В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Франк Фоти
Президент компании Omnia
Наш постоянный автор Сергей Соколов, генеральный директор компании "Дигитон Системс", специально для журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" сделал интервью с президентом фирмы Omnia Франком Фоти. Идея этого интервью такова: история мирового радиовещания на примере одного человека, поэтому материал несколько отличается от обычно публикуемых нами интервью. Это была просто беседа двух профессионалов, которые любят говорить не только о любимой работе, но и о жизни, увлечениях, музыке, кино...
Все, что мы видим сегодня вокруг себя, имеет свои корни, собственную историю возникновения и развития. Возьмите как пример вещание. В режиме амплитудной модуляции (AM) на уровне техники начала прошлого века удачей считалось, если без напряжения можно было разобрать слова. Люди работали, совершенствовалось оборудование, но шумы и помехи оставались - при AM на выходе приемника отношение сигнал/шум было практически таким же, как в эфире. То есть невысоким.
Следующим шагом стал переход к частотной модуляции. В этом случае удается улучшить звучание за счет расширения полосы частот, занимаемой программой в эфире. Потенциал канала вырос существенно, слушатели сразу же заметили разницу: стало значительно меньше шумов и искажений. Последствия не заставили себя ждать: новые станции возникали в эфире чуть ли не ежедневно.
С ростом их числа появилась возможность сравнивать, тут-то и обнаружилось, что звук у всех разный. Технический потенциал у радиостанций был одинаков, но реализации различались. Одна звучит "тише", другая -"громче", у одной звук - чистый, у другой - с искажениями. Вполне естественно: уровень сигнала на входе модулятора передатчика изменяется, меняется и качество звучания. Что делать?
Сегодня решение кажется простым и очевидным: поставить процессор, который подтянет уровень сигнала к "потолку". Тогда убьем сразу двух зайцев. Во-первых, при максимальном уровне полезного сигнала получаем максимальное отношение сигнал/шум. Во-вторых, обеспечивается стабильность уровня сигнала, и громкость не скачет, звук не нервирует слушателей.
Легко сказать - "поставить процессор". Сначала его нужно сделать.
История появления процессоров в радиовещании... От просто лимитера до реального процессора путь был долог, но в 1975 году в ФМ-вещании появился Optimod 8000 - ФМ-процессор в современном понимании этого слова. Возможно, в то же время где-то в Бобруйске, Калининграде или Туле неизвестный советский инженер на кухне коммунальной квартиры ночами спаял аппарат, по всем статьям превосходивший заморское диво, но, увы, широкой общественности об этом не известно.
Зато мы знаем, что в 1974 году Франк Фоти (Frank Foti) закончил школу. Вырос Франк в семье выходцев из Италии, страны, славящейся своими инженерами. Вспомним хотя бы Маркони, Гальвани и Вольта. Отметим, что отец Франка, Сэм Фоти, приехал с южной части полуострова, из Сицилии, тоже известной широкой публике если и не по биографиям инженеров, то по кинофильмам.
Можно было бы многое рассказать о процессорах "Омния", о ведущих станциях в Нью-Йорке и других городах по всему миру, где работают эти процессоры. О качестве устройств обработки не надо рассказывать - их надо слушать.
И прибор, и технология несут на себе печать личности автора. Узнаваемы силуэты разных самолетов, не перепутаем мы и костюмы от ведущих домов моды. Различает специалист на слух и композиторов, и музыкальные инструменты. Точно такая же ситуация в секторе обработки сигналов. Характерный звук - откуда он берется?
Закон: хочешь понять прибор - приглядись к его автору. Можно изучать официальную биографию, но гораздо интереснее задать простые вопросы живому человеку.
Представляем вашему вниманию президента фирмы Omnia, господина Франка Фоти (Frank Foti)
Сергей Соколов
— История человека начинается в семье, и очень интересно познакомиться с историей Вашей семьи.
— Родился я в городе Кливленд (Cleveland), штат Огайо (Ohio), в марте 1956 года в семье Линды и Сэма Фоти (Linda и Sam Foti) - "десантников" из Италии. Отец приехал в США из Сицилии, когда ему было 16 лет. Он упорно трудился и учился, стал инженером-механиком и очень успешным предпринимателем. А моя мать была его секретарем.
Я закончил в 1974 году Wickliffe Senior High School и до сих пор с удовольствием сотрудничаю с ассоциацией ее выпускников. Несколько лет назад мы начали транслировать в Интернете спортивные школьные соревнования, причем использовали оборудование,которое сами и сделали.
— То есть не только радиовещание Вам интересно, но и Интернет? А как Вы относитесь к Classmates.com или Facebook.com? Спрашиваю, потому что в России аналоги этих сайтов ("Вконтакте" и "Одноклассники") стали сущим бедствием.
— Эти Web-сайты могут быть очень полезными с точки зрения поиска старых друзей или как инструмент для приобретения новых. Если подобные ресурсы используются для хороших целей - например, для встреч или знакомства с людьми - это отлично! Но
Вещательный процессор Omnia.fm - дебют бренда Omnia, который состоялся в 1997 году мне неприятно слышать, что иногда случается иначе.
— Логично, во всем нужна мера. Если студент учится "Вконтакте", то едва ли его карьера сложится удачно. Компьютер не способен заменить мир, Вы согласны?
— Да, и в жизни, и в работе. Сегодня есть проблема: большинство американских радиоинженеров работает, исходя из своих познаний в сфере IT. Они легко управляются с компьютером, но не так хорошо освоили электронику и электрические цепи, как сделал это я, когда был инженером. Да, они разбираются в системах на основе персональных компьютеров, но не вполне оправданно считают, что эти знания позволят им решить все задачи в области RF и звука.
— А как, кстати, Вы оцениваете роль инженера в современном вещании?
— В американской радиовещательной индустрии бытует уверенность, что для технического обслуживания радиостанции нет необходимости в большом количестве инженеров. Замена отказавшего блока не требует высокой квалификации.
Уменьшенная копия железной дороги - еще одно хобби Франка (на фото слева). Здесь всегда есть к чему приложить руки
— Да, смягчаются и требования к качеству образования студентов. Зато появляется время для других занятий. Ведь студент без увлечений — это не вполне студент. А как шло Ваше обучение?
— В школе проблем не было, я даже успевал после занятий подрабатывать -продавцом в универмаге. И студентом я был уровня "выше среднего". Как вам сказали бы мои родители: если бы я уделял больше внимания занятиям, а не рок-н-роллу, то мои оценки были бы выше. Я знаю, что родители правы в своих предположениях. Тем не менее больше всего мне нравилась электроника, и по этому предмету у меня всегда была оценка "отлично".
— После обучения Вы сразу пришли на радио?
— Это случилось 20 ноября, в 1978-м. Тогда мне было 22 года. Очень повезло, что я стал главным инженером на моей любимой радиостанции. WMMS в 70-х и 80-х годах была признана лучшей рок-станцией в США.
— А когда Вы познакомились с продукцией фирмы Orban?
— Сначала - с процессором, это было в 1979-м, когда работал на WMMS. Чуть позже, в 1982 году, познакомился и с Бобом Орбаном - около передающего оборудования KNEW-AM в Сан-Франциско. Мы были одной из первых станций, которая стала использовать для обработки сигналов процессор 9100 AM.
— Вы пришли в сектор, где уже работал Орбан. Вам было в чем-то сложнее (Вы — не первый), в чем-то — проще (есть чужой опыт). Как в итоге сложились отношения с конкурентом? Поздравляете его с Рождеством и другими праздниками?
— Нет, и, наверное, никогда не буду.
— А кого из оказавших большое влияние на Вашу судьбу Вы хотели бы сегодня вспомнить?
— Безусловно, это в первую очередь ныне ушедший из жизни наставник и мой дорогой друг Jim Somich (Джим Сомич). Он принимал меня на работу в WMMS/WHK.
— А как Вы относитесь к таким людям, как Армстронг (Edwin Howard Armstrong) и Давид Сарнофф (David Sarnoff)?
— Великие, творческие, изобретательные люди, настоящие новаторы. Эти два человека нашли новые сферы в вещании: Армстронг создал FM, а Сарнофф дал нам цветное телевидение. Очень плохо, что в итоге они стали соревноваться друг с другом.
— Радиовещание — не только техника, это еще и искусство. Каковы Ваши музыкальные предпочтения?
— Я воспитывался на THE WHO, The Kinks, Bruce Springsteen, The Beatles и British Invasion. Тем не менее я наслаждаюсь всеми возможными жанрами музыки - Mark Knopfler и Dire Straits мне тоже очень нравятся.— Ваши любимые радиостанции?
— WHTZ-FM (New York City) и WMMS-FM (Cleveland, Ohio). Мне очень повезло, что я работал на WMMS в тот период, когда станция находилась на пике популярности - был лучшим программинг. Также у меня была возможность придумывать и создавать WHTZ в Нью-Йорке и наблюдать за тем, как станция превращалась из "худшей в лучшую". Такого взлета никогда не было до этого и больше не повторилось в будущем. Это, по моему мнению, была лучшая CHR-станция за все времена.
— Европейское вещание отличается от американского?
- Помимо различия в кривой преэм-фазиса - несовпадений не так и много. Хотя европейское радио, как мне кажется, обеспечивает более широкий набор контента с точки зрения програм-минга станции. С уважением относятся к обработке звука, но стремятся быть ГРОМКИМИ. В некоторых странах соблюдаются нормы рекомендации BS-412, относящейся к параметрам комплексного стереосигнала, но большинство европейских стран очень хотят быть услышанными в эфире.
— А на чем Вы слушаете музыку?
— У меня есть колонки Таппоу, установленные в конфигурации 5.1. Усилитель производства Yamaha.
— То есть для телевидения и видео Вы тоже находите время?
— Да, моя любимая телевизионная передача - сериал "Клан Сопрано", три моих кота названы в честь героев шоу.
— Предпочитаете смотреть его в кругу семьи?
— Мое одиночество скрашивают три прелестные тезки героев сериала.
— У Вас находится время ходить на концерты?
— Относительно недавно слушал Bruce Springsteen и The Street Band.
— Ходят легенды о Ваших хобби. Надеюсь, Вы нам когда-нибудь расскажете и про железную дорогу, и про многое другое, а сейчас, с Вашего разрешения, снова вернемся к работе. Начнем с самого начала. Расскажите нам про первый процессор — Vigilante.
— Я сам придумал дизайн и самостоятельно собрал первый прототип Vigilante (и он до сих пор у меня есть!). Я сделал это в то время, когда работал на WHTZ-FM, Z-100 в Нью-Йорке. В течение нескольких лет это был "секрет" отличного звука на Z-100, которая в то время считалась самой популярной FM-радиостанцией в США. "Vigilante" - так называют людей, которые делают что-то и борются за других, стремятся помочь им. Иногда этот термин ассоциируют с мафией, а я большой поклонник фильма "Крестный отец", никогда не забываю свои сицилийские корни. Именно поэтому я придумал такое имя, оно означает, что наш звук побьет звук всех других радиостанций. Что он и сделал.
Первоначальная цена Vigilante была S3000. Мы сделали около 400 экземпляров, и до сих пор некоторые из них функционируют.
— В 1985 году Vigilante стали продаваться, но без особой рекламы, более того — втайне. Владельцы Vigilante не спешили рассказывать конкурентам о новинке, а слушатели довольно быстро оценили достоинства прибора. А что было дальше?
— Я придумал дизайн и собрал прототип Unity 2000i (и он также до сих пор у меня!). Это название означает, что все функции звукового процессора -такие, как компрессия, лимитирование, клиппинг и формирование стереосигнала, - объединены в одном устройстве. Первоначальная цена была около S7000. Некоторые экземпляры по-прежнему "в строю".
— Итак, Unity — объединяет, но сразу вспоминается еще одна Ваша разработка: Dividend. Что это такое?
— Вы затронули важную для вещания тему - обработку комплексного стереосигнала. Dividend - это специальный фильтр, который позволяет получить чистый спектр в диапазоне сигнала RDS, то есть выше 54 кГц. У меня есть патент США на этот метод. Фильтр уменьшает помехи, которые создаются процессором при ограничении амплитуды комплексного стереосигнала - популярной операции, обычно практикуемой для дополнительного увеличения громкости. Этот фильтр позволил устранить помехи для RDS или SCA. Результатом подобного увеличения стало не только сохранение RDS или SCA, но и ослабление влияния многолучевости при приеме.
— Большое спасибо. Надеюсь, что Ваши ответы помогут нашим читателям лучше понять душу созданных Вами приборов, помогут им победить в непростой конкурентной борьбе, а процессоры "Омния" станут тем "тайным оружием", которое привело на вершины рейтингов не один десяток радиостанций по всему миру.
— I think this will be all. I have to thank you for your courage and answers.
My pleasure! This was fun!!
Sincerely,
Frank Foti.
Благодарим Михаила Сергеева за помощь в подготовке к интервью
С Франком Фоти беседовал Сергей Соколов
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2008
Посещений: 10022
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций