Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Инновационные технологии в действии

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Инновационные технологии в действии

Медиагруппа "Живи" была создана в 2007 году, и с 2008 года при- ступила к созданию собственного комплекса по производству и дистрибуции видеоконтента. В структуру медиагруппы входит несколько разноплановых мультиформатных проектов -от эфирного телеканала до VoD-cepeuca и интернет-сайтов, что соответственно наложило ряд дополнительных требований к гибкости и функциональности производственного комплекса, который должен решать задачи продакшн, пост-продакшн, циклов подготовки, хранения и дистрибуции медиаконтента
Тимофей Гуров
Заместитель технического директора
по телевизионному производству Медиагруппа “Живи''

Для создания собственной производственной базы медиа-группы “Живи" было разработано решение, которое в ноябре 2010 года на ежегодном вручении премии технического комитета Национальной ассоциации телевещателей было признано лучшим системным проектом года, - проект “Цифровой производственно-технологический комплекс".

Основные этапы построения комплекса были завершены в 2009 году, что позволило осуществить централизованное производство медиаконтента для всех проектов медиагруппы.

Технологические требования к построению комплекса

На этапе проработки технического решения для телевизионного комплекса были сформированы следующие требования:

  1. Разместить комплекс в студийных помещениях, специально оборудованных необходимыми элементами конструкций для обеспечения качественной акустики, съемочного процесса и процесса формирования сложных схем светотехники.
  2. Комплекс должен работать в форматах SD и HD.
  3. Комплекс должен обеспечивать съемку на базе ПТС из пяти камер в форматах SD или HD.
  4. Комплекс должен обеспечивать запись материалов на цифровые носители в виде электронных файлов.
  5. Комплекс должен работать в режиме съемок: 12-часовая смена с технологическими перерывами не более 15 минут каждый час.
  6. Комплекс постпродакшн должен решать задачу обработки отснятого материала с обязательным выпуском не менее шести эфирных часов в день, включая монтаж, перемонтаж, озвучку и наложение графики.
  7. Комплекс постпродакшн должен обеспечить работу монтажных комплексов непосредственно с цифрового производственного центра, включающего в себя "дальний” и “ближний" архивы.
  8. Комплекс должен быть легко расширяемым и трансформируемым в соответствии с задачами бизнеса.
  9. Комплекс должен быть построен при оптимальных капиталовложениях.

Технические решения

На первом этапе строительства были проведены подготовительные работы по обеспечению шумоизоляции и энергообеспечения студии, а также работы по изготовлению специализированного покрытия пола, которое не допускает передачу в студию вибрации из других помещений.

Вторым важным этапом в процессе создания студии стало конструирование и возведение фермы для подвеса осветительных приборов с разводкой на ней управляемых и неуправляемых каналов электроснабжения. Важнейшей особенностью конструкции фермы является возможность независимого перемещения вверх и вниз каждого из углов двух секций, из которых и состоит сама ферма. Данная особенность позволяет реализовывать самые смелые и неординарные световые решения, а также облегчает размещение приборов на ферме. Благодаря возможности подъема и спуска независимых секций, световые приборы могут быть установлены с пола. Также это позволяет переоборудовать одну часть павильона, не затрагивая другую, что сокращает время и издержки в процессе подготовки студии к следующей съемке. Существенно облегчает работу светотехников возможность наклона секций, так как позволяет использовать подвесной свет для освещения с нижних точек. Все диммируемые каналы (а их в общей сложности 96) управляются со светового пульта, который позволяет запоминать, настраивать и корректировать световые схемы, необходимые для проведения той или иной съемки.


Параллельно подготовке павильона была создана ПТС на пять камер в форматах HD и SD с использованием камерных каналов. Все каналы заведены на студийный шестиканальный пульт, который работает, как и камеры в обоих основных форматах, переключение между которыми производится за считанные минуты. Звуковой тракт комплекса обеспечивает запись 12 групп звука и управляется при помощи студийного звукового пульта. Студия оснащена перекрестной служебной связью, которая, помимо связи “режиссер - оператор”, обеспечивает связь с участниками, ведущими, редакторами, внутреннюю и громкую связь. Все тракты (в том числе звуковые) контролируются приборами ведущих производителей измерительного оборудования. Запись материалов ведется на накамерные жесткие диски с параллельным дублированием на miniDV-кассеты, что существенно повышает производительность процесса и надежность всего комплекса. В перспективе планируется установка дополнительного оборудования для прямой записи на сервер, минуя другие носители.

Параллельно студийному комплексу был создан отдел ТЖК, который на сегодняшний день полностью “покрывает" потребности компании. Отдел оснащен камерами того же формата, что и студийные камеры. Это позволяет легко наращивать мощности на любом из участков, заменяя камерный парк.

Большое внимание уделяется обработке звука. В процессе реконструкции офиса было подготовлено специализированное помещение с тремя звукоре-жиссерскими аппаратными и двумя кабинами озвучания. Перекрестная коммутация между всеми постами позволяет быстро переключаться на звуковые пульты и источники звука, находящиеся в любой из кабин. Построенные аппаратные обеспечивают возможность сведения фонограмм выступления большого оркестра, эстрадного концерта и озвучивания различных видеоматериалов.

Особенности цифрового производственно-технологического комплекса

Для создания централизованной среды производства (цифровой центр) был разработан специальный проект - “Цифровой производственно-технологический комплекс”.

Работы над созданием проекта проводились в четыре этапа. Для каждого этапа привлекались фирмы-партнеры, имеющие соответствующий профессиональный опыт по данному профилю. Комплекс представляет собой сложное многоцелевое интеграционное решение, построенное на оборудовании ведущих вендоров, но не “привязанное” при этом ни к одному из них. Такая специфика проекта гораздо лучше позволяет в дальнейшем защитить свои инвестиции.

Ключевой технологической особенностью комплекса является возможность объединения оперативного и долгосрочного архивов медиаданных с возможностью непосредственного доступа со стороны производственных систем (станций нелинейного видеомонтажа). Это сделано при помощи ПО управления потоками медиаданных (распространенный термин - система Media Asset Management). В процессе внедрения были объединены и оптимизированы все производственно-технологические цепочки (съемка, монтаж и хранение всех медиаресурсов).


Отдельно хочется акцентировать внимание на особенностях оперативного и долгосрочного электронного архива, которые, по сути, являются частями единого целого виртуального пространства. Оперативный архив построен по принципу Online to Nearline. Эта технология обеспечивает оптимизацию занятости дорогостоящего места на скоростной системе хранения СХД. Данные, не участвующие в производственном процессе, автоматически перемещаются в ленточную библиотеку LTO Ultrium 4. В случае обращения к файлам, находящимся в ленточной библиотеке, они быстро восстанавливаются, то есть копируются с ленточной библиотеки на скоростную систему хранения данных. Важная специфика данной технологии - это возможность работы с файлами до окончания любой операции копирования или восстановления в СХД. Ядро архива целиком построено на кластерной управляемой файловой системе, что делает “прозрачным” обращение к ней пользователей с любой платформы и из любой системы.

Долгосрочный электронный архив позволяет производить архивирование множества программ с разделением их собственных данных на основе иерархического рубрицирования. Не менее важной особенностью архива является возможность разделения всего архивного контента программ на объекты таких типов, как “исходник", “мастер” и “эфирный мастер”. Открытость выбранной системы МАМ позволяет до бесконечности расширять количество объектов, описывающих электронные файлы.

Таким образом, нашей компанией было реализовано объектное архивирование медиаконтента, что практически почти нигде не встречается в предлагаемых интеграционных решениях для тех компаний, часть бизнеса которых составляет медиапроизводство.

В настоящее время к комплексу подключены 16 нелинейных монтажных аппаратных. В качестве выделенных станций импорта медиаданных используются стандартные компьютеры. При этом нужно отметить, что импорт медиаданных возможно производить с каждого компьютера любой платформы, подключенного к производственной технологической сети.

Производственные файловые форматы изображения и звука в компании определяются как любые форматы из списка рекомендованного международными организациями типа SMPTE.


Для описания поиска и доступа к объектам долгосрочного электронного архива была проработана модель метаданных компании, которая базируется на системе метаописаний Dublin Core и содержит дополнительный список атрибутов, которые необходимы для обеспечения всех фаз производства.
В заключение хочется выразить благодарность всем партнерам и специалистам нашей компании, которые совместно вели работы и завершили все этапы построения комплекса. Ме-диагруппа “Живи” отказалась от выбора единого интегратора и обращалась за помощью к конкретным специалистам своего дела. Нашими основными партнерами являются компании “Видеосистем”, HLS Medien-technik, “Корпорация DNK”, “Руслан Коммуникейшнз”, “С-Про Системе”, Si-Media, а также представительство компании JVC Professional и другие уважаемые компании.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2011
Посещений: 12007

Статьи по теме

  Автор

Тимофей Гуров

Тимофей Гуров

Заместитель технического директора
по телевизионному производству Медиагруппа “Живи''

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций