В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Российский телеком заблуждается, полагая, что партнеры сами придут с готовыми разработками. Чтобы получить прибыль, необходимо развивать экспертизу в различных отраслях и создавать собственные решения, как это делают операторы на Западе. К примеру, Orange и Deutsche Telekom открывают свои инкубаторы и разрабатывают приложения под конкретные нужды заказчиков из разных отраслей. Несколько лет назад Orange запустила совместный проект со строительными компаниями, внедрив интеллектуальные технологии в многоэтажном доме на стадии строительства – это был первый опыт подобной синергии на моей памяти.
Потенциальный рынок технологий IoT в телекоме гораздо шире сегодняшних предложений. Неплохо продается, например, приложение одного из российских операторов для управления умным домом. Однако возникает вопрос: является ли данная услуга уникальной и каковы ее перспективы? Без телеком-оператора в данном случае можно обойтись, купив решение напрямую у производителя системы умного дома, а SIM-карту – у любого конкурента с более выгодным тарифом.
Тем не менее операторы пытаются предлагать клиентам не только доступ к сети, но и готовые платформы для построения основанной на технологиях Интернета вещей инфраструктуры. В основном речь идет о мониторинге транспорта, но даже в этой сфере отсутствие экспертизы сильно усложняет их задачу. Например, компаниям по доставке продуктов питания для ресторанов намного выгоднее не просто следить за перемещениями грузовиков посредством модемов (это можно сделать без IoT-решений оператора и намного дешевле), а внедрять аналитику.
Пока, правда, она крайне скудна: например, система отражает, что грузовик сходит с маршрута и водитель тратит каждый день 20% своего времени впустую. Чтобы сэкономить, нужна аналитика более высокого уровня. Кроме понимания масштаба потери, необходимо автоматически прогнозировать загруженность с учетом потенциальных простоев и сразу предлагать новые заказы освободившимся водителям. IoT-система может собирать больше параметров, чтобы определить вероятность скорой поломки автомобиля, потребность в запасных частях и срок их поставки – подобная комплексная предикативная и рекомендательная аналитика может стать большим подспорьем в бизнесе.
Сегодня в мире существует множество IoT-платформ, которые собирают и хранят полученные от подключенных устройств данные. Большинство из них могут сделать лишь примитивный анализ информации с несущественной коммерческой ценностью (например, тривиальную предикативную модель) или отразить растущий вверх график. Но реальная картина может быть совсем другой: если подключить вместо десяти двести датчиков или использовать не один параметр с датчика, а несколько, то график из прямой превратится в синусоиду.
Серьезные проекты с существенной коммерческой составляющей делаются с помощью аналитического модуля, который работает на основе сложных алгоритмов, заложенных экспертами рынка, математиками, лучшими отраслевыми специалистами и представителями науки. Например, с помощью грамотного оркестрирования всех систем объекта с опорой на подобный аналитический модуль можно снизить потребление энергии на объекте розничной сети на десятки процентов.
В каждой индустрии – от машиностроения до ресторанного бизнеса – такой модуль является определяющим для эффективной работы. Разработка технологий в данной области для снижения операционных расходов должна стать трендом для российских компаний в будущем. Минимальный ожидаемый компаниями уровень экономии составляет примерно 4%, хотя разброс в зависимости от проекта может быть колоссальным. Так, например, порт Гамбурга сократил операционные затраты на 75%: уровень подобной экономии может не только спасти убыточное предприятие на грани гибели и вывести его на самоокупаемость, но и привести к невиданному ранее процветанию. Именно использование проверенных и эффективных в плане экономической выгоды аналитических модулей под конкретную индустрию или клиента является ключевым преимуществом CTI на рынке решений для IoT.
Операторы хотят получать прибыль в кратчайшие сроки с минимальными вложениями – отсюда невозможность детально погрузиться в задачи клиентов. Пришедшие в крупную компанию из стартапа талантливые разработчики не выдерживают бюрократизированных бизнес-процессов и задержек при принятии решений на многочисленных этапах внедрения инновационного продукта. Процедуры, проекты, защиты, детальное обоснование затрат – все это убивает творческий процесс разработки и внедрения новых решений IoT. Но есть и положительный момент: операторы накопили многолетний опыт строительства и эксплуатации сетей, они прекрасно знают тонкости организации безопасной и надежной передачи информации и потенциально могут предлагать максимально защищенные отказоустойчивые IoT-решения.
Спрогнозировать рост выручки компании из области телекома от внедрения технологий IoT для своих клиентов можно только в случае создания серьезного решения для крупного клиента с существенным количеством операционных затрат. Сначала аналитическая система, внедренная для клиента, определенное время будет собирать информацию без участия в операционной деятельности. Далее на основе полученных данных система начнет работу уже в активном режиме, позволяя предприятию наладить эффективность своих процессов и получить существенную экономию денежных средств. При этом, на мой взгляд, на стартовом этапе следует договориться о том, какой процент от сэкономленных благодаря этой системе средств будет зарабатывать телеком-оператор. На рынке, в силу относительно ранней стадии развития IoT, встречаются следующие случаи: потратив несколько сотен тысяч долларов на разработку решения для предприятия, оператор может заработать десятки миллионов.
Сейчас компании индустрии (и производственные компании, и их поставщики оборудования) это осознают, поэтому активно занимаются собственными разработками подобных решений, чтобы не отдавать часть сэкономленных денег операторам – поставщикам решений. На мой взгляд, телекому стоит поторопиться: еще несколько лет, и производственные компании научатся решать свои проблемы по оптимизации производства без какого-либо участия операторов. Но пока рынок недостаточно развит, у телеком-компаний есть шанс реализовать подобные проекты с высокой маржинальностью.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #6, 2017
Посещений: 5804
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций