В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Алексей Шумнов
Заместитель директора
Технической дирекции
ВГТРК/ГТРК "Культура"
Современная телерадиокомпания — это полноценное производственное предприятие, фабрика проектов. Поэтому точно так же, как и на любом другом предприятии, в телерадиокомпании неизбежно возникает необходимость оценить эффективность использования ресурсов (финансовых, материальных, человеческих), а также снизить затраты, увеличить прибыль и другие показатели, такие, как доля рынка и рейтинг за счет эффективных инвестиций и роста производительности труда
Особенности автоматизации предприятий телерадиовещания
Решению поставленных задач призваны помочь информационные системы управления предприятием. В организациях других отраслей использование этих систем является привычным, сейчас практически невозможно представить современный завод или торговую сеть без работающей информационной системы. Но в телерадиовещании информатизация до сих пор часто ограничивается применением бухгалтерской программы и не связанных между собой специализированных производственных систем — автоматизации эфира, нелинейного монтажа и т.д. Вопросы построения эффективной системы управления предприятием становятся все более актуальными и для нашей отрасли, поэтому на особенностях автоматизации предприятий телерадиовещания стоит остановиться подробнее.
Как уже говорилось выше, телерадиокомпанию можно рассматривать как производственное предприятие. Однако, в отличие от предприятий других отраслей, в телерадиовещании существенным дополнением к механическому производству является творческая составляющая производимого продукта, а также оперативный характер многих проектов (новости, трансляции). С одной стороны, необходимо учитывать изменчивость многих производственных процессов, с другой — обеспечивать непрерывность вещания, не допускать сбоев и брака в работе телеканала или радиостанции. Это требует высокой надежности информационных систем, задействованных в теле- и радиовещании.
С точки зрения бизнес
процессов часть подразделений телерадиокомпании ориентирована на
проектное производство,
часть — на поточные производственные процессы. Создание любой теле- или радиопрограммы,
по существу, является
проектом: составляется
смета, к производству
привлекаются технические ресурсы, персонал,
заключаются договоры
с владельцами авторских
прав и т.д. В то же время
сам процесс вещания и
подготовку к нему можно рассматривать как по
точное производство.
В эфир должна выдаваться запланированная программа, подготовленная к вещанию по определенной технологии. Она включает в себя постановку передачи в программную сетку, оценку материала службой технического контроля, закачивание или передачу программы по компьютерной сети на вещательный сервер, контроль результатов вещания и т.д. При этом таких "производственных линий", как правило, несколько в связи с множеством часовых поясов в нашей стране.
Интеграция производственных и учетных информационных систем
Организовать работу телерадиокомпании и вести учет хозяйственной деятельности без использования современных технологий практически невозможно. Еще несколько лет назад значительный объем работ на телевидении производился на аналоговой технике. С появлением цифровых технологий происходит постепенное слияние информационных и телевизионно-радийных технологий. Сегодня большая часть операций на телевидении и все процессы производства и вещания на радио выполняются с использованием компьютерной техники.
С ростом производительности компьютерной техники наблюдается процесс постепенного вытеснения специализированного теле- и радиооборудования устройствами, построенными на стандартных ИТ-технологиях. Это позволяет выйти на принципиально иной уровень как производственных, так и учетных информационных систем путем их взаимной интеграции. Фактически за счет объединения систем различного назначения удается построить корпоративную информационную систему, позволяющую рассчитывать себестоимость телерадиопродукции, автоматически контролировать использование авторских прав, определять эффективность произведенных затрат на основе рейтингов ТВ-программ, отслеживать потребность в технических ресурсах, формировать бюджеты и отслеживать их исполнение на основе актуальных данных в реальном времени.
Совсем недавно значительная часть информационных систем, внедряемых в России, разрабатывалась непосредственно на предприятии сотрудниками службы информационных технологий. Достоинства такого метода — полное соответствие разработанной информационной системы бизнес-процессам заказчика, удобство и скорость внесения изменений в функционал. На практике достоинства часто оборачиваются недостатками. Так, создание системы, точно переносящей в электронный вид существующие бизнес-процессы, консервирует сложившуюся, зачастую неоптимальную организацию рабочих процессов. Стоимость содержания собственной команды квалифицированных разработчиков с учетом неизбежных накладных расходов, как правило, превышает стоимость внедрения и адаптации как отечественных, так и импортных продуктов.
Поэтому в последние годы с приходом в Россию мировых поставщиков ERP-систем и повышением качества продуктов отечественных разработчиков выбор компаний-заказчиков обычно останавливается на промышленном решении — известном отечественном или зарубежном продукте.
Три подхода к внедрению системы
Однако существуют отрасли, для автоматизации которых подходящих готовых продуктов на отечественном рынке до сих пор нет. Подобная ситуация сложилась и в области автоматизации хозяйственной деятельности телевизионных компаний. Системы, обеспечивающие необходимый функционал, существуют на зарубежных рынках, но в России отсутствуют интеграторы, имеющие опыт их внедрения. Такие системы рассчитаны на то, что персонал компании будет четко следовать бизнес-процессам, заложенным в программу, что не всегда приемлемо в наших условиях. Более того, методы работы зарубежных и российских телекомпаний не всегда идентичны.
В то же время на российском рынке представлено большое количество информационных систем-конструкторов разных классов. Примерами таких систем могут служить MBS Navision, MBS Axapta, SAP, 1С и другие. Системы разного ценового диапазона и масштаба объединяет наличие собственного языка и инструментов разработки. Таким образом, организация-пользователь фактически получает возможность совместить три различных подхода к внедрению системы:
Тем самым достигается сочетание гибкости внутренней или заказной разработки продукта с теми преимуществами, которые приносит использование тиражного решения. Заказчик получает возможность комбинировать подходы, минимизируя затраты на получение необходимого функционала.
Именно комбинированный метод был успешно реализован в ГТРК "Культура" для автоматизации хозяйственной деятельности предприятия. Перед началом проекта были определены ключевые процессы, подлежащие автоматизации новой информационной системой. Потом был проведен анализ отечественных и зарубежных систем, имеющихся на рынке, по ряду параметров, среди которых были: стоимость системы, трудоемкость модификации, наличие квалифицированных инсталляторов, надежность производителя, открытость архитектуры, тип применяемой СУБД и другие. Одним из важных требований к системе являлась ее способность автоматизировать выделенные ключевые процессы способом, максимально близким к бизнес-процессам компании. В ходе анализа выяснилось, что автоматизация складского хозяйства, учет хозяйственных договоров и их исполнения, бюджетирование могут быть автоматизированы стандартными продуктами. В то же время процесс производства телерадио-продукции, в том числе координация использования технических средств для съемок и монтажа телерадиопрограмм, имеет ярко выраженные особенности, не позволяющие автоматизировать его модулями ERP-систем, предназначенных для автоматизации поточного или позаказного производства, а также не совсем вписывается и в рамки модулей, предлагающих проектный подход к производству.
Аналогичные выводы были сделаны и относительно модуля учета закупки телерадиопрограмм у сторонних компаний. Из систем, представленных на российском рынке, близким функционалом обладали только специализированные медиамодули крупных зарубежных систем с ценой, неприемлемой для телерадиокомпании. В результате было принято решение использовать комбинированный подход к внедрению системы, применять по максимуму стандартный функционал промышленного решения, дополняя его модулями, необходимыми для автоматизации специфических бизнес-процессов.
Необходимость интеграции
Еще на этапе предварительной проработки проекта автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности компании обсуждался вопрос о необходимости интеграции этой системы с другими, используемыми на предприятии. Например, такими, как специализированные производственные системы и система документооборота. Связано это с тем, что для процессов автоматизации телерадиовещания используется несколько достаточно сложных информационных систем, в определенной степени являющихся аналогом АСУТП на производстве. В частности, система автоматизации эфира отвечает за автоматическую выдачу материалов в эфир согласно монтажному листу, в котором с точностью до кадра расписаны эфирные сутки и указан источник, с которого выходит материал (сервер данных, внешняя линия или кассета). Система отвечает также за наложение логотипа канала и титров. Эта же система после эфира предоставляет данные о том, что в действительности было показано зрителям, поскольку существует возможность отклонения от ранее составленного расписания.
Для предварительного и оперативного планирования эфира с учетом соблюдения авторских прав на материалы используется специализированная система, в которой подробно описываются все эфирные объекты (программы). В ней же отражаются результаты работы службы контроля качества, производится анализ эфирного дня и объемов вещания в различных разрезах. К системе обращаются сотрудники большинства подразделений компании, а общее число пользователей приближается к двум сотням.
В результате проведенных работ практически все используемые в компании программные продукты были интегрированы, чтобы обеспечивать непрерывность электронного сопровождения бизнес-процессов, затрагивающих несколько различных информационных систем, не допускать повторного ввода информации в компьютер. На схеме показаны основные информационные системы компании и реализация связи между ними. Таким образом в ГТРК "Культура" была создана единая информационная среда, позволяющая сотрудникам получать необходимые сведения на своем рабочем месте в любое время.
Трудности начального этапа
На начальном этапе внедрения информационных систем появились трудности, связанные с недостаточной компьютерной грамотностью персонала. Не хватало современной техники, значительная часть производственных документов составлялась путем рукописного заполнения специальных бланков. Автоматизация творческих подразделений, в которых значительную часть персонала составляют журналисты, редакторы, ассистенты режиссеров, — трудная задача. Люди с гуманитарным образованием и нетехническим складом ума не склонны к формализации своих действий, что плохо сочетается с жесткими правилами по внесению данных в компьютер. Однако поддержка руководства компании и совместная работа с опытными пользователями по доработке систем помогли преодолеть эти сложности. Если раньше у некоторых сотрудников возникали вопросы "Зачем нам нужны информационные системы?", "Ради чего мы тратим время на занесение данных в компьютер?", то сегодня многие из них не представляют себе свою работу без той информации, которую дает внедренная система.
Зачастую внедрение информационных систем производится исключительно с целью создания отчетов для руководства компании. Специально сформированный штат операторов вносит в информационную систему все необходимые данные, после чего по запросам руководителей сотрудники получают из системы разнообразные отчеты. Безусловно, предоставление отчетности руководителям компании — одна из основных задач информатизации. Однако в актуальной информации нуждаются не только топ-менеджеры, но и руководители более низкого ранга и рядовые сотрудники.
Вряд ли в наши дни может оставаться конкурентоспособной компания, сотрудники которой не имеют доступа к информации, необходимой им для выполнения служебных обязанностей. В этом случае каждый сотрудник компании самостоятельно пытается собрать необходимые данные и хранит их в виде текста или таблиц Excel. В результате связи между подразделениями нарушаются, появляется несогласованность данных, возникает тенденция к сокрытию ценной информации внутри подразделений. Более того, появляются разногласия даже в базовых понятиях. Например, при внедрении информационной системы оказалось, что некоторые термины разные подразделения компании понимали по-разному. Для того чтобы выработать общую терминологию и прийти к единому пониманию процессов, потребовалось несколько недель интенсивных переговоров со всеми заинтересованными сторонами.
Психологический аспект внедрения системы
На мой взгляд, основная опасность внедрения информационной системы кроется не в просчетах в архитектуре или функциональных требованиях. Во-первых, на сегодняшний день уровень проектных команд достаточно высок и грубые ошибки проектирования и реализации допускаются нечасто. Во-вторых, если процесс работы над проектом построен правильно, такие ошибки можно выявить на ранней стадии и вовремя устранить.
Гораздо серьезнее обстоит дело с психологическим аспектом внедрения системы. Как правило, сотрудники компаний не приветствуют радикальные перемены в бизнес-процессах, боятся не справиться со сложной техникой. Это вызывает у человека защитную реакцию, которая выражается в неприятии системы, новых методов работы, критике изменений. Не все готовы к разделению ответственности. Например, сотрудник, готовящий отчеты руководству или в вышестоящую организацию, привык лично собирать необходимые данные, вносить их в Excel, обрабатывать и формировать отчет. Он полностью отвечал за достоверность информации. При использовании общей корпоративной системы получается, что информацию в систему заносят десятки разных людей. Если кто-то из них сделает ошибку и проверка ее не обнаружит, отчеты получатся неверными. Естественно, повышается ответственность каждого работника, вносящего данные, что тоже не всем по душе. Тем не менее наш опыт показывает, что даже люди, отрицательно настроенные к внедрению информационных систем, меняют свое отношение к ним по мере освоения новых инструментов работы, постепенно понимают преимущества, которые дает информатизация.
При внедрении системы необходимо сочетание жесткой позиции руководства компании, установление новой системы как корпоративного стандарта и пропагандирование новых методов работы среди сотрудников.
Немаловажную роль в этом играет и привлечение пользователей к разработке требований и проектированию самой системы. Дело в том, что система, внедренная исключительно силовыми методами, вряд ли будет использоваться эффективно. С другой стороны, при отсутствии по-настоящему твердой и последовательной поддержки руководства шансы внедрения системы близки к нулю. Сотрудники воспримут работу с системой не как свою функциональную обязанность, а как дополнительную, не обязательную нагрузку.
Метод "ключевых пользователей"
Для того чтобы ускорить процесс внедрения новой системы, проектной группой был разработан и апробирован метод "ключевых пользователей". В каждом подразделении выявляются сотрудники, не всегда занимающие руководящую позицию, но обладающие авторитетом среди коллег. Как правило, это наиболее активные, квалифицированные сотрудники, к мнению которых прислушиваются. Далее определяется, чем внедряемая система может быть полезна именно этим людям, как использование новых технологий поможет упростить их работу и работу всего подразделения, расширить зону ответственности. Если такие сотрудники становятся союзниками проектной команды, внедрение системы будет успешным, конечно, при условии, что ожидания пользователей не окажутся обманутыми.
Опыт ГТРК "Культура" свидетельствует о возможности создания в телерадиокомпании единой информационной среды, объединяющей все аспекты вещания и производства. Использование потенциала современных информационных технологий позволяет контролировать работу компании, оптимизировать применение технических и людских ресурсов. Единая информационная среда дает каждому сотруднику доступ к необходимой ему информации в режиме реального времени, в ряде случаев позволяет отказаться от бумажной формы документов, снизить уровень затрат, повысить эффективность работы и управления компанией в соответствии с требованиями рынка.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2006
Посещений: 23509
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций