В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Свои новые коммерческие публичные облака “Ростелеком" запустил два года назад, в 2015 году, когда в информационном пространстве бушевали страсти по поводу федерального закона “О персональных данных". Тогда все ожидали вступления в силу федерального закона № 242-ФЗ, который вносил поправку в закон 159-ФЗ. Одним из главных изменений стало то, что с 1 сентября 2015 года персональные данные российских граждан должны были, как минимум, первоначально собираться, а затем храниться в России. В тот момент, отчасти следуя опыту зарубежных операторов связи, но в первую очередь ориентируясь на поправки в законе, российские операторы решили брать штурмом рынок облачных услуг.
Тем же путем пошли и операторы “большой тройки". Недавно в CNews вышла статья, где говорилось о том, что уже в середине 2017 года МТС, “МегаФон" и “Вымпелком" выходят на рынок со своими облачными продуктами.
Что касается внутренних проектов, то в данном случае оператор связи не отличается от любой компании. Набор преимуществ от использования облака по сравнению с обычными серверными решениями уже стал классическим:
Первое и самое очевидное, что может и делает оператор связи, – он строит публичное облако и сдает часть его ресурсов в аренду своим клиентам – то, что принято называть "Инфраструктура как услуга" (IaaS, Infrastructure as a Service). И второе – переводит части своих телекоммуникационных услуг на облачную платформу. Например, можно сделать виртуальные АТС, платформы унифицированных коммуникаций, call-центры, управляемые маршрутизаторы и коммутаторы, межсетевые экраны, серверы видеоконференций. Больше не нужно закупать программно-аппаратный комплекс под каждого клиента, устанавливать и настраивать его. Можно создать готовый шаблон в облаке и реплицировать его при каждой продаже с некоторой дополнительной настройкой под клиентские требования.
Как показала практика, в облаке очень удобно разворачивать тестовые среды, в частности так называемые Proof of Concept. То есть клиент, прежде чем купить тот или иной продукт, может попробовать его в работе. Например, не нужно иметь или закупать какую-нибудь офисную АТС, чтобы протестировать ее – достаточно, скажем, на один месяц развернуть ее в облаке. На это, как правило, хватает тестовых лицензий. Поэтому "тест-драйв" оказывается просто реализуемым и дешевым.
Таким образом, оператор связи переводит часть своих классических услуг на принципиально новую ресурсную базу. Какие особые преимущества при этом получают операторы связи? На какие вызовы им приходится отвечать? Давайте рассмотрим эти вопросы подробнее.
Указанный выше переход позволяет уйти от модели предоставления своим клиентам отдельных продуктов и начать предлагать комплексные решения тех или иных бизнес-задач. У этого решения может быть единый “сквозной" SLA и единый центр поддержки, а у клиента появляется единый поставщик готовых решений.
Здесь следует отметить, что у операторов связи, особенно операторов федерального масштаба, очень большая клиентская база. Именно она обеспечивает операторам стремительное вхождение на рынок облачных услуг. И именно она позволяет им успешно конкурировать с облачными провайдерами, интеграторами и дата-центрами, которые занялись облаками.
Чтобы успешно конкурировать со старыми игроками облачного рынка, операторам связи нужно не только вложиться в закупку оборудования и программного обеспечения, им нужно самим измениться изнутри.
IT-рынок отличается от телекоммуникационного, как два диалекта одного языка. Как бы они ни были близки, все равно требуется время для того, чтобы научиться говорить правильно и понимать новый диалект. Таким образом, операторам связи нужно поменять часть внутренних процедур, провести дополнительное обучение сотрудников и нанять новых. Как показала практика, обойтись имеющимся штатом не получится, приходится расширяться и нанимать IT-консультантов, архитекторов решений, программистов, системных администраторов, менеджеров по развитию данного бизнеса, специалистов по продуктам, маркетологов и продавцов.
Определенные усилия для понимания и освоения новых технологий приходится совершать, в первую очередь, нетехническим подразделениям. Например, если раньше при продаже каналов связи продавцу приходилось оперировать тремя-четырьмя параметрами (ширина порта, наличие или отсутствие последней мили, наличие или отсутствие CoS на канале, клиентский-операторский CPE), то при продаже облачного решения таких параметров становится намного больше (процессорные ресурсы, оперативная память, быстрые или медленные диски, резервное копирование, лицензии на программное обеспечение, поддержка операционных систем, Disaster Recovery, RPO, RTO и многое другое).
Кроме этого, возникают вопросы о разделении проектов на внутренние и внешние. Ведь одно и то же облако можно использовать и для предоставления сервисов клиентам, и для себя. Различным подразделениям внутри компании приходится детально обсуждать утилизацию облачной платформы, схему взаиморасчетов, стоимость использования ресурсов внутри и вовне, учет использования ресурсов. Оказывается, что разделить прибыль от продажи по продуктам, развернутым в облаке, подчас непросто, а это может сказаться на бонусах для подразделений и конкретных сотрудников.
Вначале было сказано, что к настоящему моменту большинство крупных федеральных операторов связи уже начали осваивать рынок облачных услуг. На мой взгляд, в недалеком будущем они будут конкурировать в первую очередь друг с другом, а не со старожилами этого рынка в России. Для этого есть все основания: огромная клиентская база, собственная телекоммуникационная сеть связи федерального масштаба, широкий портфель IT- и телекоммуникационных услуг, возможность вкладываться в развитие облаков в разных точках страны, логичная и понятная стратегия развития облачного направления бизнеса с заранее известными подводными камнями. Операторам связи намного легче занять облачный рынок, нежели облачным провайдерам выйти на рынок связи. Мало какому интегратору под силу построить федеральную сеть связи и получить все лицензии, чтобы иметь такой же портфель продуктов, как у современного оператора связи, развернувшего свое публичное облако.
В заключение хотелось бы отметить, что облачная инфраструктура в современном цифровом мире уже стала цокольным этажом всей IT-пирамиды, фундаментом которой являются Интернет и MPLS-сети. Тот, кто контролирует эту базу, может управлять цифровой трансформацией бизнеса.
Литература
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2017
Посещений: 5484
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций