Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Опыт внедрения системы менеджмента качества на предприятии

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Александр Кузовенков
И.о.генерального директора ФГУП "РЧЦ ЦФО"

Опыт внедрения системы менеджмента качества на предприятии

Успехи производственной деятельности любого предприятия во многом определяются степенью его оснащенности современными средствами производства, внедрением и использованием новых информационных технологий, высокой квалификацией персонала предприятия. Однако одним из важнейших факторов повышения эффективности производства, улучшения качества оказания услуг остается системный подход к управлению предприятием, организацией или компанией

Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" (далее - Предприятие) осуществляет функции по обеспечению надлежащего использования радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения на территории областей, входящих в состав Центрального федерального округа.

Во многом повышению уровня обслyживания, налаживанию сотрудничества способствует внедренная на Предприятии система менеджмента качества (СМК), которая позволяет документально описать и упорядочить все технологические производственные процессы, привести их в соответствие с требованиями принятого в России стандарта качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Решение о внедрении системы менеджмента качества на ФГУП "РЧЦ ЦФО" было принято в сентябре 2003 г. Оно базировалось на том, что СМК, как совокупность скоординированных действий по руководству Предприятием, является основой оптимизации управления производством.

Этапы долгого пути

Создание СМК на Предприятии осуществлялось поэтапно и по продолжительности заняло немногим более полутора лет. На первом этапе проводилась разработка документации СМК.

С этой целью была создана рабочая грyппа, определен перечень основных производственных процессов, подлежащих документированию, а также конкретный состав документации, который включал: руководства по качеству (2), стандарты, регламентирующие функционирование СМК (5), технологические стандарты (12) и стандарты, обеспечивающие производственную деятельность Предприятия (10).

На этом же этапе были проведены следующие мероприятия:

  • создана служба качества Предприятия;
  • организовано изучение документации СМК персоналом Предприятия;
  • проведено анкетирование пользователей радиочастотным спектром, обобщены и проанализированы поенные результаты;
  • переработаны положения о структyрных подразделениях, филиалах и должностные инструкции сотрудников Предприятия;
  • обобщены предложения, полученные от филиалов и структурных подразделений по доработке и корректировке документации СМК;
  • проведено несколько внутренних проверок функционирования элементов СМК Предприятия.
Созданная на Предприятии служба качества возглавляется представителем руководства по качеству, который назначается решением генерального директора. В состав этой службы входит персонал штатной группы качества, а также внештатные представители по качеству - по одному от каждого структурного подразделения и филиала Предприятия.

Среди основных задач службы качества: организация и поддержание в рабочем состоянии документации СМК; совершенствование механизма обеспечения стабильности качества услyг, представляемых Предприятием всем пользователям радиочастотным спектром на территории ЦФО.

Важным элементом функционирования СМК является систематическое (ежеквартальное) анкетирование пользователей радиочастотным спектром - клиентов Предприятия. Результаты анкетирования дают возможность своевременно и адекватно реагировать на все замечания и пожелания клиентов, тем самым улучшая качество их обслуживания.

Для удобства работы с клиентами на Предприятии были выделены помещения или рабочие места, оборудованные информационными и справочными стендами с документацией по всем вопросам обеспечения использования радиочастот и РЭС.

К услугам клиентов предлагаются консультации специалистов по оформлению различных документов и зaявок, работает телефон горячей линии, а также "гостевая книга" на сайте Предприятия.

С целью подготовки специалистов службы по вопросам менеджмента качества планово проводится их обучение. В 2005 г. восемь работников прошли обучение по таким темам, как "Разработка СМК предприятия на основе стандартов ИСО серии 9000", "Подготовка экспертов по проведению внутренних проверок СМК" и по другим вопросам менеджмента качества. Эти специалисты вошли в состав постоянно действующей комиссии Предприятия по проведению внутренних проверок состояния СМК, которые осуществляются ежемеcячно.

Проведенные мероприятия позволили подготовить СМК к сертификации. По их результатам в июне 2005 г. Предприятию был выдан сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Преимущества СМК

Среди положительных результатов внедрения СМК можно отметить следyющие:

  1. Все основные процессы деятельности Предприятия документированы в стандартах Предприятия, что позволило четко определить содержание действий персонала при выполнении той или иной технологической процедyры. Обеспечена последовательность,прозрачность и воспроизводимость управления производством на всех его этапах и уровнях.
  2. Принимаемые на Предприятии управленческие, финансовые и технологические решения основаны на анализе результатов внутренних проверок производственных процессов. Оптимизирована организационно-штатная структура Предприятия, улучшено взаимодействие между структурными подразделениями и филиалами.
  3. Производственная деятельность организована и осуществляется в соответствии с требованиями общепризнанных международных стандартов.
  4. Документально закреплен мотивационный механизм материального стимулирования качества труда. Повысилась ответственность и дисциплина сотрудников.

Получение сертификата не означает, что система менеджмента качества не должна развиватьcя дальше. Процесс ее совершенствования является непрерывным. Важным условием качественного оказания услyг и успешного взаимодействия и сотрудничества с клиентами Предприятия по-прежнему остается своевременное внесение актуальных изменений и уточнений в производственные процессы,оперативное реагирование на запросы и пожелания пользователей радиочастотным спектром.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2006
Посещений: 22615

  Автор

Александр Кузовенков

Александр Кузовенков

И.о.генерального директора ФГУП "РЧЦ ЦФО"

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций