Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Гибридные приставки: почему нельзя экономить на абонентах

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Гибридные приставки: почему нельзя экономить на абонентах

Интерактивное ТВ находится в стадии активного роста. Это вполне понятно и ожидаемо, поскольку по сравнению с традиционным телевидением интерактивное ТВ предлагает намного более широкий перечень интересных и удобных сервисов
Вадим Макматов
Менеджер по работе с клиентами, "Смарт Лабс"

Одно из направлений роста сегмента интерактивного ТВ — гибридное телевидение. Вообще говоря, существуют три основные разновидности "гибридов": эфирное телевидение в сочетании с IPTV, кабельное телевидение плюс IPTV, спутниковое телевидение и IPTV.

Ситуации в разных странах, безусловно, различаются, но в основном гибридное телевидение развивается в плоскостях DVB-T плюс IPTV (эфирное и IP) и DVB-C плюс IPTV (кабельное и IP). Россия в целом соответствует мировому тренду, но есть здесь и свои нюансы.

Тенденции развития гибридного ТВ в России

Российское DVB-T фактически находится на стадии становления. Сейчас идет строительство сети DVB-T, и это основная и очень ресурсоемкая задача, которую необходимо реализовать в ближайшие несколько лет. Иными словами, интерактивные возможности для DVB-T на сегодняшний день не входят в перечень приоритетов операторов.


Можно только прогнозировать, что российский рынок интерактивного ТВ на базе DVB-T начнет формироваться примерно через три года. О том, что такой рынок возникнет, можно говорить с достаточной уверенностью, потому что российский рынок во многом оглядывается на Европу, а в Европе есть подобные успешные проекты. Готовый пример — британский You View, организованный совместно такими вещателями, как ВВС iPlayer, ITV Player, 4oD и Demand5. Абоненты You View имеют в своем распоряжении стандартные услуги DVB-T и целый набор интерактивных сервисов наподобие VoD, PVR, Pause live TV и т.д.

Сегмент DVB-S в России находится в зоне быстрого роста абонентских баз

По итогам 2012 года кабельное ТВ показывает снижение рыночной доли. Единственная из всех платформ платного телевидения демонстрирует не рост, а напротив, сокращение. Как итог, кабельные операторы так или иначе вынуждены искать новые способы привлечения абонентов

Соответственно основные игроки делают ставку на расширение площади покрытия, гибкую ценовую политику и специальные предложения по стоимости абонентского оборудования и абонентской платы. Таким образом, спутниковые операторы больше ориентируются на массовый охват и доступность своих услуг.

При этом интерактивные сервисы рассматриваются операторами спутникового телевидения в качестве премиум-сегмента. Как следствие, на нынешнем этапе они не вписываются в общую стратегию массового продвижения. Конечно, нельзя забывать и о таком моменте, как отсутствие собственных IP-сетей. Это тоже серьезный ограничивающий фактор для спутниковых операторов.

Скорее всего, очередь интерактивных сервисов настанет, когда рынок платного телевидения достигнет уровня насыщения и спутниковым операторам придется конкурировать уже по другим моделям, в том числе за счет добавления новых современных услуг.

В области кабельного ТВ ситуация несколько иная

Прежде всего, по итогам 2012 года кабельное ТВ показывает снижение рыночной доли. Единственная из всех платформ платного телевидения демонстрирует не рост, а напротив, сокращение. Как итог, кабельные операторы так или иначе вынуждены искать новые способы привлечения абонентов.

Стоит отметить, что для этого у кабельного телевидения есть все необходимые ресурсы. Во-первых, у кабельных операторов есть собственная кабельная сеть. Кроме того, многие из них сами являются еще и операторами ШПД. Во-вторых, у них есть уже готовая абонентская база. В-третьих, у кабельных операторов есть действующие договоры с контент-провайдерами. Проще говоря, у них есть контент, есть инфраструктура для его доставки и есть кому этот контент доставлять. Сочетание имеющихся возможностей и тенденции к сокращению доли кабельного ТВ подталкивают операторов к реализации гибридных проектов.

Гибридное ТВ - ставка на качество

Для оператора переход от кабельного вещания к гибридному ТВ, безусловно, сопряжен с некими потенциальными проблемами. Всегда возникает желание где-то сэкономить, взять решение подешевле, может быть, что-то сделать самостоятельно и т.п.

Конечно, в первую очередь хочется сэкономить на абонентских приставках. Однако в итоге можно потерять гораздо больше, чем сэкономить.

Сегодня оператор ничем не сможет оправдать примитивный интерфейс и низкую скорость работы. Планка качества изначально находится на очень высоком уровне

Чем "грозят" оператору и его абонентам дешевые приставки? Как правило, у излишне бюджетных устройств встречается как минимум один из трех основных недостатков.

Первый недостаток — низкая производительность. Она подразумевает использование упрощенных интерфейсов, без излишних наворотов, тяжелой графики, анимации и других элементов, привлекательных для пользователя. Опять же не стоит рассчитывать на быструю работу оборудования — недостаточные мощности просто не позволят обеспечить скоростную загрузку и высокое быстродействие при работе устройства.

Второй недостаток — использование базового SDK, предоставляемого поставщиком "железа". Чаще всего такой SDK не имеет достаточных средств для реализации действительно качественных и привлекательных сервисов. С помощью базового инструментария проблематично создать сервисы, которые соответствовали бы современным запросам потребителей услуг платного ТВ.

Третий и последний недостаток — банальное отсутствие поддержки тех сервисов, которые в настоящий момент должны присутствовать, что называется, по умолчанию.

Когда оператор использует такие приставки, он, в сущности, сам себе затрудняет работу с абонентами и создает дополнительные проблемы.

Сегодня на потребительском рынке представлено огромное количество устройств, смартфонов, планшетных компьютеров и другой мобильной техники, которые задают очень высокую планку качества. Такие устройства бывают весьма и весьма производительными .

Например, только что вышел смартфон Samsung Galaxy S4, процессор в котором будет уже даже не четырех-, а восьмиядерным! Нет недостатка и в весьма качественных и продвинутых интерфейсах. Важно, что абоненты привыкли пользоваться такими устройствами. Привыкли к высокой производительности, совершенным интерфейсам.

У излишне бюджетных устройств встречается как минимум один из трех основных недостатков

Сегодня оператор ничем не сможет оправдать примитивный интерфейс и низкую скорость работы. Планка качества изначально находится на очень высоком уровне.

И вот здесь возникает очень интересный момент. С одной стороны, на базе низкобюджетных STB невозможно предоставить абоненту сервисы надлежащего качества.

Абонентам нужны качественные и удобные сервисы, быстродействующие и привлекательные интерфейсы. С другой стороны, российский абонент не готов платить за приставку суммы, сопоставимые со стоимостью лучших западных образцов — абонентских устройств TiVo, You View, Horizon Box.

Вот в такой противоречивой ситуации могут оказаться операторы, которые хотели бы развивать гибридные сервисы.

Тем не менее существует решение, дающее возможность не впадать ни в одну из этих крайностей. Оператор может использовать доступные абонентам по цене, достаточно производительные приставки вместе с инновационным программным обеспечением, которое позволяет максимально задействовать имеющиеся аппаратные ресурсы. Речь идет о технологии "толстого клиента", с помощью которой реально компенсировать недостаточную производительность STB за счет работы с аппаратной частью напрямую.

В результате оператор предлагает абонентам достаточно недорогие приставки, предоставляя современные сервисы и привлекательные инновационные интерфейсы.

Разработать такой продукт самостоятельно оператор вряд ли сможет. В любом случае на это потребовалось бы много времени и ресурсов, которых у операторов кабельного ТВ просто нет. Однако подобные решения предлагаются производителями приставок и ПО. При этом вендоры, как правило, предоставляют уже опробованные решения с широким функционалом.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2013
Посещений: 15751

Статьи по теме

  Автор

Вадим Макматов

Вадим Макматов

Менеджер по работе с клиентами, "Смарт Лабс"

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций