В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На прошедшей в феврале выставке CSTB'2009 мы общались с представителями компаний-участников и узнали их мнение о тенденциях развития телекоммуникационного рынка. Так как в выставке принимало участие большое количество телеканалов, то и в нашем обзоре они нашли отображение, поделившись своим мнением о том, как повлияет на отрасль создание ассоциации поставщиков интерактивных услуг, о степени кризисоустойчивости отрасли, о влиянии кризиса на рынок контента, о наиболее значимых событиях, произошедших за последние десять лет. Представляем вниманию наших читателей первую часть обзора.
Виталий Суфан
Генеральный директор представительства компании Zonemedia Enterprises Ltd (Chello Zone) в России и странах СНГ
— Слышали ли Вы о создании ассоциации поставщиков интерактивных сервисов, в которую войдут операторы и владельцы прав на контент? Как создание подобной ассоциации повлияет на отрасль?
— Я знаю об ассоциации, но ее создание, как и любой другой организации, еще не гарантирует построения более эффективных и цивилизованных взаимоотношений между правообладателями контента и операторами. Безусловно, с учреждением в России биржи мультимедийного контента может быть создан интересный прецедент, это совершенно новая для российского рынка идея. Думаю, она вполне реализуема, но вопрос в том, насколько функциональна и полезна она будет для тех, кто в нее входит, для тех, кто захочет воспользоваться ее опытом работы.
— Прошла первая волна кризиса, на Ваш взгляд, какие можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли и конкретно вашей компании?
— Финансовое положение нашей компании на сегодняшний день я вполне могу назвать устойчивым и стабильным. Кризис в большей степени коснулся наших взаимоотношений с операторами. Мне уже поступали (и я думаю, что еще будут поступать) просьбы от наших партнеров о различных послаблениях в плане платежей. Это связано с падением курса рубля и прямой зависимостью наших расценок от курса доллара. Операторы не решаются увеличивать цены для абонентов. Мы в целом готовы рассматривать такие просьбы в индивидуальном порядке, поскольку всегда внимательно относились к просьбам наших партнеров, старались всегда найти разумный компромисс.
Что будет в конце года - трудно предсказать, но как цель для себя и компании я ставлю сохранение на нынешнем уровне нашей клиентской базы и количества подписчиков. Если нам это удастся и если удастся еще что-то добавить, то я бы считал, что год прожит не зря.
— Как кризис скорректировал рынок контента?
— Я каждый день общаюсь с операторами и знаю, что закупочные и программные бюджеты были существенно урезаны. Это значит, что мало кто сейчас будет готов брать новые каналы, а если и будет - то в очень ограниченном количестве. Что касается нашей компании, то мы давно работаем на российском рынке, имеем достаточно устойчивую базу подписчиков и как цель ставим себе ее сохранение.
— В этом году нашему журналу исполняется 10 лет. На Ваш взгляд, что изменилось в отрасли за эти 10 лет (какие глобальные события произошли)?
— В качестве главного события я могу выделить появление и становление в России платного телевидения. Отрасль зарождалась на пустом месте в неблагоприятных условиях, но тем не менее платное телевидение появилось. На начальном этапе люди не могли понять, почему они должны платить за телевидение, а сейчас почувствовали преимущества платного ТВ, знают, за что платят, и готовы эти деньги платить. На мой взгляд, процесс формирования российского рынка платного телевидения уже практически завершился.
Александр Силин
Директор компании "Аскон", представитель Eurosport
— Слышали ли Вы о создании ассоциации поставщиков интерактивных услуг, в которую войдут операторы и владельцы прав на контент?
— Слышал, только пока непонятно, чем собирается заниматься эта ассоциация.
— Прошла первая волна кризиса, какие, на Ваш взгляд, можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли, и в частности, вашей компании?
— Отрасль очень кризисоустойчива, с нашей компанией тоже все в порядке. На мой взгляд, большинство проблем, которые возникают в отрасли между компаниями, обусловлены скорее не объективным положением дел, а традиционно российским подходом в любой сложной ситуации пытаться "прогнуть" контрагента до минимальных цен. Первая волна прошла, посмотрим, что будет дальше.
— Как, на Ваш взгляд, кризис скорректировал рынок контента?
— Еще никак, все будет понятно в середине года, потому что все те компании, которые получали стартапные деньги, - эти деньги пока имеют и работают.
— Как Вы считаете, в условиях кризиса может возрасти конкуренция среди операторов и приведет ли это к увеличении интереса к рынку контента?
— Конкуренция среди операторов сейчас вырасти не может, она перейдет в другую качественную плоскость. Операторам, вместо того чтобы строить новые сети и подключать к ним абонентов, то есть расти экстенсивно, придется расти интенсивно, а именно: сократить показатель оттока абонентов от сетей. Безусловно, это возможно сделать только за счет контента, следовательно, кризис увеличит интерес операторов к контенту, и это видно уже сейчас. Но при этом оператор, за счет того что будет резко ограничен в деньгах, станет более ответственно подходить к выбору контента. Если раньше он выбирал между качественным каналом и тремя менее качественными, но за те же деньги, и отдавал предпочтение трем, то сейчас велика вероятность того, что выбор будет сделан в пользу более качественного канала. Хотя поначалу будет наклон в противоположную сторону.
— В этом году нашему журналу исполняется 10 лет. В связи с этим нам интересно узнать Ваше мнение о том, какие наиболее яркие события случились в отрасли за это время.
— В отрасли кабельного телевидения могу отметить появление крупных игроков, которые работают по разным моделям и благодаря большим размерам страны умудряются сосуществовать. Что касается увеличения количества каналов и абонентов - это естественный процесс.
Марат Хасянов
Вице-президент корпорации "Рикор"
— Прошла первая волна кризиса, какие, на Ваш взгляд, можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли и, в частности, вашей компании?
— О кризисоустойчивости отрасли не могу сказать, так как не анализировал, но по некоторым показателям данной выставки можно сделать кое-какие выводы. По первым двум дням могу сказать, что региональные компании, которые вовлечены в эту отрасль, на сегодняшний день не высказывали никаких опасений с точки зрения устойчивости-неустойчивости. Я не слышал ни одного возражения вроде: сейчас кризис, нам не до этого.
— Как, на Ваш взгляд, кризис скорректировал рынок контента?
— В отношении контента кризис вообще неощутим. Сегодня я видел минимум шесть компании, которые занимаются контентом и о существовании которых я не подозревал. Однако они есть, они работают, подходят к нам и предлагают свои услуги. То есть контент значительно увеличился по объему.
— Как Вы считаете, в условиях кризиса может возрасти конкуренция среди операторов и приведет ли это к увеличении интереса к рынку контента?
— Кризис - это уже конкуренция: слабый умрет, а сильный останется. Один американский бизнесмен сравнил кризис с отливом, в процессе которого становится видно, кто залез в воду без трусов. Однако я думаю, что как-то связывать конкуренцию с контентом невозможно. На сегодняшний день обычное телевидение (антенна плюс мостелекомовская доставка по кабелю) - составляет порядка 30 каналов, которые практически на 80% удовлетворяют потребности телезрителей. Добавим к этим 30 каналам еще 10, и это будут 40 каналов, которые практически на 99% удовлетворят интересы абонентов. Поэтому сейчас о расширении контентной части речи нет, задача в другом - контент должен быть качественным. Причем должен быть качественным не только с точки зрения изображения, но и подачи информации.
Сегодня контента в избытке. Вопрос заключается только в том, чтобы каждый оператор правильно спланировал контентную часть, чтобы это было интересно всем.
— В этом году нашему журналу исполняется 10 лет. В связи с этим нам интересно Ваше мнение о том, какие наиболее яркие события случились в отрасли за это время.
— Сегодня отрасль значительно интереснее, чем даже год назад. Идет эволюция, хотим мы этого или нет. В рамках этой эволюции появляется система выбора, и это уже прекрасно. Есть выбор контента, источника изображения, тех функций, которыми человек пользуется. Я думаю, что отрасль идет вперед.
Артем Лысов
Директор по развитию канала LUXE.TV-Russia
— Слышали ли Вы о создании ассоциации поставщиков интерактивных сервисов, в которую войдут операторы и владельцы прав на контент? Как создание подобной ассоциации повлияет на отрасль?
— Я всегда положительно отношусь к любым объединениям, если от этого есть реальная польза, будь то ассоциация поставщиков интерактивных сервисов или клуб любителей аквариумных рыбок.
Этот проект давно назревал, и я надеюсь, что у его организаторов хватит средств для осуществления задуманного. Главное, чтобы данная ассоциация рассматривалась, прежде всего, как бизнес-модель, а не как клуб по интересам. В России уже имеется несколько ассоциаций с громкими названиями, которые при этом, к сожалению, практически ничего не делают для отрасли.
— Прошла первая волна кризиса, на Ваш взгляд, какие можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли и конкретно вашей компании?
— Мне кажется, что в отрасли пока серьезных изменений из-за кризиса не произошло. Первая волна - это еще не показатель. Хотя количество представителей кабельных операторов, которые смогли приехать на выставку CSTB'2009, стало значительно меньше. На сегодняшний день никаких сокращений в команде LUXE.TV-Russia не произошло и в ближайшее время не прогнозируется. Несмотря на кризис, мы планируем продолжать проведение акций в городах нашей сети и дальнейшую маркетинговую активность.
— Как кризис скорректировал рынок контента?
— Я всегда стараюсь находить во всем положительные стороны. Конечно, финансовый кризис не мог обойти стороной сферу масс-медиа. Во многих компаниях прошли сокращения. Большое количество глянцевых изданий было просто закрыто. Но есть и положительные моменты. Благодаря кризису отсекается все лишнее и нежизнеспособное. Это своего рода естественный отбор. Должны выжить сильнейшие компании, которые смогут предложить качественный продукт по разумной цене.
— Как Вы считаете, может ли в условиях кризиса возрасти конкуренция среди операторов и приведет ли это к увеличению интереса к рынку контента?
— Я очень на это надеюсь. Конкуренция была и до этого, но мне кажется, что финансовый кризис станет катализатором процесса. Многие операторы уже сейчас начинают пересматривать свои списки каналов, входящих в пакеты, проводить замены. Не думаю, что в ближайшее время абонентская плата будет серьезно понижаться. Единственный выход, чтобы удержать зрителя, - предлагать качественный и интересный контент.
Наталья Палинова
Генеральный директор ЗАО "Юмор ТВ"
— Прошла первая волна кризиса, какие, на Ваш взгляд, можно сделать выводы о кризисоустойчивости отрасли и, в частности, вашей компании?
— Безусловно, кризис затронул и нашу отрасль, в частности, снизился уровень продаж прямой рекламы. Недавно прошедшая выставка CSTB, в которой принимал участие "Юмор ТВ", показала, что количество посетителей и потенциальных партнеров также снизилось по сравнению с прошлым годом. Что же касается нашей компании, то в нынешних условиях мы мобилизовали все силы, определили для себя ряд приоритетных направлений, частично сократили расходы. Уверена, что прорвемся, потому что мы - международный холдинг, всегда существовавший без сторонних дотаций. Поэтому рассчитываем всегда только на свои силы и на профессионализм наших сотрудников.
— Как, на Ваш взгляд, кризис скорректировал рынок контента?
— Рынок контента переполнен. В условиях кризиса слабые и мелкие компании уходят с поприща за неимением средств и сил вести здоровую конкурентную борьбу. Остаются преимущественно крупные холдинги и те, кто предлагает действительно востребованный зрителем контент. Это своего рода естественный отбор. Поэтому не стоит воспринимать кризис только как отрицательное явление.
— Как Вы считаете, в условиях кризиса может возрасти конкуренция среди операторов и приведет ли это к увеличению интереса к рынку контента?
— Да, возможно. Сильные, как я уже отметила, останутся на плаву и начнут скупать мелкие компании, создавать объединения. Конкуренция проявится в обширном спектре специальных предложений, более льготных условиях подключения и т.п. В свою очередь, уверена, что кабельные операторы начнут более тщательно подходить к выбору каналов для размещения в своей сети, а главное, появится заинтересованность в качественном контенте. Ведь приоритетом для нас всегда был и остается зритель, который в условиях кризиса выбирает только то, что любит, к чему привык. Это хорошее время для проведения честного мониторинга.
— В этом году нашему журналу исполняется 10 лет. В связи с этим нам интересно Ваше мнение о том, какие наиболее яркие события случились в отрасли за это время.
— 10 лет - это очень большой период, за это время в нашей сфере произошло многое, отрасль не стоит на месте, растут и каналы, и кабельные операторы. Корректируется и избирательность зрителя. Новшества научно-технического прогресса облегчают с каждым днем нашу работу, корректируют направления в развитии медиаструк-тур. Все это в принципе является естественным развитием жизни.
Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2009
Посещений: 9857
В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций