В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На сегодняшний момент индустрия телерадиовещания показывает довольно уверенный рост. В США, где проводится NAB, этот рост особенно заметен, так как там идут сразу несколько очень важных процессов, прежде всего подготовка к предстоящим выборам президента и сопутствующие им праймериз. Поэтому в медиаиндустрию попадает огромное количество финансов от кандидатов. Влияние оказывает и активно пропагандируемая инициатива Федеральной комиссии по телекоммуникациям США, направленная на spectrum repack (переупаковка спектра). А именно: частотный комитет предлагает телеканалам, использующим полосу от 600 до 800 МГц, освободить ее в пользу операторов связи, продав на аукционе, а самим либо уйти из эфира, либо договориться о совместном разделении частоты с другими операторами, которые занимают неполный телевизионный мультиплекс, либо переехать на свободную частоту в более низком частотном диапазоне, произведя при этом модернизацию вещательного оборудования и антенно-фидерных сооружений.
Понятно, что это может привести к существенному перекраиванию рынка эфирного телевещания США. И компании, которые связаны с производством традиционного телевизионного вещательного оборудования, находятся на подъеме, поскольку американский рынок огромен – почти 30% всего мирового телевизионного рынка, а если с Латинской Америкой – почти 40%. При этом сам по себе рынок телевизионных решений и услуг испытывает дискомфорт. Поскольку эта инициатива еще только обсуждается и в жизнь не проведена, телеканалы понимают, что в самое ближайшее время им предстоит огромный объем капитальных трат, связанных с модернизацией весьма дорогостоящей инфраструктуры, получением массы разрешений и другими подобного рода расходами, и не инвестируют в свое развитие слишком уж существенных денег.
Ну, а пока телеканалы пытаются разобраться, каким же образом вместе с этой большой инвестицией, связанной с переупаковкой спектра, модернизировать и собственный парк остального оборудования. А выбор достаточно сложный. Сейчас в индустрии телевизионного производства есть несколько основных трендов. Первый и наиболее раскрученный – тренд перехода к 4К или 8К: картинка должна быть больше, на картинке должно быть больше пикселей и т.д. Однако на индустрию традиционного ТВ этот тренд оказывает, пожалуй, наименьшее влияние, поскольку 4К-контент очень тяжелый, и необходимая для его передачи полоса существенно превосходит те возможности, которые сейчас предоставляет канал эфирного ТВ США (это 19 мегабит). Ограничен ресурс не только у эфирных, но и кабельных и спутниковых вещателей. Поэтому 4К хотя и остается привлекательным, но существенно ограничивает возможность поместить в один мультиплекс большее количество каналов. В целом же индустрия 4К развивается: все больше оборудования 4К становится стандартом де-факто, появляется все больше оборудования для производства 4К, 4К-телевизоры все более активно продаются в магазинах, и их все больше покупают.
Поэтому спрос на 4К-контент есть. С другой стороны, отсутствие этого 4К-контента в эфире мотивирует людей на то, чтобы приобретать устройства, позволяющие получать 4К-контент, – например, приставки от таких производителей, как Net-flix, у которых, наверное, самая большая в мире библиотека 4К-контента, доступного для стримингового потребления. Это стимулирует людей довольно активно приобретать и расширять более дорогие пакеты от каналов связи. Несмотря на то, что война за сетевую нейтральность была довольно болезненной, нельзя сказать, что некой синергии не существует: Net-flix, практически бесплатно раньше пользовавшийся инфраструктурой, которую ему предоставляют поставщики интернет-услуг, за счет более высоких требований к каналам связи заставляет людей переходить на более дорогие пакеты, тем самым обеспечивая дополнительную долю дохода, пусть и в неявном виде, для поставщиков услуг именно интернет-подключения. С другой стороны, 4К имеет существенные сложности, связанные с тем же, – мы видели эту процедуру, когда переходили с SD на HD. 4К предполагает еще больший профессионализм стилистов, декораторов, осветителей и телеоператоров, потому что все то, что прекрасно выглядело в SD, стало средним в HD – это гораздо более требовательный стандарт съемки. Если не обеспечить идеальный свет, если не накладывать безупречный макияж, если не разбираться с правильной фокусировкой, все эти моменты становятся еще более отчетливыми в 4К. Сейчас при желании можно, поставив изображение на паузу, пересчитать ресницы у героини любимого сериала и рассмотреть, как они накрашены, настолько четкой становится картинка. Приемы кинопроизводства теперь приходят в телепроизводство. Кинопроизводство давно работает в условиях высокой и сверхвысокой четкости, а телепроизводство вынуждено к этому адаптироваться.
Качественные инструменты предполагают качественное умение ими пользоваться и более высокие требования к качеству съемки. Мало инвестировать только в инфраструктуру, необходимо инвестировать в самый свой дорогой и ценный материал – в людей. Этот момент становится все более важным. Потребность в высококлассном персонале, как следствие – инвестиции в этот самый персонал, аутсорсинг этих услуг и объясняет стремительный рост доли сервисов в отношении к традиционным услугам. Если взять телеком-индустрию, то 55% в ней приходится на услуги и лишь 45% – на приобретение продуктов. И ТВ, казалось бы, традиционно “железная” индустрия, сейчас находится в состоянии, когда этот перекос становится все более заметным.
Что еще было интересного? Плюшкой, фишкой, мулькой этого года была виртуальная реальность. Она везде – очки, очки с креслами, очки с движущимися креслами, шлемы, системы глубокого погружения. Выглядит интересно, эффектно, головой можно покрутить, изображение не рассыпается, работает неплохо. Вопрос в применении. В один голос производители контента и решений, а также потребители отмечают одно и то же – да, теперь понятно, зачем нам нужны камеры 360 градусов – инструмент, идеально подходящий для того, чтобы снимать сцены для просмотра их в виртуальной реальности. С другой стороны, все тоже в один голос говорят, что снимать такой контент чрезвычайно сложно, а востребован он в очень узком специализированном наборе передач – трансляция живых событий, спорт, концерты и экскурсии, – главное применение – это все же гейминг.
Большинство пользователей, которые уселись на диван перед телевизором, не готовы нацеплять на себя никакие очки и шлемы, чтобы наслаждаться возможностью рассматривать картинку с разных сторон, крутя головой. Мое впечатление, которое совпадает с мнением большинства экспертов индустрии: виртуальная реальность – вещь, несомненно, интересная, но очень нишевая. Думаю, в ближайшее время ее ждет бум в части видеоигр. Но, как и 3D, она вряд ли станет прорывной технологией, которая захватит рынок, причем по тем же причинам, что и 3D, – пользователь, сидя на диване, не хочет никаких дополнительных устройств. Он не хотел носить 3D-очки, которые были довольно легкие и не создавали неудобств, что уж говорить про про очки виртуальной реальности, которые намного тяжелее и некомфортнее. Пользователь не за этим садится на диван и берет в руки пульт. Поэтому скорее нет, чем да. Хотя с точки зрения эффектности и привлекательности – совершенно фантастические новые ощущения, сравнимые, наверное, с пребыванием на МКС... Но непосредственно к ежедневному потреблению ТВ-контента это отношения не имеет.
Немножко про Full IP. Термин не нов, обсуждается уже несколько лет. Знаковым, как мне показалось, стало появление внятного, четко описывающего совместимость с существующими сетями передачи данных стандарта SMPTЕ 2022 с различными постфиксами – 1, 2, 3 и т.д. Он описывает самые разные механизмы передачи самых разных данных через традиционные сети от несжатого видеоразрешения 4К до глубоко перекодированных профилей ОТТ-контента для мобильного телефона. Индустрия смотрит на это с интересом и в принципе довольно благосклонно, однако резких шагов в этом направлении делать не спешит. Надо понимать, что инвестиции, сделанные в инфраструктуру перехода к HD, у многих свежие, оборудование, которое используется, еще не амортизировано, оно прекрасно работает и будет работать еще несколько лет. Какой-то сверхэкономии на текущем этапе при наличии действующей системы переход на Full IP пока не дает, потому что требует построить ту же инфраструктуру, но в других технологиях, обещая в перспективе большую эффективность за счет экономии от использования стандартных компонентов IT-инфраструктуры и, соответственно, стандартных специалистов по этой массовой инфраструктуре. В целом это имеет право на жизнь и скоро может стать стандартным фактом. В телекоме тоже говорили, что телефония будет жить одним способом, а передача данных – другим. Но мы видим, что все у нас идет через IP. Поэтому по мере естественного отмирания и модернизации инфраструктуры и в телевидении этот процесс пойдет, просто он не мгновенный, а требующий некоторого времени. Хорошо, что время на подготовку есть, что есть тренды, определяющие этот переход.
Еще одна тема – IТ-гиганты и облака. Как я уже упомянул, 55% индустрии приходится на сервисы. Львиную долю в этих сервисах перетянули на себя IТ-гиганты – Amazon, Google, Microsoft Azure, IBM и прочие, кто предоставляет инфраструктуру как услугу, оборудование как услугу, передачу данных как услугу, производство как услугу, вещание как услугу... Cреди этих 55% есть и наша доля в решениях по мониторингу как услуге. Облако стало восприниматься как нечто совершенно естественное, с ним смирились, им активно пользуются. И первое, чем теперь интересуются заказчики, – виртуализируемо ли то, что ты предлагаешь, смогут ли они запустить это в частном облаке на виртуальных машинах, каким образом в таком случае поставляется продукт. Словом, люди, которые активно занимаются эксплуатацией систем, не связанных непосредственно со съемкой, очень глубоко разобрались в том, каким образом можно получать выигрыш от виртуализации, облачности, хранения, от ускорения передачи данных между объектами, от резервируемых систем с балансировкой нагрузки и динамическим увеличением выделяемых ресурсов в зависимости от нагрузки и потребления контента и т.д. Поэтому облака, облака и еще раз облака.
Сейчас все говорят о заинтересованности телекомпаний, медиа в снижении капитальных расходов. И действительно, они резко упали в сравнении с операционными. Поэтому поставщики решений как услуги чувствуют себя очень комфортно – поток заказчиков непрерывен и огромен. Особенно высок спрос на загрузку мощностей во время “живых” событий, спортивных прежде всего. Олимпийские игры – драйвер развития телеиндустрии, что подтвердила и NAB 2016. Но подробнее об этом в следующий раз.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2016
Посещений: 6884
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций