Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новое старое телевидение. Часть 2. Экранизация телезрителя

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новое старое телевидениеЧасть 2
Экранизация телезрителя

Во второй части статьи рассматриваются новые способы смотрения телевизионного контента, возникающие вслед за совместным развитием современных средств связи, мобильных устройств и социальных информационных сервисов в сети Интернет. Предпринята попытка систематизации новых форм потребления цифрового телевидения с целью упорядочивания их анализа и повышения эффективности принимаемых маркетинговых решений. Кратко описываются технические и организационные характеристики реализации новых услуг
Вячеслав
Гусев
Председатель техсовета “Рикор”, к.т.н.
Дмитрий
Ковков
Cтарший научный сотрудник, к.ф.-м.н.

В первой части статьи была рассмотрена концепция Personal Video Recorder (PVR) как основного направления развития современного телесмотрения. Использование PVR совместно с метаданными позволяет зрителю получить современные и качественно новые услуги, связанные с записью передач: точная запись, запись серий, запись передач, разделенных выпуском новостей, запись фильмов по актерам, режиссерам, рекомендациям, анонсам, спискам вещателя.

Во второй части мы рассматриваем современные способы смотрения цифрового ТВ, связанные с выходом за пределы традиционно единственного ТВ-экрана, совмещая просмотр ТВ из многих источников, интегрируясь с социальными сетями, а также используя просмотр ТВ-контента на нескольких экранах.

Прямой эфир из многих источников

Суть заключается в том, что телезритель (пользователь) смотрит ТВ двух и более провайдеров, переключаясь между ними, используя телевизионный пульт дистанционного управления (ПДУ). В простейшем случае услуга может быть реализована посредством комбинации существующих технологий. Новые телевизоры (Smart TV) имеют слот для CI-модуля, в который вставляется CI-модуль провайдера. Приемник снабжается несколькими тюнерами, например DVB-S/T2, то есть спутниковым и эфирным тюнером. Смена провайдера происходит посредством выбора в технологическом меню телевизора источника сигнала. Прагматика заключается в смотрении эфирного вещания местных новостей и других местных программ и в переключении на спутниковые каналы, когда отпадает потребность в просмотре каналов эфирного вещания. Переход к спутниковым каналам и обратно к эфирным происходит многократно в течение телевизионного вечера. Бесшовное, то есть удобное, переключение источников может быть реализовано в виде загружаемого приложения с красиво оформленным интерфейсом пользователя. Дополнительно приложение может предоставлять интегрированную электронную программу передач спутниковой и эфирной сети без дублирования каналов, другие полезные функции. Приложение может быть платным, например продаваться по ежегодной подписке или каким-то другим способом. В настоящее время число пользователей эфирного телевидения насчитывает многие миллионы домохозяйств. Россия к 2015 году должна полностью перейти на цифровое эфирное вещание. Активно развиваются платные сети спутникового, кабельного, IPTV- и OTT-телевидения. Трудно предположить, что в будущем зрители будут делать выбор в пользу только одного единственного провайдера и не будут использовать их комбинации1.

Параллельное потребление контента

Использование смартфонов и планшетов для выхода в Интернет во время телесмотрения давно уже стало обычным делом, о чем свидетельствуют исследования, проведенные Nielsеn в США, Италии, Германии, Великобритании, да и наши с вами внутренние ощущения на бытовом уровне говорят о том же самом. На рис. 1 представлена структура параллельного потребления контента в США в 2012 году.


Обращает внимание довольно высокий процент поиска дополнительной информации по теме телепрограммы (см. Seeking Information, в левой части рисунка). Удивительно, что многолетние попытки предоставить аналогичную услугу непосредственно на экране телевизора (в режиме расширенного ТВ), не увенчались успехом. Потребность в дополнительной информации есть, а за 20 лет существования платформ интерактивного телевидения отрасль так и не смогла придумать хорошей услуги, которая эту потребность удовлетворяла бы. Интенсивное использование соцсетей на смартфонах при просмотре передач показано на рис. 1. (см. Social Media в правой части рис. 1). Соцсети используются для многих целей. Для нас наибольший интерес представляют сценарии телесмотрения “внутри” и “вместе” c соцсетями.

На рис. 2 показан фрагмент интерфейса передачи Виталия Третьякова “Что делать?” в сети twitter.com. Отличие от традиционного телесмотрения заключается в следующем. Передача публикуется через несколько часов после выхода в эфир и после этого доступна пользователю для просмотра в удобное для него время.


Чтение и написание собственных комментариев, ответы на комментарии зрителей, в которых участвует сам ведущий, являются привлекательными для активной аудитории. Авторы этих строк уже довольно долгое время сами смотрят “Что делать?” из PVR2, но в последнее время получили некоторый опыт смотрения передачи в сети, используя ноутбук и смартфон. Несмотря на небольшие размеры экрана, визуально герои узнаются легко, возможно, потому, что мы их часто видим на большом экране ТВ. Чтение и написание собственных комментариев, ответы на комментарии зрителей, в которых участвует ведущий, являются привлекательными для активной аудитории. Очень похожий интерфейс “Что делать?” наблюдаем и в социальной сети Facebook. Различие в длине комментариев, которые не ограничиваются 160 символами, как в Twitter, вряд ли является значимым. Кроме комментариев, пользователи могут управлять просмотром, быстро определяя место, с которого требуется повторить смотрение или пропускать менее значимые для пользователя фрагменты, и тем самым сократить время, затрачиваемое на потребление контента. Трудно обнаружить какие-то еще значимые отличия, возникающие при инкапсуляции телепрограмм в социальные сети, от традиционного просмотра программ в прямом эфире, тем более в режиме PVR. Телевидение обогащает контент социальной сети. Можно отметить симметричный сценарий, при котором внимание пользователей приковано к телеэкрану, а в социальных сетях разворачивается порой бурное обсуждение происходящего на экране. На прошедших в прошлом году в С.-Петербурге дебатах на тему “Телевидение и социальные сети” отмечалось взаимопроникновение сетей, их интеграция. По словам одного из участников3: “Это (интеграция) не приведет к смерти телевидения, врагами они не станут – только помощниками”, то есть дополнят друг друга. Виталий Третьяков в одной из своих передач, посвященной российскому либерализму и партийному устройству, сказал, что в России есть только две партии – партия телевидения и партия твиттера. Но это, конечно, была шутка.

Потребление “своего” телевидения из разных мест

Предположим, что зрителю во время просмотра передачи нужно переместиться в другую комнату или вовсе выйти из дома, но при этом продолжить смотреть прямую трансляцию футбольного матча. Продолжая сценарии, изложенные в предыдущем разделе, нетрудно догадаться, что для этого зрителю нужно взять с собой планшетный компьютер или смартфон. Технологически смотрение на ходу внутри и около дома реализуется с помощью RVU-сервера4 и RVU-клиентов (см. рис. 3). На рисунке пунктиром показаны состояния, а сплошными линиями – команды и потоки данных.


Пользователь переключает канал телевизионным пультом, команда через телевизор пользователя воспринимается сервером, сервер переходит в новое состояние, формируя на телевизор пользователя новый поток аудио и видео и новый графический интерфейс. Конечно, все телевизоры и устройства находятся в домашней сети (проводной или Wi-Fi). Концепция R-view не рассматривает в принципе отдельно расположенный телевизор с отдельной приставкой (set-top-box). Очень хорошо эту мысль выразил президент DLNA Нидиш Парик. В одном из интервью он сказал, что современные пользователи не привязаны к одному-единственному телевизору в гостиной и хотят смотреть свой премиум-контент на многих устройствах, потребляя контент по-новому5. Протокол RVU (или R-view) базируется на спецификациях UPnP, SSDP, DLNA, DTCP-IP и др. Достоинствами протокола являются:

1. Точная (пиксель в пиксель) передача GUI – графического интерфейса пользователя от сервера R-view к R-view-клиентам. Пользователь привыкает только к одному интерфейсу, независимо от того, смотрит ли он программу на большом экране ТВ, ноутбуке, планшетнике или каком-либо другом устройстве.

2. Обновление программного обеспечения требуется только на R-view-сервере, что тоже облегчает жизнь пользователя.

3. Число устройств R-view постоянно растет6, что облегчает выбор пользователя при каждой новой покупке очередного гаджета.

4. Построение “мультирум” становиться обыденным и простым делом. Пользователь, покупая R-view-сервер, взамен получает эфир на всех телевизорах и других устройствах, найденных в домашней сети, как R-view-клиенты. Ситуация, о которой еще вчера можно было только мечтать.

Многие лидирующие провайдеры платного телевидения предлагают подписку на пакеты каналов в Интернете за отдельную плату. Dish, однако, имеет единый биллинг и пользователи смотрят свое телевидение через Интернет без дополнительной платы, то есть не платят дважды за пакеты, на которые они уже подписаны в форме вещательного ТВ. Пользователи управляют записью на домашнем магнитофоне, смотрят контент посредством него через Интернет. Кроме того, Dish предлагает своим подписчикам еще одну степень свободы. Смотреть свое телевидение в семейном походе, на рыбалке и т.п. Для этого существует комплект оборудования: компактная спутниковая антенна и приставка к телевизору. Услуга доступна в 48 штатах из 50.

Заключение

1. Слухи, предсказывавшие скорую смерть традиционного ТВ, оказались несколько преувеличенными. Телевизионная отрасль развивается в ногу со временем, появляются новые форматы передач, новые технические решения, которые казались немыслимыми раньше. Времена, когда ТВ смотрели в одной комнате, а наличие второго ТВ было роскошью, давно прошли. В крупных городах можно говорить о наличии ТВ-приемника в каждой комнате и на кухне. Как следствие, возрастает важность услуги “мультирум”, позволяющей бесшовно переносить просмотр передачи из одной комнаты в другую. Особо следует выделить современный “мультирум”, основанный на протоколе R-view, позволяющем смотреть телевидение не только на стационарных ТВ внутри дома, но и рядом с ним в зоне Wi-Fi.

2. Несколько лет назад было трудно представить себе интеграцию телевизионного контента с социальными сетями, а сегодня это становится стандартом. Сближение ТВ и социальных сетей происходит с обеих сторон: и телевидение адаптируется, и социальные сети принимают ТВ-технологии в себя. Все это повышает привлекательность телевидения для активных групп населения и, следовательно, приносит маркетинговую выгоду самому телевидению.

3. Нельзя не отметить, что современные способы просмотра, проанализированные в статье, тесно связаны с технологиями PVR. В Европе, США и России наблюдается существенный рост услуг PVR, а в некоторых из этих стран ведущие провайдеры уже вообще не предлагают клиентам простых ресиверов – только мультирумные решения с PVR-сервером, раздающим контент по другим комнатам и вокруг дома по протоколу R-view. Именно PVR является фундаментом технологий, помогающих удовлетворить спрос на новые формы телесмотрения.

4. Также важной является концепция персонального телевидения, обусловленная взрывным ростом контента. Чтобы помочь зрителю ориентироваться в бурном море контента, операторы вещательного ТВ и разработчики ТВ-техники развивают современные информационные технологии, снижающие информационную нагрузку, облегчающие поиск и выбор интересных передач – именно тех передач, которые хочет увидеть телезритель. Персонализация ТВ востребована на рынке уже сейчас и в дальнейшем спрос на качественные решения будет только возрастать. Стандартизации алгоритмов персонализации не будет по крайней мере в обозримом будущем. При выборе поставщика услуги персонализации провайдерам придется полагаться на свою интуицию и экспертную оценку.

___________________________________________
1 На первой странице сайта консорциума TV Anytime (главного стандарта PVR) можно прочитать: “Пользователи будут иметь доступ к контенту из различных источников, соответствующих их потребностям и персональным предпочтениям”.
2 PVR запоминает профиль пользователя и поэтому зрителю не нужно заботиться о повторных планированиях. PVR сам записывает передачу при ее очередном выходе в эфир, даже если время или канал трансляции изменятся.
3 Телевидение и социальные сети. Обсудили на дебатах в С.-Петербурге/Блицинтервью. Высказывание о взаимном дополнении ТВ и соцсетей принадлежит одному из участников дебатов, Александру Маличу – ведущему телеканала 100тв.
4 RVU Alliance основан такими известными брендами, как DirecTV, Samsung, Cisco, Broadcom, STi и др. – всего немногим более 30 производителей бытовой электроники с мировым именем (см. http://www.rvualliance.org/). RVU is not an acronym. It is pronounced “R-View” and, when combined with the RVU logos, is intended to evoke a sense that the technology enables remote viewing of premium television content, – это прямой текст с сайта из раздела “Часто задаваемые вопросы”.
5 “DLNA понимает, что современные потребители не ограничены гостиной для просмотра фильмов. Они желают иметь возможность доступа к премиальному контенту, полученному от своего провайдера, на множестве устройств. Включая RVU RUI в расширенный стандартизованный набор функциональности DLNA, мы предлагаем зрителям новые, инновационные способы потреблять цифровой контент”.
6 Перечень R-view-устройств можно найти по адресу: http://www.rvualliance.org/products.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2013
Посещений: 9916

Статьи по теме

  Автор

 

Вячеслав Гусев

Председатель техсовета “Рикор”, к.т.н.

Всего статей:  2

  Автор

 

Дмитрий Ковков

Старший научный сотрудник, к.ф.-м.н.

Всего статей:  2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций