Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IBC' 2010: взгляд российского интегратора

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IBC' 2010: взгляд российского интегратора

Выставку IВС'2010 можно сравнить с театром. Зрители и актеры, режиссер и другие участники представления — каждый исполняет свою роль, и у каждого свой взгляд на происходящее. Так и выставка с разных точек зрения выглядит по-разному. Организаторы считают число посетителей и участников, сводят балансы: сколько вышло доходов, а сколько было расходов. Участники выставки демонстрируют свои достижения и пытаются выделиться среди конкурентов. Многим это удается
Сергей Соколов
Генеральный директор компании "Дигитон Системс"

В поисках золотой жилы

Специалисты радио и телевидения, заходя на стенды компаний, знакомятся с оборудованием, “примеряют" его на себя. Их интересы разнообразны и своеобразны. Руководитель региональной ТРК обратит внимание на одно, его столичный коллега - совсем на другое. Представитель компании, занимающейся производством оборудования и софта, дистрибуцией и интеграцией, смотрит на продукт с иной стороны.

Что было важно лично для меня? Понять состояние и направление развития отрасли, для того чтобы спокойно работать сегодня и встретить подготовленным завтрашний день.

Именно пульт привлекает к себе взгляды приходящих в студию, и наших заказчиков при строительстве аппаратных и студий вопрос выбора пульта тоже волнует.

Мы "делаем” телевидение и радио. Мы строим студии - реализуем желания заказчика, в меру своих сил, знаний и понимания стараемся сделать эту работу хорошо. И поэтому время от времени полезно сверять свою точку зрения с лучшими образцами мирового уровня. Где это можно сделать? Именно на выставках. Здесь производители оборудования и интеграторы демонстрируют свои решения. Вариантов множество, все представленные образцы сосредоточены на относительно небольшой площади, поэтому за день можно несколько раз подойти к ним, посмотреть и сравнить.

После этого постепенно формируется понимание, “куда движется мир”. Конечно, не всегда просто увидеть главный, “золотой” тренд. Я уже шестой год подряд приезжаю на 1ВС и замечаю, что некоторые направления "ушли”, так и не реализовав свой потенциал, а другие раскрылись, и все, кто сделал верные ставки в свое время, с лихвой вознаграждены. Но на подобных форумах смотреть следует не только на “железо”, но и на людей, которые им занимаются: огромную роль в процессе играет, как обычно, лобби и маркетинг. Не обязательно в лидеры выходит технология, реализация которой с инженерной точки зрения была выполнена на высоком уроне. Так же как не всегда “профит” тех, кто был связан с самой популярной и разрекламированной технологией, был выше, чем у тех, кто осваивал альтернативные решения.

Консоли: от минимализма до роскоши

Большинство представленных в этом году радиостудий выдержаны в духе минимализма: на столе свободно, в эфире - просторно. К миниатюрному пульту (рис. 1) можно подключить микрофон, компьютер и давать в эфир отличную музыку, говорить умные слова - на эти качества программы размеры пульта не влияют.


Тезис “пусть словам будет тесно, а мыслям -просторно” вполне можно написать над входом в студию. Пусть напоминает ведущим о том, что количество каналов пульта не переходит механически в качество программы. На этом фоне студия с восьмика-нальным пультом (рис. 2) не выглядит аскетичной. Но сравните с собственными студиями, задумайтесь о необходимых и достаточных возможностях студии. Нам не трудно поставить вам пульт и на 16 каналов, и на 32. Нас такая продажа вполне устраивает, а полезна ли такая покупка вам?


Привычным и понятным выглядит рабочее место на стенде D&R (рис. 3). И обратите внимание: микрофон только один, а каналов на пульте - 12, то есть гораздо больше. Можно предположить, что на 12 фонограмм - одно микрофонное включение. Возможно, ведущий выходит в эфир и чаще, но виден тренд: основная часть звуковых материалов заранее загружена к базу данных на сервере, а ведущий составляет из готовых элементов целостное полотно в эфире. Техника не мешает ведущему говорить в микрофон столько, сколько ему вздумается, его активность ограничивает только программная политика станции.


Крупные формы на радио себя еще не исчерпали, и для производства таких программ тоже предлагается соответствующее оборудование (рис. 4).


На стене около пульта Calrec Apollo - плакат: до 1020 каналов, до 320 фейдеров. Поддерживаются режимы и стерео, и 5.1, а развитая система коммуникации позволяет решать сложные задачи, например организовывать запись или трансляцию спортивных соревнований или театральных постановок. Есть ли потребитель на такую продукцию в России? Сложный вопрос. Нам приходилось в своей практике строить многофункциональные комплексы, но мы обходились пультами с гораздо меньшими возможностями.

Звуковые процессоры для радио и телевидения:такие похожие и такие разные

Вопрос стабилизации громкости звука в радиовещании решен довольно давно, и в этом есть вклад нашего давнего партнера Фрэнка Фоти, “отца" линейки процессоров Omnia.

Вопросы к громкости рекламы на ТВ имеют место не только в России. Принимаются законы, обсуждаются рекомендации и нормативы, и результаты этой активной деятельности можно было видеть на выставке. Предлагалось оборудование для измерений громкости - инструмент полезный. Еще более необходимым представляется устройство, которое не просто регистрирует ошибки, но и исправляет их в автоматическом режиме. В радиовещании оно уже давно и широко используется. При грамотной настройке и правильной эксплуатации получаются вполне приемлемые результаты. Стоимость этого аппарата невелика, это позволяет использовать его даже при стесненных финансовых обстоятельствах. Впрочем, не будет звука - не будет и денег, на радио эту простую истину поняли довольно давно. Пришла очередь телевидения. Когда речь идет о сигнале, который "уходит" непосредственно на ТВ-передатчик, то вполне можно использовать недорогой аппарат класса Omnia One. При решении вопроса с громкостью непосредственно в тракте формирования программ ТВ-сети полезно обратить внимание на специализированные модели процессоров (рис. 5).


Если смотреть на лицевую панель, то особых отличий от FM-процессоров мы не заметим. Различия - внутри. Специализированные звуковые ТВ-процессоры позволяют извлечь звуковой сигнал из SDI-потока, обработать его и восстановить поток снова. Учтены тут и вопросы компенсации задержки звука относительно изображения. Есть и еще одна тонкость: ТВ-процессоры позволяют корректно работать и с метаданными, и с сигналами формата 5.1. Возникает вопрос о необходимости пространственного звука в вещательном ТВ. Не исключено, что сервис окажется невостребованным. Сколько лет у нас идут разговоры о стереозвуке, но в эфирном аналоговом ТВ-вещании он так и остался диковинкой. Так ведь развиваются и другие технологии, такие как DVB-S/C/T, то есть цифровое спутниковое, кабельное и эфирное ТВ. А там стереофония давно уже заняла свое заслуженное место. И создавая инфраструктуру современной ТВ-сети, пора бы подумать и о стерео, и о 5.1. Чтобы не пришлось потом все переделывать.

К сожалению, не придумали еще такой фотоаппарат, который может передать всю красоту Omnia 11. И звук фотография тоже не передает, и придется вам поверить мне на слово (рис. 6), что Omnia 11 - большой шаг вперед. Сигнал на его выходе получается чище и прозрачнее, чем на входе. Как это достигается? Понимание природы потерь качества, которые имеют место в процессе производства и доставки сигналов, позволило разработчикам найти “лекарство" от избыточной компрессии звука, как в смысле сжатия аудиоданных, так и в смысле исходно перекомпрессированного динамического диапазона фонограмм. Новый процессор не подчеркивает искажения входного сигнала, а, наоборот, их маскирует, потому и получается приятный звук на выходе. Мне понравилось. Мое субъективное мнение на выставке разделили, как выяснилось, многие: очередь на Omnia 11 выстроилась такая большая, что покупатели были готовы ждать четыре месяца вместо привычных четырех недель. Процессор, который еще не начали отгружать, заказали и оплатили уже более 60 покупателей. Вот и говорите после этого про кризис.


На стенде корпорации Telos процессоры Omnia и Linear Acoustic располагались рядом. Здесь есть смысл остановиться и задуматься над парой непростых вопросов.

Практически независимо выпускаются две линейки сходного по назначению оборудования. По качеству звука Omnia имеет явные преимущества, a Omnia 11 - особенно. Уже прошло два года, как фирма Linear Acoustic вошла в состав группы, но слияния технологий не произошло (и пока не предвидится), хотя житейская логика подсказывает: если поставить в Linear Acoustic алгоритм обработки звука от Omnia, то получится прибор с непревзойденными возможностями. Почему же этого не происходит? В том, собственно, и состоит профессионализм разработчиков и маркетологов, что они не спешат удивлять планету рекордами. В обработке звука существует тысяча мелочей, в секторе телевидения - тоже, и механическое объединение не приведет к появлению на рынке прибора нового уровня, скорее наоборот. Но не исключено, что со временем в процессорах Omnia появятся опции, обеспечивающие работу с SDI, или будет усовершенствован алгоритм обработки звука в Linear Acoustic, но такого уровня задачи не решаются “к празднику". Одна из основ успеха капитализма в том, что рапорт о досрочном решении задачи не заменяет собой самого решения. И владельцев предприятия интересуют не доклады об успехах разработчиков, а продажи. Такой опыт заслуживает внимания, его надо будет учесть и в своей работе: не спешить с выводом на рынок новых продуктов, внимательнее относиться к мелочам.

Глядя на "дуэт” Omnia и Linear Acoustic, поневоле задумываешься: почему в телевидении так много шума вокруг измерения громкости, суеты из-за EBU BS 1770 и R128, а в радиовещании без этого обходятся и все отлично звучит? И почему решения с обработкой звука, хорошо себя зарекомендовавшие на радио, нельзя перенести на телевидение? Возможно, причиной тому разнообразие на ТВ форматов и оборудования, которое и приводит к различиям уровней звукового сигнала в разных материалах.

Имеет значение и различие технологий производства разных программ, помноженное на человеческий фактор: у каждого звукорежиссера своя точка зрения на качество фонограммы. Похоже, пока не все еще осознают, что телевидение - технологический процесс, а к творческим поискам собственного звучания надо относиться критически. Представьте себе, что сборщики на конвейере Форда начнут экспериментировать и займутся улучшением. Велика вероятность, что в итоге получится некая "Лада". Так и на телевидении: здесь творчество подчиняется технологическому процессу, а упомянутые рекомендации EBU BS 1770 и R128 - шаги на пути его формализации.

От хороших характеристик к хорошему сервису

Принято считать, что пульт или, как иногда говорят, консоль - это сердце студии. Бесспорно, именно пульт привлекает к себе взгляды приходящих в студию, и наших заказчиков при строительстве аппаратных и студий вопрос выбора пульта тоже волнует.

Для решения несложных звуковых задач, таких как автоматизированное вещание с нечастыми “живыми" включениями ведущего, вполне можно использовать небольшой аналоговый пульт. А что предложить тем, перед кем задачи стоят более сложные? И как организовать рабочее место? На выставке можно было увидеть решения от разных фирм и сравнить взгляд других со своим собственным. Например, фирма Mandozzi предлагает разделить пульт на части, освободить место перед ведущим (рис.7). Приятно осознавать, что мы не одиноки в таком подходе.


Интересно наблюдать за развитием радиовещательного оборудования. Когда я пришел в этот бизнес, производители радиовещательных передатчиков соревновались в достижении наилучшего качества звука. Если у одного - разделение каналов 50 дБ, то у другого будет - 60. Если у конкурента нелинейные искажения - 0,2%, то мы сделаем 0,1%. Производители искренне верили, что именно параметры качества звука для покупателя -это самое важное. Судя по последним выставкам, тренд изменился. Причины понятны: параметры достигли предела разумного, и дальнейшее снижение искажений или шумов ни на что уже не влияет.


На первый план вышло иное: КПД, возможности систем автоматики, форма потребляемого от сети тока и “ко синус фи”, размеры и даже вес. Вероятно, пройдет еще какое-то время, пока все пользователи осознают, что повышение КПД - это не столько экономия электроэнергии, сколько уменьшение проблем отвода тепла. А уменьшение размера и веса упрощает как размещение в стойке, так и транспортировку. Что делать, если вышел из строя современный передатчик? Едва ли персонал большинства передающих центров самостоятельно справится с его ремонтом. И дело тут не в квалификации инженеров, а в отсутствии оборудования, необходимого для настройки аппаратуры после ремонта. Выход один - передать аппарат в сервис-центр.


Судите сами, велики ли будут хлопоты по транспортировке такого передатчика (рис. 8)? Есть у аппарата и другие достоинства, но не стану о них ничего говорить, иначе это будет рекламой. Отмечу лишь одно: только когда начинаешь вникать, понимаешь пользу от казалось бы второстепенных возможностей, например таких, как автоматическая отправка SMS с сообщениями о состоянии аппарата.

На выставке желающие могли познакомиться с внутренним устройством передатчика (рис. 9). Что не менее важно, чем список параметров.

Радио сегодня и завтра

Нельзя не упомянуть о ситуации, которая складывается вокруг радиостанций в частности и радиовещания в целом. Развитие коммуникаций оказывает двойственное, противоречивое воздействие на радиовещание. С одной стороны, IP открывает широкие возможности по доставке и раздаче сигналов, упрощается и работа по подготовке программ: можно “взять” запись голоса диктора из другой страны и даже континента. За несколько минут этот файл будет доставлен в студию, и это хорошо. Если посмотреть с другой стороны, то увидим, что развивающийся на той же технологической платформе Интернет оттягивает на себя аудиторию, а это для радио не очень приемлемо.

Когда появились технологии беспроводного широкополосного доступа, такие как WiMAX и Wi-Fi, были все основания полагать, что радио не выдержит соревнования с телевидением и Интернетом. Действительно, мобильный доступ к неисчерпаемому объему информации и всяким развлечениям - это заманчиво. Но, судя по нынешней выставке, пик интереса к этим технологиям, равно как и к DVB-H, уже остался позади, а аналоговое радиовещание живет и процветает. Почему? Однозначного ответа нет. Свою роль сыграла, надо полагать, и инерционность аудитории, которая не поспевает за техническими новинками, следующими одна за другой и уходящими, не оставив заметного следа. Нельзя забывать и о реальных технических возможностях сетей связи, которые не всегда оказываются достаточными для выполнения всех рекламных заявлений. А получается следующее. Пока аудитория нового сервиса составляет 100 человек, они не испытывают никаких затруднений при его использовании. Но услуга для 100 человек - не конкурент радио, которое слушают миллионы, а случай, когда к интернет-порталу обращается всего сотня тысяч, называют DDoS атакой, и считают преступлением. Оппоненты вправе напомнить мне про YouTube, ресурсы которого позволяют обслуживать одновременно огромное количество пользователей, вполне сравнимое с аудиторией радио или ТВ-станции. Да, это так, но поделите стоимость оборудования YouTube на количество пользователей, и вы поймете, что аналоговому радиовещанию этот сервис пока не конкурент. Не следует забывать и об ограниченности ресурса радиоканала - “последней мили" системы беспроводного доступа. Его емкость распределяется на всех пользователей, и каждому достается в итоге совсем немного, в отличие от радиовещания, где эфир не делится между пользователями.

А как обстоят дела с цифровым радиовещанием? В последнее время активно продвигается технология DRM, и на выставке можно было познакомиться с передающим оборудованием, представленным одним из лидеров этого направления - фирмой Nautel (рис. 10). Сектор этот развивается очень активно, но пока нет серьезного повода для беспокойства у конкурирующих технологий, например FM-вещания. К такому выводу нетрудно прийти, ознакомившись с системой в действии. Так что пока аналоговое вещание выдерживает конкуренцию.

Что будет с радиовещанием завтра? Это зависит от того, сможет ли дать радио пользователю то, чего не может, например, телевидение. В частности, разговоры со слушателями, которые не имеют возможности смотреть ТВ. А позвонить в прямой эфир сегодня можно из любой точки мира. Как раз в этом секторе работает наш давний партнер - компания Telos, и на IBC-2010 мы увидели действительно революционный продукт. Новый многоканальный телефонный гибрид позволяет подключиться напрямую к операторам SIP-телефонии, объединить несколько студий по сети Ethernet. И еще много-много чего - обо всем не расскажешь в статье. Это надо видеть.

 

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2010
Посещений: 10933

Статьи по теме

  Автор

Сергей Соколов

Сергей Соколов

Генеральный директор компании "Дигитон Системс"

Всего статей:  25

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций