В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Неизменным остается то, ради чего эти технологии изобретаются и работают, – контент. Телевизионные форматы обновляются, но контент остается главным, королем телевидения. Как известно, эволюция движется по спирали. Этот закон сработал и с телевизионным контентом: эволюция сделала виток, и важнейшим видом телевизионных трансляций опять становится прямой эфир. При становлении телевидения прямой эфир был единственным возможным форматом просто потому, что еще не изобрели видеомагнитофон, и даже сериалы (то есть в то время – телеспектакли) транслировали вживую. Затем появились многочисленные телешоу, транслируемые в записи, которые долгое время генерировали для телеканалов наибольшие рейтинги. Сегодня же прямые трансляции опять становятся основной ценностью телевидения, просто потому что все остальные форматы, не требующие прямого эфира, зрители все больше предпочитают смотреть через интернет-сервисы (онлайн-кинотеатры, Smart TV, мобильные приложения). При этом трансляции Олимпиады, чемпионата мира по футболу, парада на день Победы зрители по-прежнему хотят смотреть в прямом эфире. Причем такие яркие зрелища накладывают повышенные требования к качеству телевизионной картинки.
Чтобы зритель смог получать телевизионный сигнал повышенного качества, средства доставки также эволюционируют. Сначала радиорелейные каналы связи, затем – спутниковые, и вот теперь – наземные (имеются в виду кабельные каналы передачи цифровых данных). Наземные технологии позволяют организовать прямую трансляцию высокого качества в мультиэкранном режиме, то есть не только на телевизор, но также на мобильные и другие устройства.
Стоит различать наземную доставку до зрителей и до операторов. Наземной доставкой до зрителей уже давно и в большом количестве занимаются IPTV-операторы и ОТТ-провайдеры. Но чтобы операторы и провайдеры смогли предоставить зрителям высококачественный телевизионный сигнал, им тоже его нужно где-то получить. И вот такого сервиса наземной доставки до недавнего времени не существовало. Операторы были вынуждены строить собственные головные станции, чтобы собрать необходимое количество телеканалов с разных спутников и через Интернет. Такое решение очень затратно для операторов и не обеспечивает наилучшего качества телевизионного сигнала.
Недавно в России появилось несколько компаний-агрегаторов, занимающихся наземной доставкой телеканалов. Но у большинства из них есть три существенных недостатка:
1) Доставка через открытый Интернет. Под общим понятием “наземная доставка” скрывается несколько технологий. Для обеспечения высокого качества телевизионного сигнала предпочтительно использовать платные частные сети канального Layer2- или сетевого Layer3-уровней с гарантированной полосой пропускания. Однако большинство агрегаторов в целях экономии используют технологию доставки через открытый Интернет, что не гарантирует необходимую полосу, приводит к потере данных и создает большую задержку; например, с таким сервисом куранты в Новый год в телевизоре пробьют на полминуты позже.
2) Псевдоназемная доставка. При настоящей наземной доставке телевизионный сигнал берется непосредственно у вещателя, без промежуточных спутниковых трактов и дополнительных преобразований. Однако маленькие агрегаторы редко имеют возможность подключиться непосредственно к оборудованию вещателя в его эфирной студии и берут сигнал со спутника (а это может сделать и сам оператор без агрегатора).
3) Маленькое число телеканалов. Далеко не все вещатели дают разрешение на использование их телевизионного сигнала агрегаторам, поскольку опасаются различных серых схем. Не так давно одна из компаний-агрегаторов, работающая в Санкт-Петербурге, по решению суда была оштрафована на крупную сумму из-за нарушения авторских прав вещателей.
Общее у этих проблем то, что их причина в маленьком масштабе компаний-агрегаторов. То есть можно предположить, что проблемы будут решены, если в качестве агрегатора выступит крупная компания с многолетней репутацией и, желательно, с собственной развитой сетью доставки данных, чтобы дотянуться до региональных операторов, оказывающих телевизионные услуги своим абонентам.
Несмотря на то, что наземный способ доставки телевизионного сигнала по кабелю – это следующая ступень технологической эволюции, рано полностью отказываться от спутниковой доставки.
Несколько примеров, как с крайними противоположными случаями, так и с компромиссными вариантами.
Пример первый. Если кабельный оператор находится, например, в Казани, и у него есть точка присутствия в дата-центре “IT-парк”, то ему повезло, и он может здесь получить из облака достаточное количество телеканалов для своего IPTV, а точнее, 200 телеканалов, без необходимости строить спутниковую головную станцию.
Пример второй. Противоположный. Если кабельный оператор находится, например, в пригороде Мурманска, в отдалении от наземных магистральных каналов связи, то единственный способ обеспечить своих абонентов телеканалами – это принять их со спутника.
Пример третий. Компромиссный. Телеканал доставляет телевизионный сигнал до 100 операторов-партнеров, находящихся на европейской части России, через спутник, который, соответственно, покрывает всю европейскую часть. У телеканала появилось 10 новых операторов-партнеров в Сибири и на Дальнем Востоке. Доставить телевизионный сигнал до них можно одним из двух способов:
Выбор в пользу наземной доставки очевиден. Получается смешанная модель дистрибуции телеканала: спутник плюс кабель.
Пример четвертый. Европейский телеканал, точнее, его русифицированная версия, собирается вещать в России с российского спутника. Но чтобы поднять на спутник, сигнал нужно сначала доставить, например до телепорта ГП КС “Космическая связь” в Москве. Здесь также будет дешевле и качественнее организовать наземный канал из Европы в Москву.
Пример пятый. В целях антикризисной экономии несколько операторов, например в Самаре и Тольятти, договорились использовать одну спутниковую головную станцию для приема телеканалов. Получается еще одна компромиссная модель: централизованный спутниковый прием плюс наземная доставка от головной станции до операторов в разных городах.
Как видим из примеров, одной ногой мы уже на ступени эволюции с наземной доставкой телеканалов, но вторая пока остается на ступени спутниковых технологий.
ОТТ-видеосервисы, предоставляемые через Smart TV, мобильные приложения и интернет-сайты имеют свою специфику, связанную с нелинейным просмотром. Здесь популярны услуги VOD (видео по запросу), Catch up (отложенный просмотр), но также востребованы трансляции телеканалов, особенно во время прямых эфиров. Поэтому ОТТ-видеосервисы также заинтересованы в получении от вещателей максимально качественного сигнала. Одной из особенностей таких сервисов является охват. Если нет специально настроенного геоограничения, то через ОТТ-видеосервис телеканал можно смотреть практически в любой точке планеты, где есть Интернет. Однако вещатели формируют для разных регионов разные версии телеканалов, а значит, это нужно учитывать в ОТТ-видеосервисах. Определить регион для каждого зрителя можно автоматически при помощи геолокации. Здесь возникает интересная задача с точки зрения доставки телеканалов. Ведь видеосервис должен иметь все возможные региональные версии телеканалов, чтобы подставить необходимую в зависимости от геолокации каждого отдельного зрителя.
Собрать вместе и доставить по наземным каналам до ОТТ-видеосервиса все региональные версии телеканалов – задача, которую под силу решить только агрегатору телеканалов, работающему в масштабах всей страны.
Таким образом, существует множество предпосылок для того, чтобы на телевизионном рынке России появился новый игрок – крупный агрегатор телеканалов, который обеспечит наземную доставку телеканалов максимального качества напрямую от вещателя до ТВ-операторов.
И, надеюсь, благодаря появлению которого мы сможем посмотреть в 2018 году прямой эфир чемпионата мира по футболу в России в Ultra HD-качестве.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2016
Посещений: 8290
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций