В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Савушкин
Генеральный директор ОАО "Рамблер-Телесеть"
Идея организации телевизионного вещания возникла в Интернет-холдинге "Рамблер" неслучайно: сначала была просчитана бизнес-модель "Рамблер-Телесеть" с учетом перспективы развития Интернета. Для успешного развития бизнеса нужно было осваивать сферу деятельности других СМИ, а телевидение наиболее связано с Интернетом. Поэтому было принято решение организовать телекомпанию
С получением обратной связи
В основе концепции "Рамблер-Телесеть" лежит идея интерактивного телевещания, основным элементом которого является обратная связь с телезрителями.
Сегодня основные зрители нашего телеканала - пользователи Интернета, проживают, в основном, в больших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове, хотя согласно проведенному мониторингу нарастающую активность в желании смотреть наш телеканал уже проявляет население небольших городов и поселков, потому что сейчас Интернет становится все доступнее. По прогнозам Минсвязи РФ, когда через 3-5 лет будут решены основные проблемы с коммуникациями, Интернет придет в каждый населенный пункт нашей страны, и тогда аудитория "Рамблер-Телесеть" значительно увеличится. За это время нужно успеть создать проекты, объединяющие телевидение и Интернет.
Кто заинтересован в интерактиве?
Интерактив на "Рамблер-Телесеть" реализуется следующим образом.
Техническая база телеканала строится с учетом интерактивного показа с участием зрителя, поэтому упор в техническом оснащении делается на серверную технологию, на работу в цифре, что позволяет использовать программный архив телекомпании для интерактивного использования. Телезрителю предоставляется возможность пользоваться видеотекой, архивом новостей для формирования программы по своему усмотрению. Он может, например, исключить из трансляций рекламу или заказать информацию по определенной тематике. То есть телезрителю будут доступны программы, прошедшие через телеканал "Рамблер". В дальнейшем необходимо развивать сеть услуг и предоставлять аналогичные сервисы другим телеканалам.
Вообще интерактив на телеканале заключается еще и в том, что телезритель (он же пользователь Интернета) мог бы смотреть передачу по телевизору, а на компьютере получать дополнительную полезную информацию. Если передача посвящена путешествию, скажем, в Грецию, то во время эфира телезрителю предоставляются сведения о том,в какое турагентство можно обратиться, о стоимости авиа- или железнодорожных билетов, список гостиниц в различных греческих городах и т.д. Телевизионная программа, ограничена, с одной стороны, рамками времени, с другой — техническими возможностями, так что интерактив делает передачу максимально полезной.
В идеале, каждая программа, каждый фильм должны быть обеспечены соотвествующим бэкграундом, наличие которого будет зависеть от сотрудничества телеканала с туристическими фирмами, архивистами, киноведами и т.д. Для ведения телеканалом успешного бизнеса необходимо определить рынки, заинтересованные в использовании интерактивного вещания.
Реализация планов
В рамках реализации концепции интерактивного вещания на нашем канале прошел "пилот" программы "Космическая одиссея", заранее анонсированной в Интернете, и телезрители, интересующиеся этой темой, присылали на студию свои вопросы, после чего программа вышла в Интернете в прямом эфире. Пользователи смотрели эту программу на своих мониторах, посылая свои вопросы по e-mail и тут же получая ответы. Параллельно был собран электронный архив уникальных кадров этой программы, и телезрители, которым понравились какие-либо кадры, делали заказ на их показ. После вся информация по заявкам телезрителей обрабатывалась, суммировалась и в записи шла в эфир.
К сожалению, технические возможности не позволяют пока что осуществлять интерактивную связь через эфир.
В то же время благодаря выведению телевизионного сигнала в Интернет посетители нашего сайта "Космическая одиссея" могли наблюдать сам процесс съемки: как оформляется студия, как происходит съемка. В принципе это довольно уникальная вещь для современного телерынка. Кстати, был отмечен всплеск интереса пользователей в те моменты, когда на экране показывали повторы, под съемки, что говорит о том, что у зрителей возникает интерес к самому процессу съемок передачи. Возникает еще одно ноу-хау интерактивного вещания: с помощью установки Web-камеры в студии и трансляции процесса создания программ можно увеличить аудиторию телеканала.
Сейчас на нашем канале выходит новый проект "Русский Север" совместно с Центром пропаганды и агитации развития Арктики и Антарктики "Полюс-32". На полярной станции планируется установить оборудование для интерактивного вещания и осуществлять регулярные сеансы связи с полярниками.
Телезритель, реклама и интерактив
Я считаю, что современное телевидение в обязательном порядке должно быть интерактивным. В принципе обратная связь необходима другим центральным каналам еще больше, чем "Рамблеру", так как мы занимаемся больше познавательными, а не информационными и публицистическими программами. Когда происходит какое-то событие и телевидение устраивает интерактивный опрос россиян и русскоговорящих людей, проживающих за рубежом, лучше всего его позволяет провести Интернет.
Телеканал связан со зрителями с помощью определенных специфических сайтов Рамблера, Интернет-протоколов, CMC и т.д.
Интерактивная модель вещания привлекательна и для бизнеса. Существуют схемы размещения рекламы, в которых телезритель как участник интерактивного процесса выбирает определенную для себя тематику с соответствующими целенаправленными рекламными блоками. Обладая интерактивными возможностями, телеканал может предоставить рекламному зрителю увидеть дополнительную информацию. Сегодня телепрограмма просто отсылает его на сайт в Интернете, где вывешено конкретное коммерческое предложение по тому товару или услуге, рекламу которых телезритель видит на экране. Поэтому с точки зрения рекламы интерактив предоставляет большие возможности.
Размещение рекламы в Интернете стоит дешевле, чем в блоке федеральных каналов, но в то же время она более эффективна, потому что эту рекламу будет смотреть конкретный телезритель, интересующийся телезритель. Таким образом, рекламодатель получает целевую аудитория, скажем, автолюбителей или специалистов, связанных с высокими технологиями. Конечно, в эти группы попадет и семейный телезритель, и человек, случайно включивший телевизор. Но в аудитории телеканала с интерактивным вещанием таких телезрителей будет меньше в процентном отношении, чем среди тех, кто смотрит центральные сетевые каналы, рассчитанные на семейную аудиторию.
Мы хорошо представляем себе зрителей интерактивного телевидения, так как именно они составляют аудиторию "Рамблер-Телесеть". Это девушки и юноши, мужчины и женщины, активно пользующиеся всеми достижениями сегодняшнего дня: мобильными телефонами, компьютерами, пластиковыми карточками, автомобилями и т.д. Их жизнь связана с новыми технологиями, значит, они заинтересованы и в их развитии. К этой аудитории также относятся люди среднего возраста, активно занимающиеся бизнесом,студенческая молодежь, а также родители этой молодежи, которым интересно, чем занимаются их дети.
Телевидение должно объединять людей
Для того чтобы смотреть интерактивные телепередачи в Интернете, пользователю нет необходимости проводить выделенную линию, так как тестовое вещание, которое сегодня проводит в Интернете "Рамблер-Телесеть", позволяет ему смотреть программы с помощью модема и установки Windows Media.
Соответственно сигнал сжимается, но тем не менее этого достаточно, чтобы комфортно смотреть телеканал.
Основное, что мешает сделать телеканал по-настоящему интерактивным, это плохое техническое состояние телекоммуникаций в стране. Из-за этого технические средства, которые можно применить в Санкт-Петербурге, невозможно использовать, например, в Красноярске. В Москве даже пользователи выделенных линий, которые у себя дома хотели бы смотреть канал, сталкиваются с проблемой дороговизны трафика: при сегодняшних ценах смотреть трансляцию телевизионных программ в Интернете вряд ли могут себе позволить многие. Средняя цена сейчас по московским сетям составляет 5-10 центов за Мбайт. При скорости потока 50 кбит/сек выходит порядка 2 центов за минуту вещания.
Но в будущем Интернет станет дешевле и доступней, поэтому уже сейчас надо разработать необходимые форматы, нужно попытаться определить, какие интерактивные сервисы могут возникнуть для завтрашнего телезрителя и подготовить аудиторию к их восприятию. Потому что многих услуг, связанных с интерактивным вещанием, люди подчас не знают, и внедрение всего пакета услуг интерактивного телевидения экономически не эффективно. Нам видится телевидение будущего как максимально полезное для телезрителя и пользователя Интернета.
В будущем телезритель (пользователь Интернета) будет сам выбирать телепрограммы для просмотра. Имея доступ к видеотеке, к информационным потокам телеканалов с помощью серверных технологий, он сможет выбирать те, которые ему нужны и помогут сэкономить много времени.
Он сможет не только воздействовать на содержание каких-то передач, но и общаться с другими людьми. В интерактивном телевидении будущего, телезритель, смотря, например, какой-нибудь сериал по телевизору у себя дома, сможет одновременно обсуждать происходящее на экране с человеком, находящимся на другом конце планеты и смотрящим тот же самый сериал. Это очень важный аспект компьютерных технологий, который невозможно осуществить исключительно с помощью телевидения. Так что если сегодняшнее телевидение разъединяет людей, загоняет их в свои квартиры, то телевидение завтрашнего дня будет объединять людей по интересам.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2003
Посещений: 13599
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций