Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О настоящем и будущем российского кинопроизводства

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О настоящем и будущем российского кинопроизводства

Вадим Перепичай
Директор МКБК

Российское кино переживает явный подъем: картин снимается все больше и качество их заметно улучшается. О том, какое участие в этом процессе принимают производители отечественной кинотехники, мы поинтересовались у директора Московского конструкторского бюро киноаппаратуры Вадима Перепичая

- Расскажите, пожалуйста, в каком ключе развивается рынок кинооборудования?

- Основной тенденцией развития кинооборудования на современном этапе является расширение ассортимента операторской техники, выполняемых ею функций, диапазона характеристик, что позволяет полнее воплощать в кинофильмах творческие замыслы режиссеров и создавать более выразительные, яркие и впечатляющие кадры при киносъемке. Эти изменения в кинотехническом оборудовании происходят при одновременном развитии и усложнении используемой электроники. Быстрыми темпами совершенствуются новые светочувствительные матрицы, микросхемы, программы обработки цифровых сигналов.

Мы также активно участвуем в этом процессе, разрабатывая и выпуская технику для спецсъемок - краш-бок-сы, скоростные камеры, подводные боксы, тележки, стедикамы и другую вспомогательную операторскую технику.

- Внедрение каких технологий за последние 10 лет стало ключевым для развития кино?

- Конечно же, появление и внедрение в практику игрового кинематографа цифровых технологий. Даже несмотря на то, что цифровое киноизображение еще не дотягивает до качества картинки, получаемой в традиционном, пленочном кинематографическом процессе, существенные преимущества цифровых технологий уже сейчас перевешивают (оперативность просмотра отснятых дублей, упрощение технологии монтажа и насыщения кинофильмов компьютерной графикой, упрощение процесса тиражирования и существенное уменьшение стоимости цифровой прокатной копии кинофильма, малый вес и габариты цифровых носителей кинофильмов по сравнению с комплектом кинопленок и т.д.). А когда большинство кинотеатров будет оснащено цифровыми кинопроекторами, что неизбежно произойдет в будущем, то и киносъемочный процесс, как составная часть единого кинематографического процесса, перейдет на цифровые технологии. Применение кинопленки сохранится только в узких сферах.

- Как Вы считаете, в условиях развития и роста популярности цифровых технологий насколько актуальным остается производство камер, снимающих на кинопленку?

- Как я уже сказал, переход на цифровые технологии неизбежен. Однако это потребует значительного времени. Например, в настоящее время в России действующих цифровых кинотеатров во много раз меньше пленочных. Переоборудование киносети потребует значительных капитальных затрат, изготовления и приобретения большого количества нового оборудования, налаживания системы тиражирования и проката электронных копий кинофильмов, организации ремонта и техобслуживания цифровой кинопроекционной техники и т.д. Кроме того, создание региональных цифровых кинотеатров - крайне важная культурно-образовательная задача - может быть реализована только при поддержке государства, поскольку требуются огромные финансовые, организационные, технические и кадровые ресурсы для ее выполнения. Отечественные отраслевые предприятия готовы принять посильное участие в реализации данного проекта.

Аналогичный процесс наблюдается и в киносъемочной технике. Несмотря на впечатляющие достижения разработчиков цифровых камер, они пока уступают пленочным. Поэтому удачные кинофильмы как снимались, так и продолжают сниматься на пленочных аппаратах. При этом качественные возможности пленочного кинематографа резко возрастают при использовании 65-мм кинопленки, а при переходе на 2-перфорационный кадр будет экономия пленки. Эти аргументы перевешивают чашу весов в сторону пленочного кинематографа. Не будем забывать и о человеческом факторе. Часть операторов, преимущественно старшего поколения, остаются приверженцами традиционного кинематографа.

В этих условиях разработка и модернизация пленочных киносъемочных аппаратов остаются востребованными.

- На Ваш взгляд, соответствует ли уровень отечественного производства оборудования для кино мировым стандартам?

- Представленный нами на 5-й выставке CPS сверхлегкий киносъемочный аппарат заинтересовал не только отечественных, но и зарубежных специалистов. А уже одно это говорит об уровне отечественных изделий.

- Может ли отечественное производство выдержать конкуренцию с западными компаниями?

- На данный момент в России мы потеряли пальму первенства в производстве камер, однако остаемся вполне конкурентоспособными и в будущем можем преуспеть в изготовлении спецоборудования, но для наиболее наукоемких изделий необходима государственная поддержка.

- Какая страна является ведущей в производстве оборудования для кино?

- Лидируют такие страны, как США, Германия, Франция, Англия. Но поскольку наблюдается тенденция перехода от национальных к транснациональным корпорациям, которые диктуют свои правила игры, то лучше говорить не о странах-производителях киноаппаратуры, а о ведущих корпорациях.

- Есть ли свои особенности у российского рынка киноаппаратуры?

- Конечно есть. У нас амбициозный спрос на новейшую дорогостоящую технику, при отсутствии ее экономической целесообразности. Я считаю, что это особенность российского рынка. Крупные кинопроизводящие предприятия меряются "мускулами": у кого "круче" камера. Но не всегда новейшее и "крутейшее" оборудование гарантирует качество. Например, если пришла "сырая" цифровая камера, которая не совсем себя проявила на площадке, тогда, в том числе и из экономической целесообразности, лучше снять на пленку, нежели этой камерой.

- Как Вы считаете, является ли производство кинокамер инвестиционно привлекательной отраслью?

- Можно рассматривать этот вопрос двояко. Если говорить о западном рынке, то, конечно же, да. Там это инвестиционно привлекательно, они уже завоевали киношный рынок. На российском рынке бренд отечественного производителя кинотехники был подмыт в 1990-е и начале 2000-х годов.

С переходом на самоокупаемость такие конструкторские бюро, как наше, вынуждены были выживать, потому что наука очень емкое производство в денежном плане и дает отдачу, к сожалению, лишь через 3-4 года (процесс разработки, изготовления и т.д.). Можно вложить сейчас средства в создание новой камеры, но не факт, что она будет востребована. И поэтому любой инвестиционно здравомыслящий менеджер, бизнесмен не будет их вкладывать, поскольку слишком высоки риски. Есть гораздо менее рискованные проекты для вложения средств.

Раньше главным инвестором выступало государство. И это логично. Науку, в которую рискованно вкладывать частным лицам, может инвестировать государство, и это беспроигрышно в том плане, что в случае победы успех будет принадлежать стране. Это наш интеллектуальный потенциал.

- Инвестирует ли государство или частный бизнес в отечественный рынок киноаппаратуры?

- И государство, и частный бизнес инвестирует, но, как я уже сказал, не в большом объеме, а дозированном. Нет единой государственной программы по производству отечественной кинотехники, но мы ее активно готовим.

В России вполне реально если не производить, то уж по крайней мере заниматься сборкой импортных изделий. Однако это не основное направление. Я считаю, что главное - это производство собственной техники, поскольку все "сливки" достанутся нашему государству и не будет оттока средств за границу. Поэтому отечественное производство российской кинотехники необходимо развивать. Пока мы заняли нишу производства спецоборудования для специальных съемок. К сожалению, нам тяжело конкурировать с импортными аналогами в области кинокамер, но в сфере спецоборудования мы способны это делать, и даже очень успешно. В этой сфере мы разрабатываем не только новые продукты, но и делаем апгрейд изделий иностранного производства, насыщаем их современной электроникой. Кроме того, мы создали совместно с некоторыми отечественными отраслевыми предприятиями ряд новых камер.

- Отечественное кино сегодня возрождается, можете ли Вы сказать, что это отражается на объемах производства киноаппаратуры?

- Кинопроизводство действительно растет, и средства, выделяемые на производство государством и частным бизнесом, только увеличиваются, а также улучшается качество картин. Об этом можно судить по последним произведениям: качеству монтажа, спецэффектов и т.д. Однако не всегда компьютерная графика может заменить реальные съемки, и здесь мы можем помочь, поскольку занимаемся изготовлением техники для специальных видов съемок.

Но, к сожалению, возрождение российского кино не всегда отражается на увеличении производства отечественной аппаратуры. И это заставляет задуматься о подготовке некой глобальной программы по развитию и расширению производства отечественной кинотехники: как операторского вспомогательного оборудования, так и кинокамер.

- Сталкиваетесь ли Вы с проблемой нехватки квалифицированных кадров?

- Постоянно сталкиваемся, и я бы сказал, что нехватка квалифицированных кадров - это большая государственная проблема, которая присутствует во всех отраслях народного хозяйства. Я полагаю, здесь нам нужно задуматься о системе образования, к которой мы перешли, о том, к чему мы стремимся, вспомнить прошлую систему, пусть и с некоторыми ее минусами, но с качественным конечным результатом. К какому результату мы можем прийти сегодня, неизвестно, пока видно, что общий уровень знаний снижается. Сейчас, к сожалению, можно по пальцам пересчитать институты, которые готовят хороших специалистов для нашего производства: МГТУ имени Н.Э. Баумана, Московский институт электронной техники, СПбГУКиТ (ранее ЛИКИ) и все. И это сказано не в обиду составу институтов, это констатация сегодняшней реалии образования. Сейчас мы хотя и сотрудничаем с институтами, но нам уже не так просто заманить к себе выпускника, потому что он запрашивает зарплату от 25 000 рублей. К сожалению, мы не можем сразу предложить такую сумму.

- В чем тонкость выбора кинокамер?

- Это вопрос не к разработчикам, а к пользователям, то есть операторам. Большое значение имеет, какую камеру знает оператор, с какой ему удобно и привычно работать. Это очень индивидуально.

Важны при выборе камеры надежность и обслуживание. А с позиции продюсера, я думаю, нужно обращать внимание на то, какое качество продукта дает камера по своим техническим характеристикам, а также на ее и гарантийное и постгарантийное обслуживание. Но в первую очередь, естественно, цена, поэтому по всем таким параметрам наши отечественные кинокамеры имеют свой потенциал.

- Каковы особенности их эксплуатации?

- Опять же особенности эксплуатации камер - это вопрос больше к операторам. Все технические особенности камер, тех или иных приспособлений отражены в техническом паспорте камеры.

- В заключение интересно услышать Ваш прогноз развития отрасли на ближайшие 5—10 лет?

- Нужно отметить, что постепенно развитие цифрового направления будет набирать темпы и потихоньку кинопоказ перейдет на цифру, то есть кинозалы перейдут на цифровые проекты. Они менее габаритны, более удобны, и со временем цифровой показ заменит пленочный. Как только это произойдет, будет более выгодно снимать на цифру.

Таковой мне видится логика будущих событий. Однако, анализируя тенденции роста возможностей цифры и зная качественные характеристики пленки с перспективой ее развития, я бы не стал говорить о скором переходе на цифру всего кинематографа.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2008
Посещений: 13306

Статьи по теме

  Автор

Вадим Перепичай

Вадим Перепичай

Директор МКБК

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций