pro Booleans производит переоценку топологии с целью удаления ошибочных граней, что позволяет создавать более высококачественную геометрию с меньшим числом ребер и граней. Также появилась возможность загружать cgfx-файлы в материал DX, они будут отображаться во вьюпорте, при поддержке шейдеров DirectX и CG. В 3ds Max® 9 внедрен мощный язык программирования Python 2.4.3. При этом степень интеграции языка позволяет создавать не только скрипты внутри программы, но и писать собственные плагины.

Объемная человечность

Система персонажной ЗD-анимации реального времени MotionBuilder™, специально предназначенная для создания и анимации персонажей как традиционной по ключевым кадрам, так и по данным оцифровки движения, включает в себя: наложение данных оцифровки движения, интеграцию с базами данных, высокоуровневую поддержку шейдеров, а также систему переключения анимации, новую поддержку Live Device, систему скриптов Python, OpenReality SDK.

MotionBuilder Standard поставляется в двух конфигурациях (Windows и Mac OS) и базируется на специализированной архитектуре реального времени, послойном распределении функциональных кривых, производительной среде Story Timeline. MotionBuilder Pro (Windows, Mac OS) включает все функциональные возможности MotionBuilder Standard и имеет дополнительный инструментарий (наложение данных оцифровки движения (motion capture data mapping), интеграцию с базами данных (asset management integration), высокоуровневую поддержку шейдеров, а также систему переключения анимации (real-time animation trigger system) и т.д. Уникальной средой разработки Story Timeline, интеллектуальными средствами управления персонажами и поддержкой формата для обмена данными (FBX) обладает Autodesk MotionBuilder 7.5. Среди дополнительных возможностей можно отметить: интеграцию с Alienbrain и Microsoft VSS; сценарии Python для автоматизации работы; поддержку nVidia CgFX shaders и Open Reali-tySDK, позволяющих программистам создавать дополнительные модули. Улучшения в версии 7.5 коснулись анимации по ключевым кадрам, персонажной анимации и взаимодействия персонажей, новой архитектуры системы Undo, OpenReality SDK и сценариев Python. Благодаря технологии анимирования персонажей в реальном времени, уникальной среде разработки Story Timeline, интеллектуальным средствам управления персонажами и поддержке формата для обмена данными (FBX) теперь можно тратить больше времени на развитие своих творческих навыков.

Также введена улучшенная настройка персонажей. Обогащен и интерфейс: появились усовершенствования по запросам пользователей - поддержка Namespaces, обновленная поддержка шейдеров CGFX vl.4, пользовательские скорости воспроизведения. Поддержка воспроизведения point cache на моделях, импортированных из Maya 8 и 3ds Max 9, для улучшения взаимодействия между MotionBuilder и Autodesk DCC инструментами. Поддержка форматов HTR и Acclaim. Общие усовершенствования и исправления (производительность, скорость загрузки файлов, обратная связь, bug fixes) введены в MotionBuilder 7.5 Extension.

Эффекты вне плоскости

Многократный лауреат Academy Award® ("Оскар") - RenderMan®. Он использовался в 41 фильме из 44, номинированных на "Оскар" за лучшие визуальные эффекты. Конкретные реализации RenderMan могут использовать scanline-алгоритмы (z-буфер, REYES), ray tracing, radiosity и другие. RenderMan поддерживает программируемый шейдинг (посредством RSL, язык шейдеров RenderMan). Это обеспечивает пользователю полный контроль над всеми видами создаваемых материалов. RenderMan способен визуализировать очень большие сцены, пользуясь очень малым объемом памяти.

Семейство продуктов Pixar's Render-Man включает отличную программу для визуализации трехмерных сцен с легендарной скоростью и качеством RenderMan - RenderMan for Maya™ Рендеринг plug-in для Maya. Развитый набор инструментов для создания и настройки интерфейса между Maya и RenderMan предлагает RenderMan Artist Tools™ и мощное настраиваемое решение для превращения вашего сервера или графической станции в машину для рендеринга в виде RenderMan Pro Server™.

Глобализируя объем...

Vizrt - компания, образованная в результате слияния двух ведущих разработчиков виртуальных студий RT-Set и PEAK Pilot, - предлагает самый мощный масштабируемый набор продуктов для ЗБ-графики, виртуальных студий и управления контентом, объединенных общей идеей сбора информации, монтажа и визуализации. Модульная структура и поддержка различных платформ (Windows, Linux и IRIX) позволяет выбрать оптимальное решение для любой задачи с учетом бюджета.

Некоторые программные ЗО-пакеты в составе комплекса Vizrt: Viz|Engine™, Viz|Artist™, Viz|Virtual Studio и др.

Viz|Engine™ - движок рендеринга графики в реальном времени во всех приложениях Vizrt. Анимированные 2D- или SD-сцены, созданные в VizArtist, просчитываются в реальном времени и выводятся как SDI- или HD-видео. VizEngine представлен открытым интерфейсом управления, позволяющим пользователям интегрировать собственное управляющее программное обеспечение. Эти графические возможности включают редактирование текста, картинок, материалов, 2D-или ЗО-объектов, анимаций и других эффектов. Адаптация OpenGL делает эту систему одной из редких на рынке систем ЗО-шаблонов, способных отображать полностью идентичное графическое содержимое на различных платформах (Windows или SGI) в зависимости от требований проекта. Приложением для создания 2В/ЗВ-эфирной графики и анимации в реальном времени является Viz|Artist™. В интеграции с модулем Viz|Engine высококачественная анимированная 2D/3D-графика воспроизводится как HD- или SDI-поток видео без просчета. Интерфейс построен на базе пиктограмм и метода "drag and drop". Управление текстом - одна из специально проработанных функций в Viz|Artist. Возможно создание самых разных спецэффектов с текстом и титрами для анонсов в реальном времени, рекламных роликов, трансляций в прямом эфире и т.п. Viz|Artist позволяет управлять созданными графическими элементами и их порядком прохождения в эфире извне, из модулей Viz|Content Pilot, Viz|Trio, Viz|Weather или из собственных приложений пользователей. Программа Viz|Arena™ в реальном времени отображает значения расстояний, высот, скорости и т.п. на поверхности футбольного поля, трека, снега, воды или просто в ЗО-пространстве. Возможно наложение локальных карт местности с показом детализированных контуров поверхности. В качестве законченного решения для виртуальных студий Vizrt предлагает Viz|Vir-tual Studio™. Пакет интегрируется в любую существующую студию и содержит современные инструменты для видеопроизводства: удобный интерфейс в режиме "drag and drop", совместимость с обширным набором решения для трекинга камеры; в пакет Viz|Virtual Studio входят Viz|Engine, Viz|Artist, специальная версия Viz|Content Pilot и модуль Viz|lo. Все инструменты спроектированы для совместной работы, что дополнительно облегчает апгрейд до виртуальной студии из имеющегося комплекта ПО Vizrt. Для быстрой генерации высококачественных карт любой области мира с указанием государственных границ, названий местностей, городов и т.п. пометок, создаваемых в нужном стиле настройкой необходимых параметров, предлагается программа Viz|Maps™. А для прокрутки текстовой информации в прямом эфире создан Viz|Tic-ker3D™, построенный на базе движка Viz|Engine.

Обзор подготовила Ольга Вараксина. В статье использо-
ваны материалы компании JC System Integration

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 11230

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций