Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

HDV для всех?

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Александр Филиппов
ООО "Профессионaльные Телевизионные Системы"

HDV для всех?

Главное событие на рынке профессионального видеооборудования в 2005 г. – новый формат записи HDV

Формат записи видео HDV был разработан и впервые представлен в сентябре 2003 г. компаниями 5оnу, JVC, Canon и Sharp. Основная его цель - запись видеосигнала высокой четкости (High Definition) на MiniDV-кассету. Разумеeтcя, некомпрессированный HD-сигнал c цветопредставлением 4:2:2 или 4:4:4 записать на DV-ленту не удастcя. Необходимо либо использовать совершенно другие носители, а также дорогую и сложную техническую часть для обработки таких потоков данных (что приведет к стоимости, сравнимой со стоимостью на HDCAM- или DVCPRO HD-оборудование), либо использовать компрессию.

В HDV-стандарте на лентy записывается сигнал с цветопредставлением 4:2:0 и межкадровым сжатием (Interframe) MPEG-2, Video-профиль и уровень МР@Н-14. При межкадровом сжатии, известном также кaк MPEG-2 IBP, изображение представляется в виде длинной GOP (Long Group of Pictures) последовательности кaдров. Суть сжатия заключаeтся в том, что на несколько кадров записывается лишь один ключевой I-кaдр, который полностью описывает изображение. "Предсказанные" или Р-кaдры (predicted) описывают движение от предьц{ущего I- или Р-кaдра. Формирование В-кадров (bi-directional) происходит после анализа предыдущего и последующего изобрaжения. Применение межкадрового сжатия позволяет существенно уменьшить поток данных. Помимо естественного снижения качества изображения и возможного появления тaк называемых артефактов у данного формата записи есть еще одна "врожденнaя" особенность - невозможность линейного монтaжа.

На самом деле HDV-формата два: HDV-1 и HDV-2. Компания Sony используeт в одноименной линейке оборудования формат HDV-2. На лентy записывается чересстрочный (interlaced) сигнал 1080i с частотой 25 или 30 кaдр/с. Размер кадра - 1440 х 1080 пикселей, а не 1920 х 1080 как у "настоящего" HD 1080i изобрaжения. Плотность потока занисываемык данных составляет 25 Мбит/с, то есть ровно столько же, сколько и у стандартного DV-сигнала.

Компания JVC Professional при подготовке линейки доступного ТВЧ-оборудования ProHD по-шла другим пyтем. Формат записи, используемый в камкордере GY-HD100 и рекордере BR-HD50, называется HDV-1. В чем состоит принципиальное отличие? Во-первых, на лентy записывается прогрессивный сигнал 720р. Размер изображения - 1280 х 720 пикселей, частoта кадров - 24, 25 или 30 Гц. Величина потока данных несколько меньше, чему HDV-2, и составляeт 19,8 Мбит/с.

Еще одно различие между двумя HDV-форматaми заключается в особенностях расположения данных на ленте. В формате HDV-1 запись на лентy производится практически так же, как и в DV-формaте. Вместо DV-видео записывается видеосигнал MPEG-2 и компрессированный аудиосигнал МР2 (MPEG-1 Layer 2). В аудиосегменте записываются те же два канала аудио, но уже без компрессии, в формате РСМ 48 кГц, 16 бит. В отдельной области записывается служебная информация (временной код и пр.). В формате HDV-2 аудиосегмент на ленте попросту пустует. Записывается только компрессироваиный МР2-звук.

Говорить о том, какой именно формат обеспечивает лучшее качество и наиболее предпочтителен, сложно. Казaлось бы, сигнал 1080i обеспечивает намного большее разрешение, чем 720р. Однако в силy ряда особенностей и ограничивающик фaкторов, горизонтальное разрешение у сигнала HDV 1080i реально выше всего на 30 линий. Однако следует учитывать еще и то обстоятельство, что практически все устройства отображения сигналов (проекторы, ЖК и плазменные пели) отображают именно прогрессивный сигнал. Дaже если на вход устройства подается чересстрочный сигнaл, то сначала происходит его преобразование в "прогрессив", a уже потом происходит его отображение. Это означает, что, несмотря на имеющееся преимущество в разрешении сигнала на ленте, при просмотре мы этой разницы можем и не увидeть.

Важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание при выборе оборудования: форматы HDV 720р и 1080i на сегодняшний день не совместимы по воспроизведению. Сигнaл, записанный в 720р, не будет воспроизводиться на оборудовaнии формата 1080i, и наоборoт.

Однако качество изображения определяeтся не только форматом зaписи, но и самим оборудованием, на котором производится его зaпись. Есть и другие параметры, по которым производится выбор того или иного оборудования - функциональные возможности, эргономика, нaконец, цена. На сегодняшний день съемочное и записывающее оборудование формата HDV выпускается тремя компаниями: Sоnу, JVC Professional и Canon.

Sony

Линейка HDV-оборудования компании Sоnу первоначально включала трехматричный камкордер HVR-Z1 и рекордер HVR-М10. Позднее к ним присоединился компактный palm камкордер HVR-А1. Формально на профессиональном рьшке встречаются и бытовые версии - камеры HDR-FХ1 и HDR-НС1, но в данном обзоре мы ик рассматривать не будем.

Трехматричный камкордер HVR-Z1 внешне напоминает модели DSR-PD150/170. Он отличается хорошо продyманной эргономикой, однако сaм камкордер выполнен кaк "ручная" модель, что заставляет задуматься о приобретении системы стабилизации при длительной съемке "с руки". Объектив Carl Zeiss с 12-кратным увеличением смонтирован непосредственно в корпусе камкордера. Камкордер позволяет осуществлять съемку кaк в HDV, так и в стандартном разрешении, в формате DVCAM или DV. Шесть назначаемых кнопок на корпусе камкордера обеспечат оперативный достyп к часто используемым нacтройкам. Для съемки кино и сериалов имеются специальный режим Cineframe имитации прогрессивного изображения и специальная цветовая гaмма Cinematone Gamma. Видеовыходы – i.LINK (HDV 1080i, DV), компонентный, композит, S-Video. Для дистанционного управления можно использовать интерфейс LANC.

Компактный камкордер HVR-А1 вместо традиционных ПЗС-матриц оснащен светочувствительным элементом нового поколения - CMOS-сенсором. Функциональные возможности "младшей" модели аналогичны камкордеру HVR-Z1. Излишняя компактность камеры привела к тому, что количество кнопочных органов управления сведено к минимуму, а доступ к функциям и настройкам осуществляется через меню при помощи сенсорного ЖК-экрана размером 2,7 дюймов, что доставляет определенные неудобства при работе. Обе модели имеют компонентный, композитный, S-Video и i.LINK (IEEE 1394) видеовыходы. С компонентного выхода при помощи встроенного конвертера могут быть "сняты" сигналы 1080i 50 или 60 Гц, 576i и 576р.

Видеорекордер пока один - Sony HVR-М10. В компактном корпусе устройства удалось разместить просмотровый ЖКэкрaн размером 3,5-дюйма. Еще одна особенность этого рекордера - возможность работы oт аккумулятора в полевых условиях. Рекордер позволяет осуществлять запись и воспроизведение в форматах HDV 1080i, DVCAM и DV (SР). Набор интерфейсов аналогичен камкордерам Sony HDV. В июне этoгo года рекордер HVR-М10 уступит место сразу двум новым моделям: HVR-М25 и HVR-М15.

JVC Professional

Первый компактный ТВЧ-кaмкордер компания JVC представила еще в конце 2003 г. Однако модель JY-HD10 явно опередила свое время и практически не пользовaлась спросом. Проанализировав потребности профессионального рынка и приняв во внимания все замечания в адрec первой модели доступного HD камкордера, JVC началa выпуск оборудования для достyпногo ТВЧ-пpоизводства ProHD: кaмкордер GY-HD100 со сменной оптикой и рекордер BR-HD50. Камкордер GY-HD100 оснащается 1/3-дюймовыми матрицами c прогрессивным скaнированием. На mini-кacсетy записываются сигналы HDV (720р; 24, 25 или 30 кaдр/с) или DV. Камкордер поставляется в комплекте с 16-кратным High Definition объективом Fujinon, однако вместо него может использоватьcя любой другой объектив с 1/3-дюймовым байонетным креплением. Преимущества в использовании сменной оптики очевидны: возможность выбора объектива под конкретные задачи, полное и привычное для профессиональногo оператора механическое управление всеми нacтройкaми. Кроме того, кaк производитель, так и сторонние компании уже предлагают массу рaзличных аксессуаров и адаптеров для использования на камере 1/2-, 2/3-дюймовых объективов, а также кинооптики.

Конструктивно ProHD камкордер GY-HD100 выполнен как плечевой, что одновременно обеспечивает удобство при съемке и роднит камеру со "старшими" моделями. Помочь оператору правильно настроить фокус при съемке призвана специальнaя функция Focus Assist. Функция Smooth Motion позволит избежать при съемке "строба". Операторские настройки могут быть сохранены на SD-карте памяти.

Камкордер выпускается в двух версиях: с HDV-выходом (модель GY-HD100) и HDV-входом/выходом (GY-HD101).

И та и другая версия камкордера могут быть дополнительно укомплектованы накамерным дисковым рекордером DR-HD100. На компактное устройство с жестким диском объемом 40 или 80 Гбайт можно записать от 3,5 до 7 часов видео в формате HDV. При использовaнии дискового рекордера возможности камеры дополняются функциями циклической и предварительной ("ретро") зaписи. Основное преимущество зaписи на жесткий диск хорошо известно – отснятый материал сразу готов для дальнейшего монтaжа.

Студийный рекордер BR-HD50 может работать в HDV- (720р) и DV-форматах, а также воспроизводить записи DVCAM. Его касетоприемник рассчитан как на Mini-, так и стандартные DV-кассеты. Помимо IEEE 1394, композитного, S-video и компонентного выходов, BR-HD50 оснащен еще и HDMI-интерфейсом для передачи цифровых сигналов без потерь на устройства отображения.

Canon

HDV-камкордера от компании Canon ждали долго. Первая информация просочилась за несколько дней до вы-ставки IBC'2005. Как и ожидалось, XL Н1 конструктивно повторяет популярный MiniDV-камкордер Canon DМ-ХL2. Камера оснащается сменной 20-кратной HD-оптикой с оптическим стабилизатором изображения и фирменным креплением XL. Светочувствительный элемент - три 1/3-дюймовые матрицы с эффективным разрешением 1,56 млн точек, что больше, чем у Sony и JVC, обеспечивает превосходную детализацию изображения. Формат записи в режиме высокой четкости (как у оборудования Sony) HDV 1080i. Прогрессивного сканирования у этого камкордера нет. Зато есть "имитирующие" режимы 25F, а опционально - 24F и 30F.

Главное отличие HDV-камкордера Canon от конкурентов - наличие выхода некомпрессированного сигнала HD-SDI, входа Genlock, a также входа и выхода временного кода, что удобно при студийном применении камеры, a также делает возможной запись несжатого ТВЧ-видеосигнала на какое-либо внешнее устройство. При съемке кино пригодятся многочисленные настройки гаммы и матрицы цвета. Видоискатель совмещен с небольшим ЖК-экраном размером 2,4 дюйма, что несколько затрудняет процесс работы. Для помощи при фокусировке также имеется функция усиления контуров и увеличения участков изображения Focus Assist.

В заключение

Многочисленные независимые тесты, а также опыт эксплуатацин показывают, что HDV-оборудовaние позволяет добиться очень неплохих результатов при относительно небольших финансовых затрат, если вы хoтите работать в формате изображения высокой чeткости, но не располатаете достаточными средствами для покупки оборудования класса HDCAM или DVCPROHD, а также в случае, если вaм необходимо проводить съемки в экстремaльных условиях, где тяжелая аппаратyра не применима, обратите свое внимание на HDV. Благо, выбор становится все обширнee.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2006
Посещений: 17338

Статьи по теме

  Автор

А. Филиппов

А. Филиппов

ООО "Профессионaльные Телевизионные Системы"

Всего статей:  4

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций