В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Мариничев
Руководитель представительства
компании Broadcast Solutions
Вкладывая огромные средства в строительство телевизионных студий, мы зачастую забываем, что реальные, непридуманные и очень интересные для зрителя события происходят вне студий. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!" - эта поговорка в данном случае очень актуальна. Технический прогресс не стоит на месте: сегодня стало возможным вести прямые трансляции с мест событии посредством великолепно оборудованных передвижных телевизионных станций (ПТС), оснащенных самыми современными средствами передачи сигнала (передвижные спутниковые станции)
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что по техническому оснащению передвижными средствами телевидение в России сегодня находится в начальной стадии развития. Любая европейская, американская, азиатская компания имеет на вооружении от шести ПТС и более, в зависимости от специализации телеканала. При отсутствии собственного парка таких машин они берутся в аренду у специализированных предприятий, созданных специально для ведения съемок в "полевых" условиях и предназначенных для обслуживания нескольких телеканалов. Аргументы по поводу того, что средств на покупку ПТС нет, звучат неубедительно: отсутствие собственного продукта делает телеканал неинтересным и неконкурентоспособным.
Умение производить собственный продукт поднимает рейтинг телекомпании и соответственно обеспечивает ей возможность заработать на продаже рекламного времени. Современное ТВ делают интересным не сериалы, а в первую очередь оперативные новости, репортажи и телевизионные трансляции.
Организация выездных съемок с помощью транспортировки(перемещения) оборудования в раковых стойках не решает проблем: как показывает опыт, при такой работе приходится сталкиваться с проблемами хранения, транспортировки, погрузки/разгрузки, влияния на технику перепадов температур, условий труда обслуживающего персонала и многими другими проблемами. И самое главное: подобный вариант не гарантирует оперативности работы, которая является немаловажной составляющей успеха телеканала.
Сам собой здесь напрашивается вывод: функционирование современного телевидения невозможно без наличия у телеканала ПТС. Мобильность современного телевидения залог его успеха и процветания (в том числе финансового)!
Задача, которую планируется решить с помощью ПТС, это самый главный определяющий фактор конструирования подобных устройств. Также при конструировании ПТС следует учитывать, что воплощение в жизнь творческих задач напрямую зависит от технических возможностей применяемого оборудования. Нестандартный подход к проектированию ПТС позволяет использующим его телеканалам получить конкурентное преимущество.
ПТС бывают разные
Существуют 2 ключевых фактора, определяющих класс ПТС:
В зависимости от этих факторов выделяется несколько классов ПТС:
Класс А. Джипы, минивэны.
На базе таких автомобилей выпускаются новостийные, спутниковые ПТС, рассчитанные не более чем на 2 камеры и на 1-2 рабочих места. Основная задача, которая решается с помощью таких ПТС, - выпуск оперативных новости с места событий.
Класс В. Автомобиль с полной массой до 4,5 тонн. Рассчитан на 4-5 рабочих мест.
Класс C. Автомобиль с полной массой до 7 тонн (5-7 рабочих мест).
Класс D. Автомобиль с полной массой до 12 тонн (6-9 рабочих мест).
Класс E. Автомобиль с полной массой до 26 тонн (10-15 рабочих мест).
Класс F. Автомобиль с полной массой до 40 тонн (орбитальный комплекс, 24-26 рабочих мест).
Количество рабочих мест означает количество специалистов, работающих в ПТС, без учета полевых сотрудников.
О кузове и магнитофонах
При строительстве ПТС следует обращать внимание на следующие моменты:
Автомобиль
Основные его характеристики - грузоподъемность и надежность. Самое большое заблуждение потребителей состоит в том, что все оборудование, которым оснащается автомобиль, легкое (имеется в виду вес). Однако нельзя забывать о том, что перегрузка автомобиля ведет к возникновению проблем с ходовой частью автомобиля и ко всем вытекающим отсюда последствиям.
Кузов
Необходимо обращать внимание на конструкцию кузова, его особенности: наличие или отсутствие выдвижных отсеков, сервисных люков, доступ к различным устройствам, возможность их быстрой замены, распределение и эргономика рабочих мест, равномерность распределения нагрузки, подогрев и охлаждение как для людей, так и для техники.
Электрика
Камеры и оптика
Количество и класс камер определяются не размерами автомобиля, а их необходимостью для того или иного вида съемок (новости, спорт, концерты и др.).
Сменных объективов может быть больше, чем камер, особенно для съемок спортивных мероприятий.
Штативы, операторские краны
Эти виды оборудования представляют собой целое направление в полевом вещании. Сюда входят всевозможные краны, рельсы, тележки с скоростью движения под 200 км/ч, управляемые вертолеты - все перечислить невозможно. Для управления всей этой техникой требуется новый класс специалистов, возглавляемых оператором.
Видеомикшер
Выбор пульта соотносится с навыками творческой бригады, ее умением использовать максимум возможностей техники.
Однако существуют и универсальные рекомендации по его выбору:
Матрица, распределение, преобразование
Сердце всей системы. От этих устройств зависит организация внутренней и внешней работы: возможность стыковки с другими ПТС, студией, работа с несколькими ПТС одновременно.
Синхронизация
На этом пункте часто экономят, однако делать этого категорически не рекомендуется.
Желательно, чтобы синхронизация была с резервированием. Необходимо предусмотреть наличие системы точного времени, измерений.
Мониторы
Использование TFT- и плазменных мониторов позволяет создавать самые разные решения для режиссерской стены. Традиционные мониторы в этом смысле проигрывают, однако выигрывают в качестве изображения.
Наличие в ПТС системы повторов главным образом определяется размерами бюджета.
Графика
Для оперативной работы важно предусмотреть удобный интерфейс.
Магнитофоны
Как правило, это диск-рекордеры. Их выбор определяется форматом работы и конечного продукта.
Интерком
Экономия в данном вопросе оборачивается проблемами организации связи в полевых условиях. Избежать этих проблем позволят заранее спланированные модели съемки различных мероприятий.
Помимо проводного, всегда надо иметь минимум 2 радиоканала, интегрированный в систему GSM телефон и стыковку с обычными и ISDN телефонными линиями.
Звук
Монозвук постепенно уходит в прошлое, поэтому сегодня стоит задуматься о качественном звуке, аналоговом или цифровом (это определяется предпочтениями звукорежиссеров).
К правильному решению приведет сбалансированность всех позиций, а также оптимизация по соотношению цена/качество. Необходимо четко понимать, что правильный выбор технического средства позволит решить любую творческую задачу.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2005
Посещений: 14712
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций