Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Измерение телевизионной аудитории в среде IPTV

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Измерение телевизионной аудитории в среде IPTV

Анатолий Фомичев,
начальник отдела инноваций и развития цифрового телевидения компании «ТелКо Групп»

В настоящее время телевидение бурно развивается. Этому прежде всего способствует приход в массы цифрового и спутникового телевидения. Если раньше комплект для приема спутникового телевидения являлся роскошью, то сейчас практически каждая семья может себе позволить воспользоваться такими преимуществами телевидения нового поколения, как сотни телеканалов в цифровом качестве. А наземные операторы цифрового кабельного телевидения делают данную услугу еще доступнее и дешевле. Эти факторы благоприятно сказываются на рынке телевидения. Появляются новые телекомпании, телеканалы. А телезрители могут теперь выбирать телеканалы не только для того, чтобы занять свое свободное время, а в соответствии со своими интересами.

Однако развитие телевизионного бизнеса невозможно без анализа рынка сбыта телевизионной продукции -телезрителей. Телекомпаниям необходима информация, какие передачи пользуются наибольшим спросом в том или ином регионе. На основе данной статистики телекомпании могут анализировать рынок и выдавать потребителю те передачи, которые им наиболее интересны, завоевывая все больший и больший сектор рынка.

Интерес в данной области привел к созданию компаний, специализирующихся на измерениях телевизионной аудитории. Под измерением телевизионной аудитории подразумевается построение математической модели и вычисление различных параметров, характеризующих телевизионную аудиторию в данном регионе. Однако адекватная математическая модель не может быть построена без качественных исходных данных - статистики по просмотрам телепередач.

На данный момент существуют два способа сбора статистики о просматриваемых телепередачах - дневниковые и интерактивные. При дневниковом способе каждый участник измерений должен вносить в дневник информацию о названии просматриваемого телеканала и времени просмотра. Данный метод обладает явным недостатком, заключающимся в том, что участник зачастую заполняет данный дневник по памяти, что приводит к искажению действительных данных. Поэтому в настоящее время дневниковый метод не используется.

Второй метод заключается в установке каждому участнику измерений специального прибора - ТВ-метра (пиплметра, евро-метра). Данный прибор подключается к телевизору и в течение дня запоминает информацию о просматриваемых телеканалах (пользователь переключает каналы с помощью специального пульта управления). Накопленная статистика передается прибором на центральный узел обработки данных по проводному модему, либо с использованием сотовой связи. Таким образом, телевизионные измерения стали более достоверными. Но недостатком данного метода является высокая стоимость устройств для накопления статистики и необходимость установки данных устройств каждому участнику измерений.

Кроме того, эти способы не учитывают еще один важный фактор, влияющий на качество статистических данных - интересы аудитории. В самом деле, получив ежедневную статистику о просматриваемых телепередачах, можно достоверно судить о популярности тех или иных телеканалов, но данные о популярности отдельных телепрограмм могут оказаться неточными. Например, в семьях, увлекающихся спортом, будут преобладать просмотры спортивных телепрограмм, в то время как по другим телеканалам идут передачи, интересные для домохозяек. В итоге в измерениях той или иной телепрограммы принимает участие только часть зрителей, имеющих оборудование для измерения.

Новое направление развития цифрового телевидения - IP-телевидение (телевидение по сетям передачи данных) - полностью решает эту проблему. IP-телевидение обладает уникальными возможностями в плане измерения телевизионной аудитории. Обратный канал связи от абонентского приемника (сет-топ-бокса) до центрального сервера позволяет собирать статистические данные в реальном времени. Полученные данные автоматически аккумулируются в базе данных, где могут быть в дальнейшем обработаны.

Что же необходимо для проведения измерений телевизионной аудитории в среде IPTV?

Прежде всего - система управления IPTV (Middleware), позволяющая принимать статистику по просмотрам телепередач. Одной из таких систем является система eScentra, разработанная специалистами компании TelCo Group. Эта система позволяет получать данные с абонентских приемников с точностью до одной минуты. Затем эти данные сохраняются в базе данных с указанием абонентского устройства и названий телепередач.

Второе, что необходимо для получения качественных статистических данных - это структурированная программа передач. Для каждой передачи необходимо указать ее жанр. В связи с этим программа передач (EPG), полученная со спутника, не может быть автоматически использована для проведения измерений. Требуется для каждой передачи вручную устанавливать жанр. Однако на помощь приходят телепередачи, распространяемые через Интернет. Существует ряд компаний, поставляющих программу передач практически по всем телевизионным каналам, с жанрами телепередач и даже с подробной аннотацией и пиктограммами. Система Middleware eScentra позволяет автоматически загрузить программу передач из Интернета.

Теперь рассмотрим, как решается задача тематического анализа телеканалов (телепередач) в сетях IPTV. Перед началом измерений необходимо выделить группы пользователей по интересам (исходя из жанров просматриваемых ими телепередач).

Затем уже в каждой из «тематических групп» проводятся измерения популярности отдельных телеканалов. При этом нет необходимости проводить какие-либо действия при начале или окончании измерений - данные о просмотрах телепередач аккумулируются и хранятся в базе данных постоянно, и измерения могут быть проведены на основе этих данных.

Кроме того, эти данные могут быть полезны для организации «предметной» рекламы, рассчитанной на конкретные «тематические группы» потребителей. Таким образом, системы IP-телевидения дают наиболее адекватные измерения аудитории, а операторы связи, предлагающие в своих сетях услуги IP-телевидения, могут предоставлять полученные статистические данные телекомпаниям на взаимовыгодных условиях.

КОММЕНТ

Сергей Оленин,
начальник отдела развития, АСВТ, шеф-редактор приложения Triple Play

Измерения ТВ-аудитории с помощью пипл-метров всегда являлись субъективными и были предметами спора об их достоверности - в основном из-за того, что процесс трансляции являлся односторонним и не было возможности реально проконтролировать зрителей. Появление IPTV связали с надеждой переломить данную ситуацию. Действительно, интерактивное ТВ (IPTV) дает новое преимущество в измерении ТВ-аудитории за счет самой технологии, т.к. пользователь при выборе канала (передачи), по сути, заказывает данный канал (передачу) на узле оператора. Поэтому можно вести четкий учет всех запросов пользователя. В то же время остается проблема с идентификацией абонента по возрастной группе. Никакая интерактивность решить данную проблему не может. Конечно, можно пойти дальше - установить несколько STB (для папы, мамы, детей и т.д., но для этого нужен достаточно широкий канал) или разработать специализированный STB со специальными пультами, имеющей свой идентификатор для каждого члена семьи. Нечто подобное уже проходили в пипл-метрах, когда выдавались несколько пультов и каждый пульт закреплялся за членом семьи. Так что и в век IPTV нам не обойтись без подобных решений.

Чтобы иметь возможность продавать результаты таких измерений, необходимо накопить достаточную абонентскую базу или, по крайней мере, хорошо ее структурировать. С несколькими тысячами абонентов мечтать о таких продажах не стоит.

На мой взгляд, гораздо интереснее было бы наблюдать в реальном режиме времени некое подобие «статистики посещения» для телепередач. Ведь нужно сделать совсем «маленький шаг» - объединить данные статистик от операторов IPTV и желание вещателей размещать эти данные в реальном режиме времени в виде значка на экране транслируемой телепрограммы.


Источник: Журнал "Кабельщик"

Опубликовано: Сайт Broadcasting.Ru-2008
Посещений: 12907

  Автор

Анатолий Фомичев

Анатолий Фомичев

начальник отдела инноваций и развития цифрового телевидения компании «ТелКоГрупп»

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций