Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пятый секрет OTT – классификация услуг

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пятый секрет OTT – классификация услуг

Может ли компания выйти на новый рынок с сильными конкурентами и занять лидерские позиции за короткий промежуток времени? Да, это реально, если речь идет о современнoй телевизионной интернет-индустрии
Алексей Солонинкин
Менеджер по поддержке бизнеса и
сопровождению проектов Harmonic Russia and CIS

Успех предприятия определен не только крутым контентом и существующей сетью распределения. На одну из ведущих ролей выходят инновационные технологии, обеспечивающие уникальные способы доставки сервиса абонентам. В современном мире искусcтво развлекать включает в себя способность раздвинуть рамки схемы телесмотрения для зрителя (многоэкранность, запись и воспроизведение в удобное время) и в то же время дать ему в руки инструмент самому программировать эфир лично под себя (интерактивность, экономия при выборе индивидуального набора платных каналов).

На одну из ведущих ролей выходят инновационные технологии, обеспечивающие уникальные способы доставки сервиса абонентам

На головной станции ОТТ могут быть реализованы услуги любого телевизионного формата. Абонент получает право выбирать оптимальный лично для себя продукт в индивидуальном порядке. Если провайдер предусмотрел для зрителя возможность заранее прогуляться по списку доступных услуг в демонстрационном режиме прямо со своего гаджета, то после такой виртуальной экскурсии абонент точно определит, за что именно он готов платить деньги поставщику услуги. При безусловном понимании всеми участниками рынка таких определений, как линейное телевидение, собеседники не всегда одинаково интерпретируют значения названий, принятых для описания процесса просмотра телевизионных материалов в интерактивном режиме. Вернемся к терминам.

Linear TV – просмотр телепередач, выходящих в эфир в настоящий момент времени. Формат пассивного телевидения, хорошо знакомый любому телезрителю, к которому все мы привыкли с детства.


Пришел, включил телевизор, выбрал номер канала и смотришь то, что сейчас показывают. В ОТТ-мире этот процесс сам по себе точно такой же, за исключением нескольких важных привилегий для абонента, благодаря которым услуга приобретает массовый успех во всем мире. Cмотреть телепередачу вы теперь можете с помощью гаджета, а не только на телевизоре (многоэкранность), не обязательно дома, но и когда путешествуете (мобильность); теперь у вас есть возможность самому выбрать интересную телепрограмму и провайдера телевизионной услуги вместо того, чтобы довольствоваться тем контентом, который предложен оператором традиционных широковещательных услуг (самостоятельность). Абонент со своего гаджета (Smart-телевизора, компьютера) обращается к внешнему пользовательскому интерфейсу провайдера (Web-портал CMS-платформы) с просьбой о предоставлении URL live-ссылки, которая ассоциируется с искомой телепрограммой.

На головной станции ОТТ могут быть реализованы услуги любого телевизионного формата. Абонент получает право выбирать оптимальный лично для себя продукт в индивидуальном порядке

После получения подтверждения от CMS-платформы в виде URL-адреса гаджет делает http-запрос в Origin Server (Edge Server при наличии распределенной CDN-сети) на доставку ему искомой телепрограммы по http-протоколу. Для владельца, выбравшего профессиональный комплекс Live OTT Encoder/Packager и Origin Server головной станции, услуга Linear TV характеризуется практически нулевой стоимостью интеграционных работ между элементами инфраструктуры. После настройки Head_End инженеру фактически остается только скопировать сформированный на Origin Server URL-адрес программы в нужное поле элементарной CMS-платформы, и все! В CMS достаточно иметь базовые модули внешнего интерфейса, авторизации пользователей и поддержки Live-программ. Для абонента услуга очень проста в использовании. Провайдеру необходимо соблюдать основные статьи лицензионного права при оказании услуг по доставке линейного видео в выбранной среде вещания. В части случаев могут потребоваться дополнительные согласования авторских прав на распространение основного контента и рекламного сопровождения в глобальной сети Интернет. Линейное телевидение – хороший старт для начала ведения бизнеса в мире OTT.

VoD (video on demand) – “видео по запросу”. Подразумевает загрузку из библиотеки провайдера ранее подготовленных видеоматериалов (фильмы, клипы и т.д.) и их просмотр на абонентском гаджете при наличии подключения к сети. Формат услуги такой же, как у традиционных IPTV- и Web TV-платформ, однако для абонента появляется ряд преимуществ в плане многоэкранности, мобильности, как и в случае с линейным телевидением. Рабочий процесс выглядит следующим образом: провайдер заранее преобразовывает имеющиеся в его распоряжении мультимедийные файлы в ассеты принятого формата на Off Line Encoder/Packager, присваивает URL-адреса и сохраняет ассеты на своем дисковом пространстве. Абонент со своего гаджета обращается к внешнему пользовательскому интерфейсу CMS-платформы с просьбой о предоставлении URL-ссылки, которая ассоциируется с нужным файлом. Чаще всего это просто двойной щелчок по аватарке искомого контента. Платформа CMS проверяет наличие прав доступа к выбранному типу контента. Если все в порядке, то CMS отсылает на абонентский плеер URL-адрес (как сигнал подтверждения) и в то же самое время дает указание соответствующему Origin Server (Edge Server) найти файл на сервере хранения и создать его виртуальную http-копию. Плеер гаджета отправляет http-запрос в Origin Server (Edge Server) на открытие юникаст-соединения и получение искомого ассета через интернет-протокол средствами адаптивного стримминга. При выборе Off Line Encoder/Packager, Origin Server и Storage одного производителя вас приятно удивят совсем невысокие затраты на интеграционные работы при внедрении VoD-приложения. Все устройства общаются между собой на одном языке и даже поддерживают распределенное резервирование ресурсов по схеме N+1 для Origin Server с общим банком хранения видеоассетов. Для связи с платформой CMS будет использован одинаковый для всех устройств список команд стандартного API-протокола. Провайдеру необходимо соблюдать основные статьи лицензионного права при оказании услуг видео по запросу в выбранной среде вещания, а также не забывать про согласование авторских прав на распространение контента в глобальной сети Интернет.


Time Shift – просмотр ранее показанных сюжетов в текущей телепрограмме со сдвигом во времени. Он имеет два наиболее распространенных типа классификации: Skip Back, Start Over:

Skip Back-плеер гаджета разрешает абоненту в момент просмотра телепрограммы вернуться назад на время от нескольких секунд до нескольких минут. Величина временного интервала, на который можно переместиться назад, определяется разностью текущего времени и размером DVR-окна заданным пакетайзером на этапе формирования плейлиста. Origin Server должен уметь распознавать это значение в потоке данных от пакетайзера и руководствоваться им при создании сессии с абонентским плеером. При выборе кодера, пакетайзера и Origin Server от одного производителя вас приятно удивит обязательное присутствие всех необходимых инструментов внутри головной станции для реализации этой функции без привлечения дополнительных интеграционных инвестиций. В современном плеере гаджета такая опция обычно присутствует по умолчанию.

В целом в мире интерактивные услуги нелинейного формата пользуются заслуженной любовью у абонентов и получили прописку даже на традиционных широковещательных сетях IPTV и кабельного телевидения

Start Over (пауза как частный случай) – это возврат обратно на несколько минут или в начало текущей телепрограммы, которую Origin Server головной станции записывает в оперативный каталог сервера хранения параллельно основному линейному вещанию. Абонент с помощью “горячей” клавиши плеера на гаджете обращается к CMS с запросом предоставить ему URL Start Over-ссылку. После получения подтверждения от CMS-платформы в виде нового URL-адреса гаджет делает http-запрос в Origin Server (Edge Server) на получение телевизионного контента с указанием обновленного времени начала и окончания сюжета. Услуга характеризуется невысокой стоимостью реализации для провайдера при наличии у него профессиональной головной станции и проста в использовании для абонента. Может потребоваться дополнительное согласование лицензионных и авторских прав для вещания основного контента и рекламного сопровождения в режиме краткосрочной задержки воспроизведения. Провайдер вправе рассматривать Start Over-приложение как недорогой бонус в дополнение к условно бесплатной услуге линейного телевидения.

Catch Up TV, nDVR/nPVR – отложенный просмотр ранее показанных телепередач в “догоняющем режиме по требованию”. Предлагает абоненту самому планировать расписание телесмотрения на свое усмотрение на любом гаджете.

Catch Up – это возможность выбрать для просмотра видеофрагменты, которые уже закончились в прямом эфире, за счет использования “ретро” EPG- (электронная программа расписания) данных. За малым исключением рабочий процесс доступа абонента к контенту очень похож на приложение “видео по запросу”. На головной станции Origin Server выполняет запись назначенных провайдером сюжетов из состава линейных телепрограмм в каталоги сервера хранения с учетом их метаданных. Абонент, путем обращения к соответствующему разделу внешнего интерфейса CMS-платформы, запрашивает доступ к ранее сохраненному контенту и сопроводительной информации, как-то: актуальное время выхода в эфир, продолжительность, период доступности (обычно 3–5 дней), категория жанра, краткое описание сюжета и т.д. После получения Catch Up URL-ссылки плеер гаджета отправляет http-запрос в Origin Server на открытие юникаст-соединения и доставку искомого ассета.


Услуга Catch Up характеризуется более высокой стоимостью реализации в сравнении с приложениями Time Shift за счет серверов хранения, разработки дополнительного интерфейсного Сatch Up-модуля в CMS-платформе, интеграционных затрат. Головная станция, имеющая в своем составе профессиональный Origin Server с интегрированным API-модулем для сопряжения с CMS, будет отличным подспорьем провайдеру при внедрении таких сервисов. Приложение Catch Up требует обязательного соблюдения лицензионного права на оказание услуг вещания контента и рекламного сопровождения в режиме отложенного просмотра и согласования авторских прав.

nPVR, nDVR (Long Lasting Catch Up) – это просмотр пакета видеоматериалов, который ранее выходил в эфир и был записан по заранее выбранному сценарию (частично или в полном объеме) и сохранен на средствах хранения данных, принадлежащих провайдеру услуг, на длительный период времени. Абоненту может быть назначено индивидуальное пространство на общем дисковом накопителе, где он формирует персональную библиотеку телепередач – nPVR (Network Personal Video Recording). Провайдер может сам создать набор тематических пакетов (мультфильмы, спорт, путешествия и т.д.) за установленный промежуток времени, которые записываются с одного или нескольких телеканалов – nDVR (Network Digital Video Recording). В остальном рабочий процесс доступа к контенту выглядит аналогично описанному ранее варианту Catch Up. Услуга Long Lasting Catch Up характеризуется самой высокой стоимостью реализации для провайдера за счет большого количества серверов хранения, разработки индивидуального интерфейса взаимодействия с абонентскими приложениями в CMS-платформе, уникальными правилами записи под каждого заказчика и существенными интеграционными затратами. Приложения nPVR и nDVR требуют обязательного соблюдения лицензионного права на оказание услуг вещания контента и рекламного сопровождения в режиме отложенного просмотра, согласования авторских прав, а также разрешения на передачу функций записи и коррекции эфирных телепрограмм третьими лицами. На обратной чаше этих весов лежат не менее значимые аргументы в пользу внедрения услуги сетевого цифрового видеомагнитофона: удешевление абонентского устройства (STB), неограниченный объем записываемого материала для каждого абонента, просмотр записанного видео с разных персональных устройств, одновременная запись нескольких телепрограмм с возможностью просмотра одной из них в реальный момент времени (нет ограничений на количество тюнеров в абонентском устройстве), а для провайдера – возможность продавать дополнительные виртуальные пространства на диске, предлагать “сезонные абонементы” на востребованный контент дополнительно к основным услугам.

В сфере OTT-бизнеса совокупность трех факторов: "рациональный выбор модели услуг – профессиональное оборудование – грамотная интеграция" – в конечном итоге являются цепочкой с золотым ключиком к успеху в каждом конкретном случае

В целом в мире интерактивные услуги нелинейного формата пользуются заслуженной любовью у абонентов и получили прописку даже на традиционных широковещательных сетях IPTV- и кабельного телевидения. В России дело с интерактивом обстоит несколько иначе. По состоянию на сегодняшний день в статистических отчетах крупных провайдеров телевизионных услуг процент абонентов Time Shift/Catch Up ничтожно мал. Объяснение такого сюжета лежит в коммерческой плоскости и менталитете абонентов. В нашей стране человек приучен к условно бесплатному линейному телевидению, а в последние годы операторы цифрового телевидения только и соревновались в том, кто больше сделает программ/пакетов за символическую плату, при этом мало заботясь о разнообразии контента и не учитывая мнения самого телезрителя. В итоге абонент, имея 80–100 линейных программ с практически одинаковым контентом, зачастую платит абонентскую плату за совсем не нужный ему полный пакет “все включено”, где может и не оказаться каналов, соответствующих его мировоззрению. У нашего телезрителя сформировали чувство пассивного телесмотрения – фактически смотреть телепередачу в рамках сетки вещания, определенной одним провайдером и по времени, и по содержанию. Стоит честно признать, что сегодня очень немногие люди готовы с легкостью перейти на активный самостоятельный путь выбора индивидуального контента взамен привычного блуждания в рамках ограниченного поля сериалов. Конечно, куда как проще перебрать на пульте кнопки с 1 по 100 и привычно выключить телевизор, не найдя ничего подходящего здесь и сейчас. А вот OTT – это телевидение для мобильных и гибких людей, но при этом оно сохранит для вас сложившиеся традиции.

В сфере OTT-бизнеса совокупность трех факторов: “рациональный выбор модели услуг – профессиональное оборудование – грамотная интеграция” – в конечном итоге являются цепочкой с золотым ключиком к успеху в каждом конкретном случае.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2015
Посещений: 14464

  Автор

 

Алексей Солонинкин

Менеджер по продажам Harmonic Russia

Всего статей:  9

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций