В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Когда смотришь новостные программы, иногда создается впечатление, что один телеканал располагает огромной студией (настолько глубок кадр), а студия другого канала совсем мала: ведущий "Новостей" кажется "приклеенным к заднику". Однако дело тут отнюдь не в размере студии, а... в объективе, с помощью которого ведется съемка. Мало того, от правильно подобранного объектива зависит и размер прибыли телекомпании. О такой парадоксальной взаимосвязи, а также о том, как завоевать внимание зрителей и рекламодателей, повествует данная статья
Во времена существования трубочных камер все объективы были приблизительно одного типа: с одинаковыми параметрами и одинаковой конструкцией. С появлением матричных камер появился новый тип объективов - CCD-объектив, или объектив для CCD-камер. И только после того, как внутри класса матричных камер появились камеры для профессионального применения и камеры для вещательного применения, объективы тоже стали классифицировать как профессиональные и вещательные.
Главное отличие вещательных объективов от профессиональных заключается в параметре оптического разрешения (количестве линий на квадратный миллиметр). Качество съемки вещательным объективом выше, чем качество съемки, которая производилась объективом профессиональным: при работе с вещательным объективом вся световая информация проходит через стекла линз и попадает на матрицу камеры без каких-либо изменений. Соответственно и картинка при этом получается очень хорошей.
Сегодня все производители съемочного оборудования понимают, что будущее вещания связано со стандартом ТВЧ, поэтому анонсируют следующую идею. Поскольку качество профессиональных объективов уже максимально приближено к качеству объективов вещательных, вместе с тем что первые стоят в 2-3 раза дешевле, то для того, чтобы вывести рынок на новую фазу развития (и новую фазу качества оборудования), производство объективов стандартного разрешения в ближайшее время будет приостановлено. Иными словами, компании заявили о своем намерении сосредоточиться на производстве оборудования HD.
Однако немногие потребители восприняли это заявление с большим воодушевлением, поскольку очевидно, что в случае реализации подобного плана стоимость объективов возрастет.
Поэтому сегодня на рынке по-прежнему представлены как профессиональные и вещательные объективы, так и объективы стандарта HD.
Попробуем сформулировать некие основные принципы, которыми следует руководствоваться при выборе объективов.
Для студийного производства
При выборе объектива следует ориентироваться на те задачи, которые стоят перед телеканалом в данный момент. Впрочем, главная задача всегда остается неизменной: получение привлекательной картинки. Согласитесь, что поговорка "встречают по одежке" справедлива и по отношению к телеканалам. И когда региональный зритель переключает свой телевизор с федерального или сетевого канала на канал местный и видит совершенно "плоское" изображение, то его выбор будет явно не в пользу вещателей-земляков.
Поэтому правило № 1 гласит: привлечь внимание зрителя (а значит, и рекламодателя) можно прежде всего качественной картинкой. Достичь этого помогает хороший объектив.
По какому показателю можно определить, насколько хорошо то или иное устройство?
Прежде всего по апертуре - это отношение количества света, входящего в объектив, к количеству света, выходящего из объектива в камеру. Иными словами, значение апертуры несет в себе информацию о светопоглощении объектива: чем больше света поглощается линзами, тем объектив хуже; чем больше света проходит в камеру, тем лучше. Следовательно, у хорошего объектива значение апертуры максимально приближено к единице.
Чувствительность камеры зависит от того, сколько света попало на матрицу. Чем его больше, тем меньше нужно открывать диафрагму. А чем меньше ее открывают, тем большей получается глубина кадра. В итоге и картинка получается более "глубокой". Чтобы понять важность этого принципа, достаточно вспомнить любую новостную программу: в кадре диктор сидит на фоне стены и чем глубже фокус, чем больше глубина кадра, тем лучше, так как создается эффект объема и ведущий новостей не кажется "приклеенным к заднику" (что часто наблюдается на региональных каналах).
Шире угол!
Следующий параметр, который следует учитывать при выборе объектива, - это горизонтальный угол поля, который должен быть как можно более широким. В таком случае более широкой будет и картинка. В кадр можно будет поместить большее количество людей, сохранив при этом его глубину, что особенно важно при студийных съемках ток-шоу, интервью и т.п.
Первыми этот принцип взяли на вооружение американские кабельные компании. Создатели одной из них начинали с того, что вещали из маленькой комнатушки, половину которой занимал стол ведущего, поэтому для того, чтобы сесть на рабочее место, диктору приходилось перелезать через этот стол. Расстояние между столом и камерой составляло не более двух метров. Но у камеры был широкоугольный объектив, поэтому картинка на выходе получалась отличная. У зрителей (среди которых были и инвесторы, и рекламодатели) не возникло и малейшего подозрения, насколько мала студия, в которой находится диктор. Имидж канала формировался его содержанием, тем, как это содержание подавалось ведущими, и тем, в какой студии эти ведущие находились. Все три слагаемых заслуживали наивысшей оценки. В итоге через полгода у канала было большое количество зрителей, а его программу стали продавать в кабельные сети по всем Соединенным Штатам Америки.
Исходя из этого, можно сформулировать правило № 2: чем лучше будет картинка, тем больше прибыли она принесет.
Думается, опыт американской компании был бы ценен и для российских региональных телекомпаний, потому что большинство из них располагает небольшими студиями, и когда смотришь снятые в этих студиях программы, создается впечатление, будто диктор сидит в коробочке. Работа с широкоугольным объективом поможет визуально расширить объем кадра.
Широкоугольные объективы используются также для съемок вне студий. Объектив для внестудийных съемок помимо широкого угла и хорошего значения апертуры должен иметь встроенный экстендер, который в два раза повышает кратность. В итоге вы получите универсальный объектив, с которым можно работать и в павильоне, и на натурных съемках.
Учет вышеперечисленных принципов поможет добиться успеха даже телекомпаниям с маленькими площадями, небольшим бюджетом и с крайне дешевой техникой.
Для съемки в больших павильонах
К объективам, с помощью которых ведется съемка программы в павильонах площадью от 120 до 500 м2, предъявляются несколько иные требования. Широкий угол в данном случае теряет свою актуальность. Однако здесь на первый план выходит высокая кратность объектива. При съемке программ в больших павильонах вам потребуются длиннофокусные объективы.
Поскольку у камер профессионального класса отношение сигнал/шум несколько хуже, чем у камер вещательного класса, то при работе с первыми на длинном фокусе появляется шум, когда камера очень крупно "наезжает" на какой-то объект. Дело в том, что механические особенности конструкции объектива таковы, что при "наезде" на объект на линзу попадает меньшее количество света. В этом случае ПЗС-матрица начинает работать более напряженно, потому что на нее падает меньше света, а формировать электрическую картинку ей нужно с заданными стандартными параметрами, поэтому она начинает чуть-чуть шуметь.
Многие операторы жалуются, что на крупных планах камере не хватает света, причем это касается не столько натурных съемок, сколько съемок в помещении с искусственным освещением.
Проблемы возникают еще и в связи с тем, что при съемке профессиональными широкоугольными объективами на коротком фокусе, при максимальном приближении снимаемого объекта к камере объектив дает геометрические искажения (говоря на языке операторов, "валит углы").
Основой выбора объектива для съемок в большом павильоне является учет апертуры и особенностей работы объектива на коротком фокусе (он не должен "валить углы", то есть на коротком фокусе не должно наблюдаться геометрических искажений). При выборе объектива всегда нужно полностью проверять его в работе на коротких и длинных фокусах, на натурных съемках и съемках в павильоне.
Натурные съемки
При натурной съемке требуется комбинация широкого угла (чтобы в случае необходимости на коротком фокусе показать в кадре большое количество людей) и возможно более длинного фокуса (чтобы снимать крупные планы камерой, расположенной далеко от объекта съемки). Апертура же в данном случае менее важна: при натурных съемках много естественного света (на камеру даже ставят нейтральный фильтр, чтобы на матрицу падало меньше светового потока).
Наиболее качественную комбинацию широкого угла и высокой кратности на сегодняшний день обеспечивают только вещательные объективы, причем с цифровой системой управления. Дело в том, что при наличии широкого диапазона изменений фокуса у объективов проявляется "эффект дыхания" (при фокусировке изменяется масштабирование). Чтобы компенсировать этот эффект, необходима цифровая система управления.
Светлана Семенова
Редактор журнала "Broadcasting. Телевидениеи радиовещание"
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2004
Посещений: 11966
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций