В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Артем Савельев
Журналист
Проблемы продвижения мобильного телевидения в нашей стране во многом обусловлены _ техническим несовершенством предлагаемых технологий, несовместимостью форматов, низкой пропускной способностью беспроводных сетей, плохим качеством изображения. Процесс развития тормозит и достаточно высокая стоимость услуги. Вместе с тем начавшееся строительство сетей 3G, появление удобных для просмотра ТВ абонентских терминалов будут несомненно способствовать тому, чтобы мобильное ТВ вошло в нашу жизнь так же органично, как и другие услуги сотовой связи.
Мобильное телевидение имеет много общего с IPTV. Суть обоих форматов - предоставление информации и развлекательного контента. Идея приобрела большую популярность, но развитие ее существенно тормозят определенные проблемы, главная из которых -несовместимость форматов вещания, принятых в разных регионах.
Больше всего мобильное телевидение распространено в странах Азии. Это происходит из-за широкого проникновения сетей третьего поколения 3G (3th generation), а в некоторых странах и 4G. Сети 3G обладают высокой скоростью передачи данных, позволяющей не только передавать голос, но также пользоваться видеосвязью и осуществлять трансляцию различных мультимедийных данных.
Для сравнения, пропускная способность сети GSM или GPRS существенно ниже, чем в сетях третьего поколения. Теоретически в сетях 3G она варьируется от 300 кбит/с до 2 Мбит/с. Использовать GPRS для просмотра видео вряд ли удастся, но даже если и получится, то картинка будет крайне низкого качества, с весьма заметными задержками вещания. В GSM-сети смотреть мобильное телевидение возможно, только если заранее заказать контент на мобильник.
Однако, как показало тестирование, если использовать/скачивать видеопоток начнет большое количество абонентов, то даже суперсовременная сеть 3G не справится с нагрузкой. В ответ на это инженеры из Берлина и Хельсинки предложили свой вариант: цифровое телевизионное вещание на мобильные телефоны, оснащенные специальными приемниками. Опытное вещание осуществляется с обычных телевышек, но с использованием специальных частот.
Развитие мобильного телевидения и IPTV сегодня идет параллельно. В процессе внедрения этих форматов на широкий рынок интеграторы и провайдеры сталкиваются с практически одинаковыми проблемами. Несколько западных и российских операторов активно развивают услугу мобильного телевидения. Однако нужно заметить, что некоторые из них слегка преувеличивают, позиционируя новую услугу как мобильное телевидение. Равно как и Интернет-провайдеры, называя свои пилотные проекты IP-телевидением.
Здесь необходимо четко определить грань между настоящим мобильным телевидением, где сигнал поступает в тюнер или декодер мобильного устройства, преобразуясь потом в видеопоток, и закачкой видео через sms-заказы. Развитие мобильного телевидения проявляется в том, что не все сотовые телефоны поддерживают необходимый формат данных, и далеко не все из них имеют специальный приемник для работы в сетях 3G. Процесс модернизации мобильных сетей на Западе и в России существенно различается, и надо признать, что иностранные компании в этом секторе преуспевают лучше отечественных.
В Европе уже более двух лет назад начали активное тестирование систем мобильного телевидения, и подавляющая часть населения с нетерпением ждет качественного развития услуги на рынке.
В России же прогнозы менее оптимистичны. По данным Интернет-опросов, не более 30% пользователей Рунета хотели бы использовать сотовый телефон для просмотра телепередач и видеопрограмм, а около 20% вообще не видят необходимости в этой услуге. По статистике, люди предпочитают мобильному телевидению - классическое, так как первое, по мнению обывателей, не адаптировано к существующим устройствам и не будет пользоваться популярностью из-за маленького размера и плохого качества картинки.
Сравнивая отношение мирового сообщества к IPTV и мобильному телевидению, остается лишь сделать вывод, что конечные пользователи пока не готовы принять новые технологии.
Большинство абонентов считают, что смотреть трансляции на маленьком экране неудобно, да и батарея мобильного устройства при этом разряжается в 2 раза быстрее. Но немало и тех, кто с нетерпением ждет появления данной услуги.
Однако на пути развития мобильного телевидения стоят и другие преграды: превалирующее распространение сетей 2-го поколения, формат передачи видеопотока в мобильных сетях, ограниченный выбор моделей сотовых телефонов с поддержкой телевидения, территориальные ограничения, привязанность к одному оператору и пр.
С похожими проблемами столкнулись и Интернет-провайдеры при внедрении IPTV. Основные технологические трудности при развертывании IPTV - это низкая пропускная способность сетей, отсутствие контента, ограниченный выбор моделей приемников и декодеров. И тем не менее провайдеры не торопятся сворачивать свои проекты, а напротив, активно продолжают тестирование и развитие IPTV. Хотя бы потому, что это дополнительные инвестиции, которые могут быть использованы для модернизации существующих сетей и строительства новых.
Препятствия в развитии мобильного телевидения как раз связаны именно с модернизацией существующих мобильных сетей. Как показали тестовые проекты, даже пропускной способности 3G при большом количестве абонентов оказывается недостаточно. В этом случае можно транслировать программы по специальным каналам, но тогда мобильные устройства должны быть оснащены приемниками цифрового телесигнала.
Далее следует определиться с выбором технологической платформы, поскольку существует немало технологических решений, которые нельзя применить одновременно.
Все это может привести к тому, что просмотр телепередач с телефона в одной сети будет невозможен в другой. Сейчас идет война форматов между крупнейшими игроками рынка (DVB-H, DMB-T, MediaFLO), в которую постепенно втягиваются и новые участники.
Проблема выбора формата данных напрямую связана с выбором модели мобильного устройства, а на сегодняшний день существует крайне мало аппаратов с поддержкой мобильного телевидения.
Еще один недостаток - привязанность абонента к своему региону. Чем дальше район регистрации, тем быстрее "худеет" баланс лицевого счета. Если к этому прибавить стоимость просмотра трансляции через телефон, большинству потребителей услуга наверняка покажется неоправданно дорогой.
С появлением мобильного телевидения операторам придется решать еще и такие вопросы, как увеличение нагрузки на сеть, необходимость усовершенствования системы оплаты услуг, обеспечение авторских прав на контент, разработка специализированного медиаконтента и пр.
Трудно сказать, что ждет мобильное телевидение в будущем. Согласно опросам, большинство абонентов пока не готовы платить за коммерческое ТВ в своем мобильнике, и именно этот фактор тормозит развитие новой технологии.
Сегодня мобильное телевидение не пользуется популярностью в основном из-за отсутствия грамотных бизнес-моделей. У абонента есть одна альтернатива: либо заказать и оплатить конкретный контент, либо подписаться на месяц. Так или иначе, получая доступ к мобильному телевидению, пользователь вскоре начинает возмущаться по поводу низкого качества изображения и решает отказаться от услуги вовсе. Другие же абоненты считают, что вообще нет смысла "платить за ТВ, если его можно смотреть бесплатно".
Остается лишь ждать, что стратегия продвижения услуги постепенно сформируется сама. Большинство экспертов сегодня склоняются к тому, что мобильное телевидение должно стать бесплатным за счет рекламодателей, которые напрямую заинтересованы в хорошем качестве сервиса.
Кроме того, рекламодатель будет точно знать, кто увидит его ролик, а это открывает совершенно новые перспективы для рекламы. Ведь о пользователе, который смотрит мобильное телевидение, оператор знает больше, чем, пожалуй, сам абонент знает о себе: его предпочтения, где он сейчас находится, какие места посещает, с кем он созванивался. За информацию подобного рода рекламодатели обычно выкладывают огромные суммы исследовательским фирмам.
Использование мобильного телевидения вообще в корне отличается от домашнего ТВ. Абонент вряд ли будет смотреть по мобильнику бразильский сериал, однако сможет прочитать аннотацию, увидеть мобизод, а также фрагменты, которые не вошли в телевизионную версию. Это значительно расширит возможности для рекламных и медиакомпаний.
На сегодняшний день существует еще много различных препятствий для компаний, поддерживающих услугу мобильного телевидения. Однако активное развитие этой отрасли будет напрямую способствовать совершенствованию сотовых сетей и повышению надежности связи.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2009
Посещений: 12423
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций