Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Опоздавшая статья. Часть 2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Опоздавшая статья

Часть 2

Мы продолжаем публикацию материала на тему new media и предлагаем вниманию наших читателей вторую часть "Опоздавшей.

Илья Вербовский
Инженер-связист, журналист

Сконструировано самое практичное на сегодня оптическое 3D-устройство

Инженерным агентством AntenNet (в прошлом - работа на "оборонку") сконструировано самое практичное на сегодня оптическое ЗО-устройство. Оно представляет собой съемную (навесную) пластинку к любому обычному (2D) экрану или полиграфическому носителю изображения. Сама пластинка - бирастр со встроенным фильтром. Для анаглифического формата - двухцветный фильтр, для поляризованных ракурсов - другой, для типовых стереопар - третий и т.д. То есть этот де-вайс практически универсален в отношении известных стандартов/форматов стерео. Он также "всеяден" в части типов экранов: для него безразлична матричная плоскость TFT/OLED, реальная кривизна/выпуклость электронно-лучевой трубки или мятость картонной товарной упаковки с 3D-картинкой. Сам бирастр создан из дешевых оптических пластмасс с поверхностным рифлением. Фильтры и общая склейка в единый "бутерброд" могут выполняться по быстрой полиграфической технологии. Итоговые пластинки, при массовом производстве, стоят не дороже 5 центов за кв. см, то есть на порядки дешевле любого известного иностранного ЗВ-"достижения" с самой брендовой "родословной"! Для не вполне понявших повторю: экраны/ носители - обычные; изображения -это давным-давно освоенные стерео-форматы; вся операция "установки" -наложи пластину хоть кое-как на экран и, наконец, спокойно наблюдай объемность! (а хочешь читать текст - сними "прислонютую" пластинку с экрана. В сотовой связи, к примеру, это означает скачать mms-кой, скажем, анаглифическую картинку (со специального сте-реосайта!), наложить на экран пластинку (никакой юстировки!) и смотреть одновременно с парочкой друзей: стереопортрет Медведева, объемную картинку Солнца, Земли или Марса из фондов НАСА, чрезвычайно натуралистический ролик с рекламой Nescafe, Beer, Альфа-банка, "МегаФона", Palmolive и т.п. Присутствующие (это - к участникам конференции) и сами сообразят дальнейшее, а вот на "пользовательские" подробности, скорее всего, внимания не обратят - повторим для них:

  • трубка (телефон) самая обычная, ее не надо заменять (на специальную!), модернизировать или еще как-то "облагораживать" до состояния 3D;
  • mms-ка тоже самая стандартная, просто картинка (правда, включающая в себя сразу два цветокодированных ракурса);
  • ваши дополнительные затраты на достижение 3D (и только тогда "когда захочу") мизерны.

А теперь - для бизнеса: при этом не меняются ни "железо", ни софт, ни тракт, ни действующие стандарты, ни предметы соглашений между операторами и спецпровайдерами и поставщиками контента/сервисов! Все неизменно, а новое качество появилось! Надеюсь, рекламистами про +40% и про визуальное подавление 2О-конкурентов тоже не забыто... Другими словами, недефицитное и качественное объемное зрелище по доступной цене и без сте-реоочков - принципиально возможно и вполне достижимо, решение есть. Что же отсюда следует?

Все еще осень 2008:

  • бесспорным локомотивом в коммуникативной среде (и в любом "встроенном" в нее бизнесе) еще некоторое время будет мобильная связь/телефония; поэтому естественно, что большая часть ближних перспектив new media будет привязана именно к мобильной связи: к ее техническим и программируемым возможностям, к масштабируемости, к точной абонентской адресации и к конвергентным возможностям (с другими коммуникациями); с учетом этого и по ряду чисто эргономических и технических обстоятельств можно почти уверенно утверждать, что наиболее успешным будет старт визуального стерео именно "на мобильниках", и вполне возможно, что это будет именно проект StereoStep;
  • не очень приятная для присутствующих новость: внутри "мобильного" мира уже некоторое время формируется "суицидный" процесс, аналогичный тому, который в свое время обескровил проводную связь (тогда киллером стали сотовики; ну, а здесь будут безоператорные транзитно-одно-ранговые сети); ясно, что это будет многоходовая, нелинейная и нелокальная "эпидемия", но, как уже было с сотами, с некоторого момента "Ч" она пойдет обвально, и поэтому очень важно, чтобы медиасообщество не "держало все яйца в одной корзине" - сотовой;
  • в этой связи особое значение для new media приобретает лидер и патриах средне-, больше- и гиперформатных экранов ТВ. Само телевидение - давняя вотчина new media, это мощная исследовательская и производственная база, фонды и студии контента, действующие средства трансляции (передатчики и тракты) и, наконец, оконечные устройства - телевизионные приемники. Сегодня это, главным образом, экраны, так как вся "начинка" современных телевизоров сведена к недорогим и почти унифицированным тюнеру и интеллектуальному блоку. Хочется думать, что деятели new media понимают, что большая часть технической модернизации в телевидении (включая конкурентные разновидности матричных экранов, переход к цифре, усиление четкости, цветового разнообразия и пр.) призвана обеспечить развитие самого телевизионного бизнеса, а вовсе не запредельную пользу или гиперкомфорт потребителей. Для ясности: параметры, реально учитываемые практичным покупателем телевизора в соотношении цена/качество, ограничены размером экрана, энергопотреблением и отводимой домашней площадкой. Звук, яркость и мульти-режимность (по умолчанию - ввиду известного единообразия конструкций) покупательских вопросов и интереса почти не вызывают. Зато навязываемые нечеловечески высокие значения прочих параметров (яркость, разрешение, цветовые градации и т.п.) на дистанциях комфортного просмотра просто незаметны. Другими словами, их нагрузка в рекламе аппаратов - просто вербальный гипноз, торговая уловка по типу "два стакана воды вместо одного за те же деньги" (когда напиться достаточно одного). Инженеры-то понимают техническую подоплеку такой модернизации: в экранной оптике каждый ракурс в безочковом визуальном стерео - это лишь часть панельной площади и лишь доля общей светимости экрана, то есть без усиления яркости, разрешения и т.д. автостереоскопия (стерео без очков) невозможна. Итог:
  • нужна готовность new media к скорому 3D на ТВ;
  • особого внимания new media заслуживают гибриды-конвергенты из близкого будущего: они будут портативны, с голосовой и видеосвязью, с дежурным выходом в Интернет, с навигацией, с противоугонными функциями, с экономным энергопотреблением, с лучшими свойствами игровых консолей и медиаплейеров, с интерактивными ТВ и радио, с функциями экономного портмоне, с текстовым и голосовым переводом в базовых языках, с медицинскими сенсорами для незаметного мониторинга состояния, с интеллектуальным интерфейсом, подстраиваемым под пол, возраст, самочувствие и настроение (и со встроенным в него фатическим другом/подругой), с защитой от навязчивых sociality и других издержек информатизации, со множеством других полезных функций и, конечно, с возможностью визуального стерео.

Вредные комментарии

А вот к этому пакету пришли самые вредные комментарии, начиная с неизменной "финансовой беспомощности" StereoStep (как раз от заигравшихся на бирже "знатоков" из зануждавшихся в кризис компаний) и кончая интересным и неожиданным для людей из new media вопросом: если так, то почему все это не произошло еще вчера? Для промытых в МВА мозгов вопрос просто гениальный, поэтому отвечал со всей серьезностью как инженер-связист: тому есть несколько причин, главная из них - безотлагательность некоторых смежных технокоммерческих задач, которые, как бы в ущерб стерео, получили приоритетный старт, массированную инвестиционную поддержку и самое мощное инженерное подкрепление. В первую очередь это сразу две последовательные и спрессованные по времени революции: быстрая персона-лизация компьютеров с Интернетом и авральным обновлением парка в 2000 году, затем мобильная телефонизация с возможностью почти тотального охвата. Оба "катаклизма" надолго и помногу поглотили интерес пользователей и возможности профессионалов и инвесторов. Затем успешная модульность в компьютинге и телефонии как локомотивом потянула за собой другие отложенные задачи, в том числе из телевидения: цифра, частотные проблемы, яркость-четкость-цветность экранов, новые материалы и технологии их производства. Локомотив вроде стремится и дальше, но "плановая" коммерческая отдача от нововведений стала заметно скромнее. К примеру, в мобильной связи контент-сервисная нагрузка к телефонной функции - "к голосу", к простому connecting people стала заметно буксовать. Переход к 2,5G, а затем к 3G и дальше коммерческого успеха особо не прибавил (и не только в России, но и за кордоном): после небольшого всплеска интереса к каждой очередной "новации" абонентская активность быстро снижается до фонового уровня. Главной причиной буксования стала общая неверная установка на самоценность модернизации железа, софта и т.д. Реальные потребности конечного пользователя в этом выборе почти не участвовали и влияния на определенную хаотичность модернизации не оказывали... Обратный пример - успешность концентрации в программе стереозвука. Здесь последовательность усилий наглядно показала: лучшее -враг хорошего, не только окупив все затраты на исследования, разработки и создание специальных производств, но и обеспечив в обозримом будущем доходность для всех причастных участников коммуникативного и медиабизнеса. То же, несмотря на разницу задач, ожидается и в части визуального стерео...

К сожалению, большая часть собеседников от пространного ответа просто "выпала в осадок", сказалась-таки поголовная инфекция МВА. Для более тренированных читателей уважаемого "B.T&R" сразу сообщаю, что и от остальных пользы немного: просто чуть дольше переписка и осмысленней вопросы, которые резко оборвались с"российской" фазой кризиса. А вопросы в общем-то были вполне вменяемые: какова общая оценка 3D-pbiHKa? (Даже сейчас, по разным оценкам, не менее $6-8 млрд в год, с темпом роста порядка 15-20%.) О какой продукции на завтра идет речь? (Предметы ближнего бизнеса - это новые материалы/модули, технологии и производства, специальный софт и оснастка для освоения и производства SD-продуктов; это адресованные потребителю ЗБ-аппараты, гаджеты, контент и соответствующие сервисы - на все пользовательские категории, предпочтения и возрасты) А что уже есть на SD-рынке? (Негустой набор киношек/видео и мультиков, ограниченная реклама, зато относительно большие полиграфические тиражи стерео-картинок, книг - детских, специальных, а также "очень взрослых", DVD/CD-диски с соответствующим контентом, стерео игры - их не очень много, мощные производства одноразовых стереоочков - анаглифиче-ских, поляроидных, с моноклем Пуль-фриха, с призматическим микрорельефом по американской технологии Chroma Depth - миллионами штук в год, есть еще платные и халявные сте-реоресурсы в Интернет и т.д.)

Но самый большой "подвох" от заметки ждал меня, друг-читатель, с совершенно неожиданной стороны - от команды StereoStep, которая первой получила текст. И это сенсация № 1, о которой - строго по теме new media -я обязан вам рассказать...

Продолжение следует

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2009
Посещений: 10240

Статьи по теме

  Автор

 

Илья Вербовский

Журналист

Всего статей:  6

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций