В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Оленин,
начальник отдела развития, АСВТ шеф-редактор приложения Triple Play
Наступает время, когда оставаться «чистым» оператором, предоставляющим услуги доступа в Интернет (оператором «домовых сетей») становится просто невыгодно. Да, доход еще идет. Но есть тенденция его снижения. Нужно сохранить ARPU на уровне. Для этого следует иметь возможность предоставить абоненту дополнительные сервисы. Традиционно дополнительными сервисами являются трансляция видео (в частном случае - это IPTV) и телефонная связь
На сегодняшний день бытует мнение, что IPTV выгодно только крупным операторам с емкостью более 100-300 тыс. абонентов. В основном это связано с высокой стоимостью оборудования головной станции (от 300 тыс. долл. США) и контента. Но недавно на рынке появились так называемые «легкие» решения (от компании NetUP и «Телеком-Экспресс»), которые позволяют за разумные деньги реализовать услугу IPTV на небольшой сети, начиная от 1000 абонентов. Мне особенно нравится решение «Телеком-Экспресс», т.к. в пакете предложений от этой компании (самая «легкая» версия стоит ~15 000 долл. США) идет лицензия на вещание, контент «ОрионТВ» (от 40 программ, вещающий через собственный спутниковый транспондер), STB. Т.е. начинающий оператор может начать свой бизнес в области IPTV с работой по агентской схеме с данной компанией (причем предложение доступно практически на всей территории РФ), а затем, по мере роста абонентской базы, принять решение о получении собственной лицензии на услугу связи для целей кабельного вещания.
Аналогично, не реализуя собственный узел местной телефонной связи, оператор может работать по агентской схеме с оператором местной телефонной связи. Тем более что в настоящее время многие операторы местной телефонной связи имеют в своей инфраструктуре программный коммутатор с поддержкой протокола SIP, что позволяет оказывать услуги местной телефонной связи с использованием в качестве транспортной сети - сети передачи данных.
Реализуя такие схемы, оператор получает возможность предлагать абонентам полноценную услугу TriplePlay. Но получить возможность - еще не значит ее предоставлять.
Как видно из вышеизложенного, проблема TriplePlay зачастую заключается не в контенте для IPTV (хотя и немаловажно, какой контент вы предлагаете абонентам и насколько он популярен), и не в «железе» для телефонии. В IPTV в первую очередь мы продаем картинку на экране телевизора (согласитесь, зачастую уступающего качеству привычных нам мониторов ПК), а для телефонной связи важно качество голоса. И именно за это - за качественную картинку и качество голоса - пользователи готовы платить. Вот именно о контроле качества TriplePlay я хочу поговорить в этой статье.
Не стоит забывать, что технология традиционного телевещания (эфирного и кабельного) и телефонной связи развивалась более полустолетия. В процессе развития этих технологий выработались свои стандарты качества. Прерывание сигнала на 10 секунд для телевидения является существенной неисправностью (при работе с Интернет многие пользователи посчитают это несущественным - подумаешь, сайт долго открывается, значит, сервер или канал перегружен). А для телезрителей это может быть пропущенным красивым голом, которым им не дали насладиться, для рекламодателей - упущением потенциального клиента, и пр. Для услуг телефонной связи вообще неприемлемы задержки более 200 мсек, иначе будет наблюдаться существенное нарушение качества речи. Соответственно, абоненты требуют от услуги наивысшего качества. От новых технологий доставки сигнала (а ведь IPTV или телефонная связь через сеть передачи данных на сегодняшний момент именно этим занимаются) пользователь ожидает качества изображения не хуже, а иногда и лучше, чем у традиционных методов (отдельный провод для ТВ, отдельный провод для телефонии и т.д.). В понимании пользователей новые технологии - шаг вперед и, следовательно, они должны быть более надежными и качественными. Эти требования пользователей (а пока никто не сделал попытки изменить философию пользователя в этом аспекте предоставления услуг) налагают, в свою очередь, довольно-таки высокие требования на качество услуг. Мы все видим пример предоставления IPTV на крупнейшей сети ADSL в Москве («СтримТВ»). И зачастую именно качество услуг играет роль в решении абонента о дальнейшем потреблении этой услуги.
Лучший способ найти решение проблемы качества - контролировать и управлять параметрами качества в сети. Контроль качества сети подразумевает непрерывный контроль основных параметров передачи сигнала с целью быстрого обнаружения и устранения проблемы за максимально короткие сроки.
И, к сожалению, такой контроль является одной из распространенных ошибок.
Давайте попробуем вместе с вами, уважаемый читатель, последовательно разобраться в данном вопросе.
Вообще говоря, анализ качества передачи речи и видеоизображения достаточно субъективен. Одного пользователя все устраивает, другому ничего не слышно и все искажено. Однако оценивать качество по статистике получения жалоб от клиентов - утопично, хотя это тоже имеет место быть.
Имея за плечами долгую и продолжительную историю предоставления сервисов передачи голосовой информации по сетям передачи данных (так недавно именуемым VoIP), операторы более или менее научились контролировать качество голоса с использованием относительно недорогих программно-аппаратных средств. Например, доступное программное средство Chariot (NetlQ) позволяет провести первую оценку не только канала (по таким параметрам, как скорость передачи, поведение при передаче нескольких потоков данных, задержки, потери), но провести оценку качества передачи голосовой информации при загрузке канала несколькими «одновременными разговорами». При этом можно выбирать различные кодеки, устанавливать продолжительность тестирвания (эмулирует продолжительность разговора по установленному соединению) и вести в реальном режиме оценку джиггера, потери пакетов, наблюдать выделение полосы на соединение и занятие канала в целом, получать субъективную оценку качества голоса MOS. Для первой оценки доступности сети для предоставления услуг передачи голосовой информации этого достаточно, также этим инструментом можно пользоваться и в процессе оказания услуг, и при «разборе полетов» при жалобах абонентов. Но для наблюдения за качеством в реальном режиме времени необходимо применение специальных агентов (программно-аппаратных средств), расставленных в различных узловых точках сети. Конечно, на характеристику голоса будет влиять активность работы пользователя. Но как обойти этот момент, мы поговорим в конце нашей статьи.
Теперь рассмотрим более тяжелый случай - трансляцию видеосигнала в реальном режиме времени по сетям передачи данных (или IPTV).
Итак, как мы договорились выше, пользователь покупает у нас картинку на своем телевизоре. Исследовательская компания MRG (Multimedia Research Group) по запросу компании Symmetricom (производителя инструментария для диагностики и контроля качества) провела исследование среди 12 ведущих компаний поставщиков услуг IPTV (www.mrgco.com/ TOC_IPTV_TMM08.html), чтобы оценить критичность инструментальной оценки качества обслуживания и наличие этого инструментария. По сообщению Telephony Online (http://telephonyonline.com/iptv/news/iptv-video-quality-0219/), в данном исследовании говорится: «84% опрошенных заявили, что контроль за качеством видео является одной из важнейших составляющих их предложения. 77% утверждают, что проблемы с качеством изображения - главная причина отказа клиентов от предоставляемых услуг. Менее половины респондентов анализируют транслируемые MPEG-потоки, а 40% осуществляют контроль на 2-м и 3-м уровне (Level 2 и Level 3), отслеживая джиггер и потерю пакетов. Более 90% респондентов признались, что в большинстве случаев о проблемах с качеством «картинки» они узнавали от клиентов, не имея возможности принять превентивные меры по предотвращению подобных недостатков в работе».
«Поставщики услуг понимают важность качества видео в их практической деятельности, но все же чувствуют, что они в настоящее время не имеют правильного решения для того, чтобы контролировать и управлять качеством видео на оборудовании клиента (СРЕ) своими силами», - сказал Гэри Шулц, президент и Главный аналитик MRG.
Используемые на сегодняшний день инструментарии (кстати говоря, это те же средства, что используются для контроля качества передачи голосовой информации) позволяют осуществлять контроль качества сети на уровне L2/L3, т.е. измерять параметры транспортной сети на уровне ее готовности к предоставлению услуг IPTV. Такая методика является оторванной от восприятия пользователем картинки на экране телевизора, т.к. она, по сути, не делает различия между пакетами с видео-данными и другими пакетами. Действительно, основная методика паспортизации пакетных сетей дается в рекомендации RFC-2544, которая определяет следующие параметры качества:
- пропускная способность (Throughput);
- задержка (Latency);
- девиация задержки, она же пакетный джиттер (Latency Distribution);
- количество потерянных пакетов (Frame Loss);
- количество пакетов с ошибками (Frame Error).
Эти же параметры определены как основные в тестах MDI (Media Delivery Index) - самое доступное и простое в реализации средство тестирования видеопотоков, рассчитанных на данные в формате MPEG-2.
Конечно, такой контроль (контроль транспортной сети) необходим, но недостаточен. Он не гарантирует нам отсутствия эффекта искажения картинки вплоть до рассыпания. Почему? Тест MDI по своей сути - линейный. В то же время современные видеоданные отличаются большой нелинейностью ввиду применяемых алгоритмов сжатия. И достаточной в одном случае пропускной способности может не хватить в другом. Но еще раз повторюсь - такой тест необходим, и лучше его вести в реальном времени 24/7/365 на всех элементах транспортной сети. Ввиду своей несложности он не занимает существенных ресурсов и вполне может встраиваться в оборудование транспортной сети.
Но этот тест не дает нам понимания качества картинки у пользователя (вы все еще помните, что именно мы продаем?).
Ответ на этот вопрос может дать только сравнительный тест вида «отправили изображение - получили изображение = оценка». Такой тест разработан и носит название Moving Picture Quality Metric (MPQM) или (в практической реализации) V-Factor. Он позволяет проводить «пользовательскую» оценку качества трансляции и вести оценку таких артефактов контента, как «рассыпание» изображения, замирание, нарушение цветности, наличие «артефактов» и тому подобных.
На вход алгоритма MPQM подаются исходная последовательность кадров, взятая в начальной точке измерений, и ее искаженный вариант, дошедший до абонента. Эти последовательности раскладываются по цветовым каналам, проходят через 17 пространственных и 2 временных фильтра, оцениваются по 34 параметрам, важным для зрительного восприятия.
Конечно, с точки зрения ресурсов - это довольно затратный алгоритм, и держать его постоянно включенным невыгодно.
В то же время он позволяет на сегодняшний день довольно полно оценить качество изображения с точки зрения пользователя, и именно его практическую реализацию стоит применять совместно с MDI при тестировании абонента.
С другой стороны, сеть оператора не есть некая постоянная. Она развивается, растет, увеличивается количество пользователей, меняется нагрузка на сети, меняется профиль пользователя (с введением безлимитных тарифов начинает преобладать тяжелый внешний контент), возрастают требования пользователей к качеству сети в целом, а не только в части видео. Поэтому для поставщика услуг к таким поворотам необходимо готовиться заранее, моделировать свою сеть, наблюдать параметры MDI и MPQM, причем не только в обычное время, но и в часы наибольшей нагрузки, строить корреляцию по этим параметрам (что дает иногда неожиданный результат).
На сегодняшний день уже существуют модели STB со встроенным алгоритмом V-Factor. Например, совместная разработка известного производителя STB Sagem Communications (http://www. sagem-communications.com/) и не менее известного разработчика и поставщика средств контроля и реализации качества Symmetricom (http://www. symmetricom.com/). Именно в этих STB впервые реализован механизм V-Factor (правда, их стоимость на 20% выше стоимости «традиционного» STB от Sagem Communications). Данный механизм включается с разрешения пользователя и позволяет вести контроль на протяжении нескольких часов.
Это уже реальный механизм контроля качества услуг вплоть до абонентского устройства, который позволит операторам однозначно получать ответ на вопрос «А что же видит абонент?» и гарантировать реальное качество услуг.
Данная методика проверки качества может использоваться не только для контроля качества изображения у абонента, но и для контроля качества поступающего видеосигнала в рамках межоператорского взаимодействия. Когда вы, как оператор, покупаете контент и заключаете договор с вещателем на доставку этого контента, то вы должны получить гарантии качества сервиса (SLA), и здесь как раз необходим метод контроля исполнения SLA.
Кроме алгоритма MPQM, существуют еще несколько аналогичных алгоритмов контроля качества изображения. Это полный VQM (Video Quality Metrics) и CVQE (continuous videoquality evaluation-непрерывная оценка качества видео). ITU-T J.144 (http://www.ngntest.ru/library/ITU-T/PEVQ. zip) фактически не указывает единого алгоритма, но «обеспечивает руководящие указания по выбору соответствующих методов». На сегодняшний день доступен условно-бесплатный программный пакет для тестирования по алгоритму VQM (http://compression.graphicon.ru/video/ quality_measure/metric_plugins/ne_ru.htm).
Для начального контроля сети на возможность предоставления услуг TriplePlay и IPTV в частности (равно как и контроля самого головного узла IPTV и системы доставки контента и услуг) недостаточен метод MDI (мы об этом писали выше). Также необходимо на уровне транспортной сети проверить:
- время переключения между разными типами контента;
- поведение сети и элементов IPTV при массовом обращении к популярному контенту (особенно показательно при обращение к очень динамическому контенту - футбольному мачту);
- время авторизации и идентификации пользователей (обычное и при массовом включении);
- нагрузка «игровых» серверов и серверов VOD;
- работа пользователя со специально защищенным контентом и пр. «фичи» IPTV.
В заключение хочу отметить, что все перечисленное будет работать только в том случае, если ваша сеть построена «правильно». К правильному построению сети я отношу грамотное использование управляемых коммутаторов уровня L2/L3, распределение трафика по отдельным VLAN. При необходимости подать пользователю три услуги можно пойти двумя путями: провести три кабеля «витая пара», тем самым заняв три порта на коммутаторе (что, наверное, не всегда интересно), или установить у пользователя недорогой управляемый коммутатор с поддержкой VLAN (802. lq) и присоединить его по транковому порту. Теперь конечная точка разделения трафика по его видам будет находиться непосредственно перед местом предоставления услуг, что является наиболее оптимальным и дает значительно больше возможностей по контролю качества предоставления услуг TriplePlay.
Опубликовано: Сайт Broadcasting.Ru-2008
Посещений: 14318
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций