В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Мобильные сервисы благополучно "пересекли" ту черту, которая отделяет обсуждение технологических возможностей от практического внедрения. Сегодня производители мобильных телефонов уже активно выводят на рынок устройства со встроенными приемниками телевизионного сигнала, а операторы конкурируют в борьбе за частоты для мобильного ТВ. В этой статье рассматриваются современные технологии систем вещания на мобильные устройства и перспективы развития сервисов Mobile TV.
Наталья Яшенкова
Менеджер по маркетингу компании "Нетрис''
В середине сентября этого года в Амстердаме прошла выставка IBC2009, которая по праву считается одним из самых ярких мероприятий телевизионной отрасли в Европе. Мобильное телевидение здесь уже признано по меньшей мере равноправным способом доставки телевизионного сигнала. Основными преимуществами этого вида услуг являются мобильность и высокая степень персонификации - у мобильного телефона, в отличие от телевизора, обычно один пользователь, который может максимально настроить устройство для решения своих задач. Практически все ведущие вендоры представили на выставке свои решения для Mobile TV. Основные технологии доставки сигнала в предложенных решениях - DVB-H (174-230 МГц, 470-790 МГц) и варианты на базе высокоскоростного мобильного соединения (IP-протокол) GPRS, EDGE, EVDO, Wi-Fi, Wi-MAX.
Принятие новых технологий часто связано с деятельностью крупнейших игроков рынка. В самом начале развития мобильного телевидения несколько ведущих производителей предложили базовые форматы для вещания видео на мобильные устройства. Часть из них представляла собой проприетарные системы, а часть была основана на открытых стандартах. Со временем менее жизнеспособные форматы отмирали, и сейчас четко сформировались следующие два направления: вещание в форматах MediaFlo, DVB-H, DMB и ISDB-T и вещание, производное от Интернет-телевидения, использующее Интернет-канал для передачи видео.
MediaFlo (Flo TV) относится к запатентованным стандартам. Он стал основным форматом для двух гигантов американского рынка мобильной связи - Verizon Wireless и AT&T. Сейчас их совместный сервис продвигается на сайте flotv.com, где пользователь может выбрать наиболее привлекательный пакет услуг. Конкурентная борьба за абонента ведется на поле контента: операторы приобретают эксклюзивные права на каналы, и пользователь выбирает не оператора, а наиболее интересные видеоматериалы.
DMB - формат, широко используемый в Китае и Южной Корее. Есть примеры внедрения данного формата в Европе, но благодаря правительственной поддержке именно в Южной Корее произошло самое внушительное развертывание мобильного телевидения на базе DMB. Пользователи не платят за просмотр контента - каналы "живут" за счет рекламы, а головные станции финансируются из государственного бюджета.
В Японии операторы (что, впрочем, неудивительно) используют свой собственный формат - ISDB-T. Пользователи одного из самых популярных сервисов - lseg, как и в Корее, ничего не платят за просмотр телевизионных передач. При этом сервис популярен не только на мобильных телефонах. Во многих ноутбуках есть lseg-тюнеры, кроме того, он встроен в некоторые новые системы навигации для автомобилей, а также в другие портативные устройства - музыкальные и видеоплееры, электронные словари.
DVB-H - формат, который Европейская комиссия выбрала в качестве стандарта для трансляции мобильного телевидения на территории Евросоюза. На сегодняшний день DVB-H -это самый популярный формат мобильного ТВ. Его поддерживают все ведущие производители телефонов: Nokia, Motorola, Philips, Sagem, Sony Ericsson, Samsung, LG, а также крупнейшие европейские сотовые операторы - Vodafone, O2 и T-Mobile.
Аналитики отмечают, что поддержка ЕС одного стандарта дает определенную ясность операторам, планирующим предоставлять услугу передачи ТВ-сигнала на мобильные устройства. Согласно результатам маркетинговых исследований, на которые ссылается Еврокомиссия, значительное увеличение спроса на мобильное телевидение будет наблюдаться в 2009 году, а к 2011-му объем этого сегмента достигнет 31 миллиарда евро.
Основной проблемой запуска сервиса мобильного телевидения DVB-H является ограниченность частот, а также стоимость развертывания сети. Для DVB-H требуется частота 700 МГц, которая в большинстве стран занята аналоговым телевещанием. Решение вроде бы простое - стоит только подождать, и частота освободится в результате перехода на цифровое телевещание. Но в условиях обостряющейся конкуренции время становится решающим фактором успеха внедрения сервиса.
В России в начале сентября этого года Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) одобрила создание в Москве опытных зон цифрового мобильного ТВ стандарта DVB-H. Тестировать технологию будут операторы компаний "Доминанта", "Кентавр" и "Цифровое телерадиовещание". К концу 2009 года все трое представят регулятору рекомендации по внедрению мобильного ТВ в России. Опытные зоны мобильного телевидения будут действовать до 1 января 2010 года, а затем в I квартале 2010 года Федеральное агентство связи (Россвязь) подведет по поручению комиссии итоги эксплуатации опытных зон и доложит ГКРЧ о результатах.
Созданный на базе стандарта DVB-T (принятого в России как основной стандарт для развертывания цифрового телевидения) формат DVB-H был призван учесть следующие особенности приема сигналов мобильными терминалами:
Основными элементами решения (рис. 1) являются:
Центральное место в решении занимает компонент Middleware. Его задачами являются управление сервисами (каналы теле- и радиовещания, файловые ресурсы и т.д.) и взаимодействие с основными элементами решения.
К основным преимуществам предоставления услуг мобильного телевидения по стандарту DVB-H можно отнести высокую пропускную способность сети и возможность вещания контента достаточно высокого качества. К недостаткам - сложную и дорогостоящую реализацию интерактивных сервисов и необходимость наличия в телефонах специальных приемников DVB-H-сигнала.
Мобильное Интернет-телевидение появилось довольно давно, так как его реализация не требовала специального стандарта и строительства дополнительных сетей. Концептуально услуги можно разделить на две составляющие: потоковое телевидение с использованием обычного высокоскоростного мобильного соединения (IP-протокол) и скачивание контента (по запросу абонента или по подписке) для последующего просмотра. В отличие от DVB-H Интернет-телевидение изначально подразумевает двустороннее взаимодействие (полноценный обратный канал), поэтому здесь легко реализуются интерактивные сервисы. Основной недостаток технологии - высокие требования к пропускной способности сети оператора для передачи видео.
В России и за ее пределами есть примеры развертывания подобных сервисных платформ. Один из самых успешных зарубежных проектов - MobiTV с более чем шестью миллионами зрителей. В России также есть примеры. Так, SkyLink предлагает своим абонентам несколько каналов для просмотра, Yota предоставляет услуги мобильного телевидения по технологии WiMAX (4G), что опять же подразумевает наличие в абонентском устройстве специального приемника. В настоящий момент Yota предлагает только одну модель устройства, поддерживающего возможность приема телевидения.
Существуют несколько программных плееров для платформ Windows Mobile, Symbian, iPhone, Android, позволяющих смотреть каналы на смартфонах или мобильных телефонах. Во всех аппаратах с Microsoft Windows Mobile можно найти плеер Windows Media Player. Операционная система (ОС) Symbian благодаря поддержке Nokia, Sony Ericsson, Samsung, LG, Motorola установлена практически во всех смартфонах данных производителей. Плеер этой операционной системы - Real One Player. Телефоны, созданные компанией Apple, имеют собственную ОС iPhone и QuickTime Media Player.
Тип плеера диктует, по какому протоколу будет передано видео. Так, для Windows Media Player используется WMSP, а для Real One Player - RTSP.
При этом критерием качественного приема телесигнала является наличие стабильного высокоскоростного Интернет-соединения. Для такого просмотра достаточно будет соединения на скорости 348 кбит/с, а для низкого качества - 207 кбит/с. Но даже при снижении скорости потока специальное программное обеспечение позволяет корректировать и оптимизировать изображение.
Схема предоставления сервисов (рис. 2) включает в себя:
Система транскодирования обеспечивает конвертацию поступающего от контент-провайдера материала в форматы, поддерживаемые в плеерах мобильных устройств.
Видеосервер является ключевым компонентом решения. Он осуществляет вещание видео и обеспечивает сервисы по запросу. Один видеосервер позволяет предоставлять услуги мобильного телевидения на телефоны, использующие различные операционные системы (плееры).
Основным преимуществом такого предоставления услуги является возможность использования уже существующей сети. Среди сервисов, предлагаемых абоненту на стыке Интернета и телевидения, можно назвать вещание, видео по запросу, загрузка контента с последующим просмотром в удобное время (подкаст), вещание с камер наблюдения, подписка на видеоблоги и многое другое.
В заключение несколько слов о востребованности мобильных сервисов. В сентябре 2009 года компания Motorola объявила о новых результатах своего глобального исследования предпочтений "поколения нового тысячелетия" (молодые люди в возрасте от 16 до 27 лет) при выборе технологий, сервисов и способов потребления контента. Исследование показало, что российская молодежь придает огромное значение возможности всегда быть "на связи", стремится самостоятельно выбирать способы доступа к контенту и оказывает значительное влияние на выбор той или иной технологии представителями старшего поколения. Что касается мобильного телевидения, то 60% респондентов заявили о том, что заинтересованы в возможности просмотра телевизионных программ и фильмов по запросу вне дома. Кроме того большинство участников исследования хотели бы иметь возможность смотреть кинофильмы (91%), а также новости или спортивные репортажи (69%) во время поездок.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2009
Посещений: 12974
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций