В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Виктор Мазо
ВГТРК
Начальный, 20-летний этап проникновения цифры в медиаиндустрию завершился вопросом: "А стоит ли продолжать тратить деньги на цифровые технологии, если обещанное цифровое будущее кажется все еще далеким?". Несмотря на большие ожидания и громадные инвестиции, рост качества продукции и эффективности производства остается для вещателей малоощутимым. В чем причина такого разочарования? Есть ли перспективы внедрения цифры и если есть, то в каком направлении вещателям двигаться дальше? И нельзя ли в дальнейшем вообще обойтись без существенных инвестиций в цифровые технологии?
Данная статья продолжает тему, начатую в публикации "Непременные замечания ко всякому будущему медиа-архиву" ("Broadcasting. Телевидение и радиовещание", № 1-2, 2005)
Цифровые технологии - что дальше?
В настоящее время в медиаиндустрии большинство управленческих и производственных процессов (от планирования до вещания) технически готово к переводу с традиционных бумажных и аналоговых технологий на новые цифровые программные продукты и оборудование. Во многих медиакомпаниях такой перевод или уже осуществлен, или находится в стадии реализации, или (в "худшем" случае) проблема перехода на цифровые технологии является предметом раздумий менеджеров.
За время эксплуатации в реальных производственных условиях цифровые технологии на каждом из участков вроде бы подтвердили свою эффективность. Однако в целом производство
На последний пункт (фрагментацию потребительской аудитории) придется многократно ссылаться, однако его обстоятельное обсуждение - предмет отдельной статьи.
Отсутствие явного результата от внедрения цифровых технологий привело к тому, что к ним за последние годы накопилось некоторое охлаждение, и это особенно заметно на фоне первоначальных ожиданий. На первых порах внедрения "цифры" сложилось впечатление, что само присутствие цифровых технологий должно обеспечить рост эффективности производства и качества конечной медиа-продукции и стать ключевым инструментом в конкурентной борьбе за зрительскую аудиторию. Со временем идея "цифры" перешла в разряд моды, позднее - в заклинание, но при этом было забыто, что на базовом уровне цифровые технологии означают всего лишь способы кодирования, транспортировки и хранения текста, изображений, видео, звука и других данных, что цифра - это всего лишь альтернативный способ представления текстовой, аудиовизуальной и иной информации и что цифровые данные по своей сути не обладают более высоким качеством, нежели, скажем, их аналоговый эквивалент. В конце концов, цифровую ленту можно так же легко потерять, как и аналоговую.
Первейшее преимущество цифровых технологий лежит в иной, более высокой плоскости, а именно: в возможности принципиально новой - нелинейной - организации управленческого и производственного процесса.
Для осмысления ситуации потребовались немалые усилия экспертов, которые в конечном счете высказали твердое убеждение, что причина неудовлетворенности вещателей - в незавершенности перехода на цифровые, безленточные технологии. Иначе говоря, в подавляющем большинстве медиакомпании остановились на полпути - на стадии гибридных технологий, когда отдельные участки производства переведены на цифру, а взаимодействие этих участков остается незатронутым новыми технологиями.
Гибридная среда (см. рис.) приводит к деградации качества материала, по мере того как контент многократно конвертируется из цифровых форматов в аналоговые и обратно, проходя через последовательные стадии гибридного производственного процесса. Зачастую гибридная инфраструктура приводит к конечному продукту с качеством более низким, чем у продуктов, полученных в полностью аналоговой инфраструктуре. Не говоря уже о том, что смешанная технология из-за большого числа переходов требует все больше и больше ручного труда - "цифровые острова" порождают и одновременно потребляют большие объемы данных, и для обеспечения производственного цикла приходится заметно увеличивать объемы ручного труда, с тем чтобы сдержать нарастающий хаос в обмене данными. Складывается парадоксальная ситуация: чем больше в производстве автоматизированных участков, тем больше требуется ручного труда по обеспечению их взаимодействия.
Еще одной важной причиной того, почему цифровые технологии не реализовали свой потенциал в полном объеме, является наследование старой структуры управленческого и производственного процесса в целом. Гибридная производственная технология оставляет нетронутым старый - линейный - производственный процесс, когда контент проходит через дискретные, специализированные функциональные компоненты по строго и заранее определенным процедурам. Вещатели продолжают производить программы тем же способом, что и раньше, и не потому, что этот способ производства является самым лучшим, а потому, что используемые ими технологии по-прежнему диктуют устройство рабочего процесса, который все еще не стал результатом сознательного планирования и оптимального выбора, - хвост по-прежнему машет собакой.
Смена приоритетов: нелинейное производство
Завершение миграции производства на цифровые, без ленточные технологии требует современной интеграции отдельных цифровых решений. Тогда, и только тогда, станет возможным переход на принципиально новую - нелинейную - организацию управленческого и производственного процесса в целом. Нелинейный характер производства, доставляемый интегрированными цифровыми технологиями, означает, что:
Нелинейное цифровое производство обладает длинным перечнем неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным (бумажно-аналоговым) и гибридным (бумажно-аналогово-цифровым) линейным технологическим процессом, таких, как:
Следует подчеркнуть, что нелинейное производство наилучшим образом соответствует такой особенности медиа-продукции, как ее "штучный" характер. В отличие от стандартизованного, "конвейерного" производства массовой продукции, медиапродукция, за исключением, быть может, новостей, требует индивидуального, "проектного" подхода к организации производства.
Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что начальный этап в деле цифровизации и информатизации управленческих и производственных процессов закончился, но это не означает остановку. Окончание начального этапа скорее обусловлено сменой приоритетов: "от частных цифровых решений к цифровой интеграции" или "от цифровых нелинейных технологий на отдельных участках (как, например, нелинейный монтаж) к цифровому нелинейному производству в целом".
Можно ли избежать смены приоритетов?
Избежать смены приоритетов нельзя. Конечно, можно занять эшелонированную оборону, отгораживаясь от дальнейшего технологического развития в направлении цифровой интеграции, но такая оборона слаба и быстро приведет к рыночному и - еще скорее - к производственному краху.
Можно утешать себя утверждениями вроде "авось" (кстати, это слово не переводимо ни на какие другие языки) новые вызовы рынка дадут о себе знать не завтра, а послезавтра". Слабое утешение: сегодня вещательный ландшафт претерпевает глубокие изменения, которые вынуждают медиакомпании принимать тяжелые решения о том, как конкурировать и выживать.
Вещатели по всему миру сталкиваются с фрагментацией и мобильностью аудитории, что вынуждает их пересматривать устоявшиеся понятия о том, "что есть программирование" и "что есть производство". На фоне бурного роста способов доставки контента (традиционное ТВ, интерактивное ТВ, Интернет, мобильные каналы - от Wi-Fi до телефонии) ситуация на вещательном рынке приходит к тому, что завладеть аудиторией становится все труднее. В условиях, диктуемых новым медиа-ландшафтом, вещатели нуждаются в таких схемах производства, которые позволят извлечь из производимого контента максимум. Как следствие, вещатели вынуждены переходить на многопрофильное мультимедийное хозяйство и существенно менять как инструментарий, так и способ производства в целом. Традиционная линейная схема, в которой используются специализированные команды, позволяющие переделать под другие каналы распространения контент, изготовленный изначально, скажем, под традиционное ТВ, становится все менее эффективной и менее жизнеспособной. Только переход на нелинейный способ производства, когда вещатель готовит универсальное "ядро" контента с последующей его адаптацией под различные каналы распространения, обеспечит этому вещателю конкурентные преимущества в борьбе за аудиторию (с ее фрагментированными интересами и многоканальными способами обращения к ней). Тем не менее, предположим, что вещатель все-таки не расстается с надеждой на нескорое изменение вещательного ландшафта, пренебрегая многими показательными примерами. Но и в этих малореалистичных условиях, стараясь по-прежнему держаться в рамках традиционного ТВ, вещатель все равно останется под конкурентным давлением и вынужден будет отвечать повышением эффективности управления и производства и качества конечной продукции. Естественный путь достижения этой цели - инвестиции в цифровую интеграцию с переходом на нелинейное производство. Противоестественный путь - дальнейшее усиление отдельных цифровых участков на фоне аналоговой инфраструктуры с сохранением практики традиционного линейного производства. Как неизбежное следствие выбора линейной схемы производства вещатель будет вынужден увеличивать и увеличивать объемы ручного труда по поддержанию обмена между отдельными цифровыми системами.
Наконец, предположим совсем уж нереалистическую, идеализированную ситуацию полного отсутствия давления рынка. Но и тогда, вообще забыв про конкурентное давление, вещатель все равно не сможет удержать традиционное линейное производство в рамках гибридной аналогово-цифровой среды, на этот раз под внутренним давлением нарастающих объемов ручного труда, к которому этот вещатель должен будет прибегнуть, лишь бы сдержать нарастающий хаос в потоках данных, многие проявления которого дают о себе знать уже сегодня.
Итак, следует признать, что цифровая интеграция и вслед за ней переход на нелинейное производство неизбежны, если стремиться ответить на новые вызовы рынка, или если стремиться к высокой эффективности управления и производства и к высокому качеству конечной продукции, или хотя бы не пренебрегать надвигающимся внутренним информационным хаосом.
Минимизация рисков
Аспекты цифровой интеграции и перехода на нелинейное медиапроизводство многочисленны.
1. Финансовые аспекты:
Оценку стоимости приходится проводить в условиях большого разброса от десятков тысяч до десятков миллионов долларов, что зависит от масштаба и функциональности решения.
Темпы возврата определяются не только относительно легко подсчитываемым снижением себестоимости производства и, напротив, трудно оцениваемым ростом доходов (например, за счет такого неформального фактора, как улучшение качества конечной медиапродукции). Темпы возврата инвестиций зависят также от того, насколько медиакомпания будет способна воспользоваться всеми преимуществами цифровой интеграции и нелинейного способа производства, с тем чтобы ответить на новые вызовы медиарынка.
2. Технологические аспекты:
3. Технические аспекты:
4. "Человеческие" аспекты, главный из которых - как провести переход на нелинейное производство наиболее безболезненным для персонала способом?
5. Управленческие, маркетинговые и прочие аспекты.
Чтобы оставаться в пределах разумного, ограничим дальнейшее обсуждение рисками, связанными с каждым из аспектов цифровой интеграции.
1. Финансовые риски:
2. Технологические риски:
3. Технические риски:
4. Риски, обусловленные человеческим фактором:
5. Управленческие риски:
6. Маркетинговые риски:
И так далее.
Множественность перечисленных аспектов порождает множественность рисков, и было бы наивно надеяться, что найдется решение, минимизирующее все риски одновременно. Можно считать большим успехом, если бы удалось найти решение, внедрение которого позволит оставить все риски хотя бы на приемлемо низком уровне, когда ни один из них не "зашкалит" за допустимый предел. Именно эта задача и будет рассмотрена во второй части статьи.
Продолжение следует
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2006
Посещений: 12318
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций