В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Олег Колесников
Технический директор компании "НТВ Плюс"
Прошло уже несколько месяцев с декабря 2006 года, когда началось тестовое вещание _ каналов HDTV собственного производства "НТВ Плюс".
Подвести первые итоги, поделиться со специалистами опытом и рассказать о возникших проблемах и методах их решения мы попросили технического директора компании "НТВ Плюс" Олега Колесникова. Трудности, возникшие в процессе реализации проекта, как всегда, разделились на предсказуемые и неожиданные
Ожидаемые сложности:
Неожиданные сложности:
Производство контента
Особенности съемок в HD. Съемка в HD предъявляет особые требования к операторам и инженерам. Даже небольшие потери фокуса, порой незаметные в видоискателе, становятся отчетливо видны на больших экранах. Если раньше подобные мелкие огрехи позволяла скрывать естественная "нерезкость" изображения стандартной четкости, то теперь все становится видно на устройствах отображения с большой диагональю. Еще одна особенность вызвана большим временем отклика у LCD-панелей. При панорамировании камеры на общих и средних планах наблюдается "смазка" мелких деталей изображения. Глаз зрителя не фиксирует эти смазки на крупных планах, а на средних и общих это выглядит как потеря резкости изображения. При остановке камеры исходная четкость восстанавливается. В качестве рекомендации операторам было предложено по возможности не увлекаться панорамированием во время съемок.
Грим и освещение. Повышенная детализация изображения налагает особые требования к качеству подготовки ведущего в кадре. Особенно тщательно необходимо относиться к наложению грима, к тому, чтобы он лежал ровно, так как все мельчаишие нюансы кожи сразу становятся хорошо видны.
Линии связи внутри комплекса. На тех же расстояниях, что и передача сигнала стандартной четкости по коаксиальным линиям, пришлось использовать оптику для уверенной доставки
сигнала.
Работа с "вложенным" звуком. Поскольку в стандарте HD передается до 8 отдельных звуковых каналов, пришлось забыть о традиционной схеме сочетания цифрового видео с аналоговым звуком. В процессе проектирования трактов обработки звука выяснилось, что цепочка устройств преобразований многоканального звука настолько сильно задерживает аудиосигнал, что пришлось применять такие экзотические устройства, как устройства задержки видеосигнала HD. Кроме того, совершенно неожиданные устройства оказались включенными в видеотракт. Чего только стоит команда выпускающего: "А теперь наберите мне по видео выход звукового пульта!". Раньше такие высказывания можно было считать ошибкой персонала. Но теперь, выход звукового пульта представляет также коаксиальный кабель, несущий сигнал HD SDI с внедренным звуком.
Транскодирование. В который уже раз при разработке стандартов при введении новых технологий теплилась слабая надежда, что стандартизирующие органы выработают наконец не "рекомендацию", которая необязательна для исполнения, а настоящий стандарт, который будет неукоснительным образом соблюдаться и который положит конец различным трактовкам и "вольностям" производителей вещательного оборудования. Увы, в отношении HD этим мечтам не суждено было сбыться: мало того, что традиционно разные по частоте питающей сети страны выбрали стандартом 50 и 60 ТВ-полей соответственно, но тут появилось дополнительное разнообразие прогрессивной (р) и чересстрочной (i) развертки, а также количества строк (480, 720, 1080). В результате каждый вещатель - производитель контента выбрал тот стандарт, который по тем или иным причинам более ему подходил. Итак, в очередной раз встал вопрос о качественном преобразовании стандартов, иначе говоря, о транскодировании. Если для сюжетов, не содержащих динамических сцен, подходил достаточно "недорогой" прибор за 50 тыс дол., то для преобразования "тяжелых" сцен с быстроменяющимися планами, содержащими движение, требуется прибор более чем в несколько раз дороже, который позволяет просчитать "компенсацию движения", то есть восполнить тот недостаток информации, который неизбежно возникает при преобразовании форматов.
Остается только надеяться, что в дальнейшем, устройства преобразования упадут в цене, а вещательная индустрия, со своей стороны, приложит больше усердия в процессе стандартизации последующих протоколов.
Дальнейшее развитие HD
Формат 1080р. Об этом формате можно говорить как о "светлом будущем HD", когда наконец улягутся многочисленные споры "720р vs 1080i". И тот и другой лагерь уже сейчас солидарны во мнении, что прогрессивная развертка вкупе с максимальным разрешением позволят передавать максимум информации потребителю, что позволит несколько сократить тот зоопарк форматов, который существует на данный момент. Однако технологически производители как вещательного, так и бытового оборудования пока не готовы продвигать эту спецификацию.
Стандарты защиты. Сейчас производители контента в который раз "высказывают серьезную озабоченность по поводу возможного несанкционированного использования и распространения лицензируемой продукции", иначе говоря, пиратства. Уже сейчас мощное лобби кинопроизводителей пытается продвигать новые стандарты защиты от цифрового копирования. На смену относительно нестойкому HDCP будут приходить все более сложные программно-аппаратные связки, в том числе и с управлением "по воздуху", то есть может быть предложена дополнительная платная услуга "разрешение или временное разрешение записи цифрового потока". Это дело ближайшего будущего.
PVR (приемник с жестким диском). Ввиду небольшой распространенности устройств, воспроизводящих HD-контент (HD DVD, Blueray disk), будут достаточно актуальны устройства, обладающие возможностью записи HD-контента.
Большие надежды для небольших вещателей
Формирование базовой entry-level-линейки оборудования от производителей вещательного оборудования для запуска HD-производства помогло бы небольшим компаниям, обладателям интересных творческих идей, воспользоваться преимуществами стандарта HD для воплощения своих замыслов.
Поскольку процесс собственного производства в HD достаточно затратный, то было бы оправданно создание контент-агрегаторов, которые могли бы поставлять не только разрозненные фильмы и спортивные соревнования операторам платного телевидения, но и готовые каналы - для быстрого запуска HD-сервисов в сетях операторов платного телевидения.
Что нас ждет?
Первые месяцы тестового вещания и реального производства в HD показали, что, несмотря на определенные сложности, подобный цикл может выстроить не только крупный оператор, такой, как "НТВ Плюс", но и средние операторы, или могут быть организованы совместные проекты нескольких операторов. Основная масса оборудования, достаточно дорогого на этапе запуска, в дальнейшем будет становиться более доступной, что позволит в ближайшее время наблюдать не только усиление конкуренции, но и появление большего количества качественного, интересного, причем уже преимущественно отечественного HD-контента. Для небольших студий и независимых производящих компаний можно рекомендовать производить контент в HD, даже если в ближайшее время вы не планируете вещать в стандарте HD. Получающееся в результате понижающего преобразования видео стандартного разрешения смотрится гораздо более профессионально и чисто - как по-киношному.
В заключение можно только пожелать: "Снимайте в HD, вещайте в HD, смотрите HD!".
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 12621
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций