Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мобильное ТВ как фактор развития цифрового телевещания в России

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Олег Медведев
Директор по продажам систем
систем теле- и радиовещания московского представительства
фирмы Rohde&Schwarz

Мобильное ТВ как фактор развития цифрового телевещания в России

DVB-H - наиболее "адекватная" для внедрения мобильного вещания технология. Так ее позиционировали на выставке IBC'2005 в Амстердаме свыше 30 компаний. Посетители выставки могли посмотреть на стендах этих компаний, как работают образцы приемников мобильного телевидения на прием телепрограмм с установленного в Гааге цифрового neредатчика, вещающего в формате DVB-H, а также увидеть оборудование, обеспечивающее реализацию указанной технологии.

При показе спортивнъгх соревнований в формате DVB-H отмечалось хорошее качество картинки. Именно этим 6ъгло обусловлено заявление Национальной футбольной лиги Германии о запуске пилотного DVB-Н-вещания с целью предоставления мобильных видеоуслуг в ходе чемпионата мира no футболу на кубок FIFA'2006 в Германии.

Таким образом, одним из основных итогов выставки IBC'2005 можно считать то, что Европа определилась в eonpoce развития DVB-H u того комплекса сервисов, которые эта технология позволяет реализовать

К настоящему времени результаты лабораторных и тестовых испытаний DVB-H свидетельствуют o том, что основные технические вопросы, связанные с этой технологией, решены. Передающее оборудование уже сегодня может поставляться на заказ операторам мобильного вещания. Принимающее оборудование (мобильные приемные терминалы) скоро появится в продаже.

Представители компаний, занимающихся разработкой и производством мобильных телефонов, продемонстрировали на IBC'2005 образцы мобильных DVB-Н-телефонов и сообщили о планируемом выпуске на рынок уже готовых моделей в первом квартале 2006 r. Очевидно, что начало продаж подобных устройств в Европе, где в ряде мест уже ведется тестовое вещание в формате DVBН, будет обоснованным и востребованным.

Что же касается России, то для того, чтобы догнать Европу, нам предстоит в достаточно короткие сроки создать инфраструктуру мобильного вещания, прежде всего в крупных городах, где это будет востребовано рынком. С технической и финансовой точки зрения здесь нет ничего слишком сложного или дорогостоящего. Затраты на цифровой передатчик с опцией вещания в формате DVB-H и на сопутствующее оборудование мизерны по сравнению c теми возможностями организации и распространения платных сервисов, которые принесет новая технология.

DVB-H: кто обеспечит распространение технологии в России?

В то время как технологические аспекты стандарта DVB-H достаточно ясны, коммерческие модели и схемы предоставления услуг DVB-H еще вызывают много вопросов. Пока неясно, кто будет предоставлять эти услуги: операторы сотовых сетей или телевещательные компании.

Таким образом, на первый план сегодня выходит задача формирования бизнес-модели применения и распространения технологии мобильного вещания. Думается, что основным субъектам отраслей связи и телерадиовещания нужно договориться o правилах игры и разумно распределить задачи, как это сделали сетевые операторы в Германии. Необходимость этого обусловлена тем, что разделение функций по предоставлению сервисов в формате DVB-H между различными операторами позволяет избежать дублирования программ и высвобождает дополнительный частотный ресурс для предоставления персональных сервисов, прежде всего мобильного доступа в Интернет, что обеспечивает поступление дополнительных платежей и соответственно способствует росту рентабельности новой отрасли мобильного вещания.

Важным достоинством DVB-H является возможность использования методов статистического мультиплексирования, что при необходимой скорости в 250-300 кбит/c для передачи видеопрограммы в формате DVB-H позволяет передавать в стандартном потоке десятки теле- и радиопрограмм, а также большое количество сервисов по передаче данных.

Бизнес-модели развития DVB-H в России

Структуру внутриотраслевых взаимоотношений здесь можно рассматривать c различных точек зрения, в зависимости от того:

  • какие виды услуг предполагается оказывать потребителям;
  • кто обеспечивает взаимодействие c конечными пользователями;
  • как построена биллинговая система, какие другие источники финансирования могут применяться;
  • кто является поставщиком соответствующего контента;
  • каковы инвестиционные резервы каждого из субъектов отрасли;
  • как сочетается новое направление с основным действующим бизнесом.

На рисунках схематично показаны варианты возможных бизнес-моделей. При построении данных схем не учитывался доход от продажи мобильных терминалов.

Бизнес-модель 1 – вещательная (рис. 1)

В данной бизнес-модели предусмотрено, что вещатель сам регулирует отношения с мобильными абонентами и получает оплату за предоставленные услуги посредством организации абонентской подписки или сбора платежей через сеть оператора мобильной связи. Одним из вариантов подобной схемы может быть бесплатное вещание за счет средств от размещения рекламы.

В указанном подходе не предполагается предоставление полного пакета возможных услуг, прежде всего Интернета и передачи данных, что означает дополнительные возможные платежи потребителями другим операторам за указанные дополнительные услуги.

В вещательной бизнес-модели участие оператора мобильной связи может быть ограничено только сферой типично телекоммуникационных сервисов (предоставление обратного канала).

Бизнес-модель 2 – телекоммуникационная (рис. 2)

В телекоммуникационной бизнес-модели предусмотрено, что оператор мобильной связи организует все элементы взаимодействия субъектов отрасли^ от приобретения контента до взаимодействия с потребителями. Операторы эфирного вещания в данной схеме лишь осуществляют услуги по вещанию в формате DVB-H, потребители же пользуются доступом ко всем возможным сервисам, предоставляемым одним оператором.

Бизнес-модель 3 – независимая

В третьей бизнес-модели предполагается появление независимого оператора мобильного вещания, который обеспечивает оптимальное распределение задач между субъектами отрасли^ операторы мобильной связи предоставляют обратный канал для Интернет-доступа и интерактивных телепередач, а также биллинговую систему сбора платежей с абонентов. Создатели контента и представители ТВ-каналов предоставляют программы для мобильного вещания, получая оплату c оператора мобильного вещания или рекламодателей. Оператор мобильного вещания регулирует взаимоотношения всех субъектов и формирует концепцию развития пакета услуг мобильного вещания, в том числе наличие платных и бесплатных сервисов, количество ТВ- и РВ-программ, их содержание и структуру.

Исходя из этого независимая бизнес-модель представляется наиболее гибкой, обеспечивающей самое быстрое распространение новой технологии.

А контент какой?

Помимо вопросов, связанных co схемами функционирования новой отрасли телекоммуникаций,внедрение DVB-H связано с решением других важных задач, прежде всего концептуальных.

Когда-то, в начале развития радио, некоторые люди воспринимали его как театр на расстоянии. Телевидение же в момент своего появления рассматривалось как радио c картинками. И лишь позже стало ясно, что эти коммуникационные технологии являются не модификациями чего-то предшествующего, а вполне самостоятельными, независимыми, со своей внутренней логикой развития.

По аналогии с процессами развития радио и телевидения следует ожидать, что мобильное вещание тоже станет самостоятельным, чем-то иным, нежели прием стандартных программ эфирного телевидения на экран мобильного телефона. Скорее всего, будет сформирован специфический тип контента для мобильного ТВ, в котором будут учтены особые условия просмотра программ: небольшой размер экрана, эпизодичность и ограниченное время просмотра. Вместе с тем с наличием обратного канала связаны новые перспективы для создателей теле- и радиопрограмм и для "мобильных" телезрителей и радиослушателей: обратный канал позволяет последним участвовать в принятии неких решений путем голосования, выражать свою точку зрения. Примером успешности такого подхода сегодня является стремительное увеличение числа программ, предусматривающих принятие решений телезрителями посредством участия в SMS-голосовании.

Думается, что мобильное вещание вызовет особый интерес в рекламной отрасли, поскольку развитие указанной технологии помогает производителям и поставщикам товаров и услуг наладить непосредственную связь с наиболее обеспеченной частью населения.

Первые шаги DVB-H

Сегодняшние представления о том, каким будет мобильный контент, могут казаться наивными, однако есть все основания предполагать, что мобильное вещание станет не приложением к мобильной связи и не продолжением эфирного телевидения в автомобиле, а новой отраслью телекоммуникаций.

Кто же станет пионером распространения мобильного вещания в России? Кто сможет объединить позиции разных поставщиков контента - от производителей теле- и радиопрограмм до Интернет-провайдеров? На каких условиях федеральные телеканалы будут предоставлять свои передачи для мобильного вещания: бесплатно или же им придется платить за распространение оператору мобильного вещания, увеличивая плату за рекламу и мотивируя указанное увеличение более широким охватом населения?

Если в качестве основы для подобного прогноза использовать европейские тенденции, то следует отметить, что в рамках одного из тестовых DVB-H-проектов ведущие финские операторы эфирного телевещания, операторы мобильной связи и контент-провайдеры заключили соглашение о начале пробного коммерческого вещания на мобильные устройства. В этом проекте участвуют компании TeliaSonera и Radiolinja, обеспечивающие доступ конечных потребителей к ТВ-службам. Телеканалы MTV, Nelonen и YLE поставляют контент. Digita, финский оператор эфирного телерадиовещания, обеспечивает работу сети. Nokia предоставляет мобильные терминалы.

В настоящее время такая сеть уже работает в районе Хельсинки с использованием телевизионных передатчиков. В 2005 r. участники проекта планируют подключить примерно 500 конечных потребителей. Этот пробный коммерческий проект покажет, как в будущем может выглядеть объединение телекоммуникационных компаний и СМИ. В ближайшие месяцы планируется запуск еще нескольких пробных проектов, включая проект немецкой компании Deutsche Те1еkот в Берлине и британской компании NTL в Оксфорде.

Сначала DVB-H, потом DVB-T

Сегодня в России пока нет явного лидера в освоении технологии DVB-H. В нашей стране телекомпании, за исключением "НТВ-Плюс", традиционно формируют свои доходы за счет размещения рекламы и не имеют сформированной инфраструктуры предоставления платных программ. С другой стороны, операторы сотовой связи, владея механизмами сбора платежей за оказанные услуги, не имеют опыта организации эфирного вещания.

В любом случае можно предположить, что в России формирование инфраструктуры мобильного вещания произойдет раньше, чем появится эфирное вещание в стандарте DVB-T, в отличие от европейских стран, где цифровое эфирное вещание развивается быстрыми темпами и внедрение DVB-H идет вслед за распространением DVB-T. Эта разница в скорости распространения двух технологий (DVB-H и DVВ-Т) определяется отличным от Европы уровнем и поляризацией доходов населения. Однако в любом случае это будет иметь положительное значение для развития процесса распространения цифрового эфирного вещания.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2005
Посещений: 15528

  Автор

Олег Медведев

Олег Медведев

Руководитель службы новостей "Радио 7 на семи холмах", директор радиостанции "Радио Мелодия - Москва"

Всего статей:  3

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций