В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Нашу статью мы условно разделим на две части — творческую и техническую. В первой части расскажем об интеллектуальной составляющей создания звуковых материалов, а во второй — о некоторых технических аспектах, которые могут пригодиться как начинающим звукорежиссерам, так и опытным специалистам.
Сразу отметим, что понятие "звуковые материалы" достаточно обширно — это не только рекламные ролики длительностью менее минуты, но и передачи длительностью один час или более.
В современном мире творчество (а также креативность, здравый смысл и свежий взгляд) имеет гораздо больший вес и значение, чем технические средства, с помощью которых все эти творческие идеи реализуются. Но зачастую технику ставят "во главе стола" и надеются, что она решит любые проблемы. Приведем простой и понятный пример из сферы кинопроизводства. У нескольких съемочных групп есть стандартный набор — камеры, свет, звук, реквизит и декорации. Но на выходе у одних получается шедевр, получающий престижные награды, а у других — второсортное произведение, которое сразу кладется "на полку" как бесперспективное. В чем причина? Ответ прост и банален — причина в профессионализме тех людей, которые этой техникой пользуются: как работает оператор, как поставил трюки каскадер, как записал и свел звуковую дорожку звукорежиссер.
Все те же самые правила работают и в индустрии звука. Можно иметь звуковой процессор стоимостью несколько десятков тысяч долларов, при этом на фронтальной панели будет нажата кнопка BYPASS и звукорежиссер будет с наслаждением слушать чистейший ламповый звук, не понимая, что процессор фактически бездействует.
Вспомните пиратские переводы фильмов на VHS в далекие 1990-е. Жуткое качество звука (да и картинки), неточности в переводе и прочие "прелести" полулегальных копий фильмов. Опытному киноману наверняка знакомы такие фамилии переводчиков, как Михалев, Живов, Гаврилов, Визгунов, Володарский и другие. Но с каким удовольствием мы все это смотрели! Это сейчас индустрия ушла далеко вперед и для большинства фильмов делают полный дубляж на языке той страны, в которой идет показ. Технически качество звука — отличное! У каждого актера — свой голос, зачастую переводят на русский язык даже вокальные партии!
И при всем этом регулярно проходят кинопоказы с авторскими переводами, в Интернете все больше и больше растет спрос на точный и качественный перевод. Многие ждут авторских переводов от Гланца или Гоблина и не спешат смотреть дубляж в кинотеатре.
Тут мы и подошли к самому интересному — техническое качество способно уступить оригинальной идее или свежему подходу к созданию звукового ролика.
Итак, мы выяснили, что творческие люди — неотъемлемый элемент практически любого современного медиабизнеса (Интернет, радио, ТВ). И если вы занимаетесь производством звуковых материалов, то вашей команде просто необходимы люди, которые будут креативить, генерировать идеи и придумывать что-то новое. Одно только "но". Этих людей категорически не следует допускать к работе с техникой и/или к принятию технических решений. Они творят, штурмуют свои и чужие умы — и не более того.
Однако без техники тоже никуда. Простейшая закупка нового оборудования должна проходить под надзором инженера, чтобы потом не оказалось, что новое "железо" не помещается в стойке, а сигнал радиомикрофона не "пробивает" железобетонные перекрытия. На творческих людей в таких вопросах полагаться не стоит. Техникой должны заниматься люди с опытом и техническим образованием, которые обязаны выполнять исключительно свою работу, не трогая творческие кадры и их идеи. Ищите специалистов, которым интересно то, чем они занимаются! Эффективность работы таких людей будет гораздо выше.
Не зря в крупных производствах следуют принципу "любая задача должна выполняться работником с минимально необходимой и достаточной степенью подготовки". Сразу приводим пример — если в вашем офисе надо починить электропроводку, то вы вызываете не сантехника или бухгалтера, а электрика. Выгода у нас двойная — во-первых, мы платим минимальные деньги, так как к нам пришел специалист узкого профиля. Во-вторых, мы получаем гарантированный результат, так как пришел специалист своего дела.
То же самое и в производстве звуковых материалов — если вам нужна красивая партия скрипки, то найдите скрипача, который быстро, профессионально и красиво сделает то, что вам нужно. Этим вы сэкономите свое время и деньги, а материал получите отличнейший! Не следует работать с системным администратором, который вчера прочитал книгу "Научись играть на скрипке за 10 простых уроков" — потратите время и еще отношения с человеком испортите.
Приведем пример простейшего поста записи. Микрофон SHURE SM7B, звуковой процессор DBX286A, звуковая карта ECHO MiaMIDI и акустическая система Microlab Solo-1 mk3. Во главе стола у нас будет персональный компьютер (4-ядерный процессор и 8 ГБ ОЗУ) с комплектом необходимого ПО, который позволит создавать вполне конкурентоспособные ролики. Стоимость такого поста записи на момент написания статьи составит не более 100 тыс. рублей. Да, можно собрать студию и за 100 тыс. долларов, но услышит ли ваш клиент и слушатели разницу? Вот вопрос, на который необходимо ответить вам и вашей команде в самом начале пути. Следуйте принципу "умному — достаточно", а если в какой-то момент вы поймете, что ваши творческие порывы ограничивает техника, — ставьте задачу инженеру и расширяйте возможности. Экспериментируйте со звуком, пробуйте новые ПО и эффекты. Как группа Garbage, которая при записи своего альбома просто решила пустить звук вентилятора в обратную сторону и добавить его в трек. Получилось необычно и интересно. И дело совершенно не в стоимости вентилятора или микрофона, на который этот звук записывали.
Практически в любой отрасли многое зависит от мелочей. Не докрутили маленький винтик — прибор развалится в самый ответственный момент. Не позаботились о резервном микрофоне, а основной перестал работать — и вы не успели в срок сдать хорошо оплачиваемую работу. Плохо спаяли соединительный кабель — он оборвется как раз в тот момент, когда к вам на запись приехал именитый актер, а второй попытки уже не будет.
Вывод — в большом механизме важна даже самая маленькая деталь! Такой "деталью" является также и ваш персонал, не стоит забывать об этом. Внимание к человеку, к его работе — тоже немаловажный фактор успеха вашего дела.
О том, как записывают звук для радио, написано немало статьей. А вот про запись звука для телевидения материалов гораздо меньше. Именно о подробностях производства звуковых материалов для ТВ расскажет Роман Селиверстов, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПбГУКиТ) и саунд-продюсер Gaffy Gai Company, одна из последних работ которого — написание саундтрека к новому шоу на канале СТС "МясоРУПка", которое придумала и снимает команда КВН "Уральские пельмени".
Как композитор и аранжировщик, значительную часть работ я выполняю для теле- и радиопрограмм. Это саундтреки к развлекательным передачам и рекламе.
В этой части статьи я предлагаю немного окунуться в мир создания рекламных роликов, где, как правило, есть музыкальное сопровождение и дикторский текст.
Как известно, музыка — язык универсальный для всех народов, и она оказывает на слушателя сильнейшее психологическое воздействие. От правильно подобранной музыки в рекламе товар может раскупаться, а может залеживаться на полках. Быстрая музыка или медленная, электронная или сыгранная на живых инструментах — вся она, попадая в телеэфир, должна соответствовать определенному основополагающему стандарту наших дней: она должна хорошо звучать в монорежиме.
Как известно, наше телевидение на данный момент преимущественно монофонично, поэтому в треках для эфира нужно крайне внимательно следить за фазовыми проблемами. Но когда вы сводите готовый трек, думать об этом уже поздно. Хорошо звучащий в монорежиме трек должен быть продуман еще на стадии сочинения и воплощен на стадии аранжировки. Тогда и на сведении проблем будет немного. Как же этого добиться?
Сведение в моно отрицает панорамирование по определению, а это значит, что реально в своей работе вы сможете пользоваться лишь регулировкой громкости и эквализацией. Использование нескольких виртуальных планов тоже не панацея, так как реверберация и задержки, которыми можно этого достичь, обычно имеют длинные хвосты как в левом, так и в правом канале. Использование их в моно скорее всего приведет к кашеобразности звучания. Так что совет таков: делайте ваш микс максимально "сухим", а если все же используете эффекты — уменьшайте feedback насколько это возможно.
Не стоит увлекаться низами и "накручивать" бас с бочкой, руководствуясь мыслью, что телевизор недостаточно мощно воспроизводит низкие частоты. Скорее всего, не угадаете.
Помните и о том, что моно уменьшает количество лидеров в ансамбле. Так, более двух лидирующих партий будут, скорее всего, звучать как каша. Один из лидеров — голос диктора, значит, в вашем музыкальном треке должен быть ярким максимум один риф. Не более. Мой совет прост: выделяйте ритм, риф и голос диктора. Всему остальному допустимо дать равные второстепенные роли. Это даст нужное настроение, в то время как ритм даст заряд, риф — мелодику, а голос диктора — информацию.
В целом же старайтесь уменьшать количество инструментов. Чем меньше инструментов — тем мощнее и чище будет микс. Послушайте миксы 1960— 1980-х годов ВВС. Там есть чему поучиться!
Мне довелось поработать с лучшими современными дикторами России, среди которых Петр Гланц, Никита Семенов-Прозоровский, Артем Дмитриев и многие другие. Их голоса вы можете слышать практически каждый день из теле- и радиоэфиров, а также в наружной рекламе. Самое главное в их голосах то, что с ними фактически не нужно ничего делать. Потрясающее качество профессионального диктора в том, что он интонациями и акцентами, актерским чтением добивается значительно большего, чем могли бы сделать все уловки, которыми часто пытаются "вытащить" записи дикторов неопытных. А применяют для этого и pitch-shift-коррекцию, чтобы голос казался мужественнее, и эффект реверберации комнаты (small room), чтобы подчеркнуть басы, которых нет, и невероятно сильную компрессию — для большей разборчивости речи и взрывных читаемых согласных.
Хорошему же диктору требуется лишь Side Chain Compressor — главное оружие рекламы, которым неумело пользуются, или о котором вовсе не знают начинающие звукорежиссеры. Деликатно настроенный Side-Chain-компрессор позволяет незаметно уменьшать уровень музыкального сопровождения в те моменты, когда диктор начинает говорить. Достаточно ослабления музыки на 3—4 дБ, и вы сразу ощутите, как голос вышел на первый план. Слушатель будет внимательнее воспринимать информацию, чем в случае, когда голос резко и громко "перекрикивает" музыкальный трек.
Конечно, несмотря на вышесказанное, часто бывает так, что вам присылают готовую музыку или еще хуже — всю фонограмму (музыку с голосом) и просят что-то в ней исправить. Обычно исправить решительно ничего невозможно, и все, что вы можете сделать, — уменьшить с помощью MS-преобразования стереосоставляющую, да немного эквализировать трек. Увы, уникальных решений не существует.
Перед выпуском в ТВ-эфир, сделанный вами ролик подвергнут проверке на соответствие РРМ (Program Peak Metering) стандарту. Самое забавное то, что этот стандарт имеет множество разновидностей и в каждой стране он свой. В нашей же каждый канал имеет свой собственный РРМ-стандарт и разница в уровне громкости подчас достигает 6 и даже 8 дБ. Так что будьте аккуратны и обязательно поинтересуйтесь у техников канала, какие максимальные пиковые значения может принимать ваша фонограмма.
Подведем краткие итоги нашей статьи:
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2012
Посещений: 18214
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций